Готовы ли мы к обязательному медицинскому страхованию?

6 Дек 2017

 После предупреждения Президента страны Н. Назарбаева о том, чтобы при переводе бесплатной отечественной медицины на рельсы обязательного медицинского страхования не было спешки, а происходило все обдуманно, с выправлением проблемных участков, реформаторы медицины, видимо, задумались и решили переход на новую систему медобслуживания отложить до 2020 года. Наверное, это правильно, потому что у населения пока очень много вопросов к новой системе. В основном они касаются квалификации медицинских работников, которые завтра нас будут обслуживать.

По данным областного управления здравоохранения, в ЮКО сегодня работают около восьми тысяч врачей и около 25 тысяч медицинских работников среднего звена, основная часть из них живет в районах. Об уровне общеказахстанской медицины, в которую входит и сельская, можно судить по недавнему опросу, который был проведен коллегами из республиканского телеканала. 78 процентов респондентов оценили отечественную медицину отрицательно, только 22 — положительно. Нужно полагать, граждане, давшие положительную оценку деятельности медиков, скорее всего, живут в Астане, Алматы и других крупных городах, где уровень медобслуживания намного выше, чем в сельской местности.
Года три назад мною был написан материал о сарыагашской районной больнице, признанной облздравом лучшим медучреждением года. После публикации статьи от жителей посыпались жалобы по поводу плохого медобслуживания в этой райбольнице, и за свою оплошность я получил предупреждение от начальства.

Недавно такая же жалоба поступила от жителя Мактааральского района. В Жетысайской райбольнице в начале октября нынешнего года от потери крови умер парень, который обратился к врачам за помощью после ножевых ранений в ногу. Виноват в его смерти, по словам автора жалобы, молодой доктор, который в ту ночь дежурил на станции скорой помощи и сам зашил рану, не проконсультировавшись с более опытными коллегами.

На днях моего родственника, всю жизнь проработавшего хирургом в Мырзакентской райбольнице, сыновья увезли на лечение в Алматы, потому что не доверяют местным коллегам отца. Видимо, сам родитель посоветовал.

Сельчане, у кого нет родных в южной и северной столицах или Шымкенте, нет солидных средств на платное лечение, едут за помощью к врачам Ташкента. Потому что к нашим высококвалифицированным докторам трудно попасть на лечение из-за сложности регистрации на портале, даже если болезнь прижмет. А медицина в узбекистанской столице до сих пор славится своим качеством, и лечение обходится намного дешевле, чем у нас.

Почему среди сельских врачей так много «серой» посредственности, что сельчане не желают обращаться в свои лечебницы, а стремятся попасть к более квалифицированным городским докторам? Однозначного ответа на этот вопрос нет. На мой взгляд, есть две причины. Во-первых, хорошие специалисты не хотят ехать в глубинку. В сарыагашскую райбольницу по просьбе руководителя облздрава М. Егизбаева на должность главного врача приехал доктор медицинских наук, хирург высшей категории И. Ташев. Он пожертвовал карьерой в республиканском научном центре в Астане ради того, чтобы поднять уровень медицинского обслуживания в родном районе, где врачи, кроме удаления аппендицита и грыжи, других операций не делали. Теперь вопрос: много ли наберется таких специалистов, которые ради аула оставят благоустроенный город? Ответ однозначный: единицы. Поэтому знающих врачей в селе можно по пальцам пересчитать, и их на всех не хватает.

Вторая причина — качество обучения наших студентов-медиков. Дочь моего знакомого, выпускница Астанинской медакадемии, устроившись на работу преподавателем в один из местных вузов, долго удивлялась: «Студентов вынуждают к даче взяток во время экзаменов. Зачем что-то учить, если за каждый экзамен все равно придется платить». Выпускники с таким образованием потом не смогут устроиться на работу в приличные городские и областные клиники или там долго не задерживаются и возвращаются в родной район или аул. Там они пополняют ряды той же «серой» массы в белых халатах.

По данным облздрава, в ЮКО сегодня на 10 тысяч населения приходится всего 26,3 врача. Это выше общереспубликанского уровня, но значительно меньше наших потребностей. В сельской местности не хватает в основном врачей общей практики, педиатров, гинекологов и других узких специалистов. Ежегодно на ярмарку вакансий, проводимую медвузами, приезжают представители районных акиматов и медучреждений, которые уговаривают выпускников приехать к ним на работу, суля различные бонусы. Но молодежь в селах долго не задерживается из-за отсутствия жилья и других благ цивилизации. Если реально, то молодому человеку практически невозможно устроить свой быт на новом месте на 150 тысяч тенге, выделяемые государством в качестве подъемных средств. Поэтому областные акимат и маслихат решили с нового года увеличить размер подъемных для выпускников медвузов, едущих на работу в село, до одного миллиона тенге. И обязали райакиматы обеспечить молодых медицинских специалистов жильем в обязательном порядке. За это новоиспеченные врачи должны отработать на селе не менее пяти лет. Потом они, может быть, привыкнут к сельской жизни и останутся.

Есть еще одна проблема, которая мешает внедрению в ЮКО обязательного социального медицинского страхования. Это нехватка больниц и поликлиник, имеющиеся же работают с двойной-тройной нагрузкой. В нынешнем году впервые в истории области одновременно строятся сразу четыре поликлиники: по одной в Кентау и Сайрамском районе, две — в Мактааральском. В целом по области возводятся 34 медобъекта, на что из местного бюджета выделено 3,7 млрд. тенге. Но всех этих объектов для огромной области мало, многие лечебницы в Шымкенте и районных центрах находятся в приспособленных зданиях.

Благодаря мерам, принятым обл-здравом, при финансовой поддержке областного акимата, за последние годы показатель материнской и младенческой смертности в ЮКО снизился. Но результат работы службы родовспоможения мог быть лучше, если бы перинатальных центров в ЮКО было достаточно. А их всего четыре, и только один находится в современном типовом здании.

Нуждаются в таком центре и роженицы Сарыагашского, Мактааральского и Шардаринского районов, которые расположены далеко от Шымкента.

Облздравом разработан проект по обеспечению до конца 2018 года медпунктами модульного образца всех 87 аулов, где таких точек нет или они ютятся в приспособленных помещениях. Строить своими силами — долго и дорого, поэтому их закупят у турецких производителей. 20 должны быть приобретены в этом году, остальные — до конца следующего.

Успеет ли областное здравоохранение осуществить задуманное и устранить все недостатки к 2020 году? Если в аулах не могут оказать первичную медпомощь из-за отсутствия медпунктов, а в районах нет нормального медобслуживания из-за нехватки врачей, то о каком повышении качества медобслуживания можно говорить в условиях новой системы. Правда, наши доктора перенимают опыт у зарубежных коллег. Например, 80 южноказахстанских врачей повысили свою квалификацию в клиниках Турции, Южной Кореи, России, Беларуси, Монголии и других стран. 148 врачей обучались на республиканском уровне, около 900 — в трех областных тренинг-центрах.

Средства, выделенные из бюджета ЮКО на решение материально-технических проблем областного здравоохранения, в нынешнем году доведены до шести миллиардов тенге. Но в этой сфере, как мы убеждаемся, деньги решают не все. И на вопрос, как улучшить здравоохранение, можно предложить такой вариант ответа: «Пусть выпускники медвузов первые три-четыре года лечат только своих преподавателей». В этой шутке — намек на сегодняшнюю действительность.

Азимхан Кулбаев

ОСМС: какие изменения ожидаются в сроках и платежах?

Реформа по внедрению медицинского страхования продолжается, но с двухгодичным переходным периодом

 Сегодня рассматриваются законодательные изменения в переносе сроков оказания медицинской помощи населению и старте уплаты взносов всеми категориями плательщиков на январь 2020 года, кроме работодателей, чьи отчисления в Фонд медстрахования предлагается сохранить в течение переходного периода, в 2018-2019 годах.

До полноценного запуска ОСМС, в первую очередь, предполагается решить проблему учета и «оцифровки» всех категорий населения, в том числе порядка трех миллионов неформально занятых граждан.

Минздрав планирует усовершенствовать тарифную политику, детализировать содержимое пакета гарантированной государством медицинской помощи (ГОБМП), установив лимит на неприоритетные медуслуги, но сделать более весомым и привлекательным для застрахованных пакет ОСМС.

Взносы индивидуальных предпринимателей, наемных работников, самозанятых и государства за льготные категории населения предлагается перенести с 1 января 2018 года на 1 января 2020 года. Значительно уменьшается размер взносов физических лиц, работающих по договорам ГПХ: ставки снижаются с пяти процентов до одного от получаемых доходов.
Работодатели продолжат свои отчисления в размере 1,5 процента в течение двух последующих лет. Накопленные средства обеспечат необходимые резервы ФСМС и пойдут на расширение страхового пакета медуслуг.

При этом нагрузки на бизнес не произойдет за счет уменьшения ровно на такую же величину, а это те же 1,5 процента, налога на социальное страхование. Такая норма обсуждается в рамках принятия поправок в Налоговый кодекс РК.

Важно помнить, что незастрахованное население сможет получать бесплатную медицинскую помощь в усеченном виде до 2022 года.

Азимхан Кулбаев
По материалам Zakon.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *