Электронное правительство в вопросах и ответах

12 Янв 2018

Получи услугу сам

 Под занавес года количество пользователей электронного правительства достигло 7 миллионов человек. Семимиллионным стал 16-летний школьник Н. Байсултанов из Актюбинской области. Он зарегистрировался на сайте egov.kz, как только получил cвое первое в жизни удостоверение личности.

Реестр государственных услуг, оказываемых Центрами обслуживания населения — одной из основных структур госкорпорации «Правительство для граждан», — расширяется год от года. Если в 2016 году их было 548, то к концу 2017-го уже 621. Соответственно, увеличивается и число посетителей. Ради их удобства отделы ЦОНов работают практически без выходных, а некоторые — еще и до полуночи.

«Получи услугу сам!» – девиз сегодняшнего дня госкорпорации «Правительство для граждан», нацеленной на популяризацию оказания госуслуг в электронном формате. Максимальная оптимизация этого процесса – одна из первоочередных задач, обозначенных Главой государства Н. Назарбаевым в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Чем больше граждан освоит новый формат, тем меньше станут очереди в ЦОНах, которые, чего уж скрывать, отнимают немало времени.

Первыми в авангарде прогресса должны быть госслужащие, решили в департаменте «Центр обслуживания населения» — филиале НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по ЮКО — и обратились за поддержкой к руководству области. Аким ЮКО Ж. Туймебаев инициативу приветствовал и настоятельно рекомендовал чиновникам области лишний раз в ЦОНах не появляться, а получать необходимые услуги в электронном формате, тем более что у каждого из них открыт «Личный кабинет» на портале электронного правительства egov.kz. Тем самым они должны подать пример остальным гражданам.

— Наша сегодняшняя задача – не открытие новых отделов, а разгрузка существующих. Хотим приучить жителей области не ходить лишний раз в ЦОН, — поясняет директор департамента ЦОН по ЮКО Е. Алсеитов. — В этой связи мы признательны руководству области за поддержку нашей инициативы и надеемся, что вслед за госслужащими и другие граждане будут ценить свое время и пользоваться услугами электронного правительства. Напомню, что более 30 услуг на портале egov.kz стали доступны без электронно-цифровой подписи.

  Что дает пользователю «Личный кабинет»?

— С создания «Личного кабинета» начинается пользование услугами электронного правительства. Здесь есть удобное защищенное электронное хранилище, куда можно загрузить копии тех или иных документов. Они всегда — под рукой, если необходимо их использование при получении услуг. В «Личный кабинет» приходит персональная информация, к примеру, сведения об административных штрафах, очереди на жилье, а данные о заключении брака, рождении детей и других жизненных событиях представлены в графическом виде.

Конфиденциальна ли информация на портале электронного правительства? Насколько она защищена от третьих лиц?

 — Портал egov.kz не содержит конфиденциальной информации. Все данные, необходимые для электронных справок, хранятся в государственных базах данных. Все компоненты инфраструктуры электронного правительства функционируют в рамках единой защищенной системы. Кроме того, невозможно получить сведения о конкретном человеке без его ЭЦП, с помощью которой и происходит идентификация автора запроса на портале электронного правительства. Все компоненты электронного правительства ежеквартально проходят проверку на соответствие нормам информационной безопасности. Впрочем, лишний раз заглянуть в свой личный кабинет для контроля ситуации все же не помешает.

 Почему нельзя получить ЭЦП на сайте электронного правительства без посещения ЦОНа?

 — Из соображений конфиденциальности. Оператор должен убедиться, что заявитель лично подает заявку на получение ЭЦП. В ином случае есть риск, что злоумышленники могут получить подпись на другого человека и использовать ее в своих корыстных целях: для отправки запросов от вашего имени в государственные органы и получения вашей персональной информации.

Как с помощью электронного правительства зарегистрировать или перерегистрировать юридическое лицо?

 — Для этого нужно всего три действия: зайти в «Личный кабинет» или создать его, выбрав необходимую услугу, заполнить поля электронного запроса с указанием необходимых сведений, затем подписать запрос ЭЦП юридического лица.

 Можно ли получить электронную справку на другого человека?

 — Лишь некоторые. К примеру, адресную справку на ребенка можно получить, если акт записи о его рождении — не ранее 13 августа 2007 года. На супруга (-у) — если актовая запись о регистрации брака была после 1 июня 2008 года. Для получения электронной справки, предположим, о пенсионных начислениях, пользователь отправляет запрос на портал электронного правительства, который он обязательно подписывает своей электронной цифровой подписью. ЭЦП, согласно Закону «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», присваивается резиденту РК индивидуально. То есть получить электронную справку вы можете только на свое имя.

 Какие налоги можно оплатить на портале egov.kz?

 — Оплатить можно несколько видов налогов: на транспорт, имущество, земельный налог с физических лиц, а также оплатить пени, штрафы, недоимки за налоги физических лиц, госпошлину за различные госуслуги. Чтобы оказать услугу онлайн, достаточно войти в «Личный кабинет», заполнить и отправить заявку (ЭЦП не требуется). Сведения о задолженности появятся сразу после нажатия на опцию «Отправить запрос». Оплатить ее можно здесь же, на портале. Перевод денег на счет казначейства проходит в течение двух рабочих дней.

 Как оплатить штрафы за нарушения ПДД?

 — Для получения информации об имеющихся штрафах необходимо зарегистрироваться на портале, указать номера водительского удостоверения, протокола административного нарушения, автомобиля и техпаспорта. Для оплаты штрафа также необходимы данные платежной карточки. Для просмотра нарушений, зафиксированных скоростемерами, необходимо указать номера автомобиля, техпаспорта и выбрать город из списка, в котором было зафиксировано нарушение. После оплаты в «Личном кабинете» будет сформирован электронный чек, который равнозначен бумажному аналогу.

 Как с помощью электронного правительства обратиться в госорган с заявлением, чтобы оно наверняка дошло до адресата?

 — Выбрав сервис «Электронные обращения», заполнить представленную форму, описать проблему, подписать ЭЦП и отправить в нужный госорган. Сервис гарантирует доставку обращения, отслеживание его статуса и получение ответа, который придет в «Личный кабинет». Пользователя обязательно уведомят о доставке, регистрации заявления или отказе в ней, а также об отправке исполнителю и сроках, отведенных на это. Рассматривается обращение от 15-ти до 30-ти дней.

 Есть ли возможность у пользователей попасть на прием к министру, не приезжая в Астану?

 — Да, такая услуга есть. Нужно лишь авторизироваться, выбрать нужное министерство и ознакомиться с расписанием приема первого руководителя. Затем записаться на прием, указав желаемую дату, свои контактные данные, а также НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», куда вам удобно подойти для проведения видеоконференцсвязи. Уведомление об этом придет на электронную почту.

 Можно ли оформить заявку на получение водительского удостоверения в онлайн-режиме?

 — Только в случае обмена водительского удостоверения старого образца или с видоизменением его без истечения срока действия. Услуга доступна для жителей Астаны, Алматы и областных центров, включая Шымкент. Для этого нужно авторизироваться на портале egov.kz и выбрать опцию «Заказать услугу онлайн». Заполнить заявку и подписать ее ЭЦП. Кроме того, к заявке прикрепить фотографию (требования к ней можно узнать на сайте) и скан-изображение образца личной подписи. Оплатить госпошлину за выдачу водительского удостоверения, после чего чек обязательно распечатать. Пользователю необходимо будет посетить специализированный ЦОН для идентификации личности сотрудниками органов внутренних дел. При себе необходимо иметь распечатанное электронное заявление, настоящее водительское удостоверение для обмена, удостоверение личности, справки из псих- и наркодиспансера, а также медсправку формы 083.

√на заметку

Сегодня в ЮКО действуют 33 ЦОНа, включая специализированные центры для водителей в Шымкенте и Сайрамском районе. В 2018 году аналогичный откроется в Туркестане.

В 2017 году южноказахстанскими ЦОНами было оказано 5 млн. 477 649 услуг, из них 3 млн. 788 884 — в электронном формате.

Секторами самообслуживания Connection point жители ЮКО воспользовались более 1 млн. 184 434 раз.

В специализированном ЦОНе для водителей была оказана 169 621 услуга, было выдано 58 637 водительских
удостоверений.

5519 услуг сотрудниками ЦОНов было оказано на дому.Эта услуга предназначена для инвалидов I и II групп.

А для граждан с нарушениями слуха и речи в 2017 году заработал новый сервис с услугами сурдоперевода. Это совместный проект госкорпорации «Правительство для граждан» и ОО «Казахстанское республиканское общество
инвалидов войны в Афганистане».

1327 раз в 2017 году выезжали мобильные ЦОНы в отдаленные сельские округа, оказав местным жителям более 64000 услуг.

 Алиса Масалева

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *