Гардероб по предписанию

25 Апр 2018

 Религиозные евреи умеют носить костюм. Здесь, в Израиле, моему глазу приятна их элегантная трогость на фоне разгильдяйских, почти тотальных, футболок и флисовых толстовок. При этом крой не меняется уже столетие. Евреи позаимствовали у европейцев модные на то время черные шляпы и длинные сюртуки. В таком виде проще было слиться с местными жителями, селясь в любом городке Европы.

«Мы предпочитаем темные костюмы, потому что они скромны, праздничны и опрятны», — говорят религиозные евреи.

Сейчас уже трудно поверить, что за истекшее тысячелетие евреев старались то выделить из толпы, то слить с нею. Подверженные гонениям практически во всех странах и во все времена, представители этой национальности вынуждены были приспосабливаться к среде обитания. Проще всего это можно было сделать посредством одежды. Однако это не нравилось христианскому духовенству, которое при поддержке власти прибегало к дискриминационным мерам против иноверцев, принуждая их одеваться иначе. Причиной послужило опасение очередного римского папы в XIII веке, который полагал, что христиан надо отгородить от брачных уз с евреями: якобы те могут обмануться их ничем не примечательным внешним видом и вступить в нежелательную связь. Тогда же было принято решение о том, что евреи, живущие в христианских странах, должны иметь визуальные отличия в одежде.

Талит – молитвенное облачение, которое представляет собой прямоугольник с прорезью для головы и кистями по углам.

Помечали евреев различными способами. Так, в разных странах в разные века их заставляли надевать особой формы шапки – желтые, красные, белые; им вменялось носить одежду типа рясы с капюшоном; женщины на головных покрывалах должны были иметь нашитые голубые ленты. И это не весь список гардеробных ущемлений. Например, в Сицилии во время инквизиции евреи были обязаны носить зеленую одежду с красными крестами.

Наряду с этим еврейское население метилось особыми знаками, в основном в виде разноцветного лоскутного круга, чаще желтого, нашитого на грудь, плечо или спину. Этот средневековый отличительный знак в прошлом столетии оказался прообразом желтой звезды, ставшей проявлением нацистской идеологии, которая привела к гибели европейского еврейства во время Холокоста.

Штраймлы – меховые шапки цилиндрической формы, изготовленные из лисьих и собольих хвостов.

Наступил XIX век, и в России сложилась ситуация, когда евреям стали запрещать носить их национальную одежду. К этому времени повседневное платье евреев как мужчин, так и женщин, уже мало отличалось от того, что носили все. Потому запрет касался только элементов традиционной одежды. Традиционную, или галахическую, одежду — кипу и талит — разрешали только для синагоги. Под запрет попали также лапсердак вкупе с короткими штанами, заправленными в белые гольфы, и меховые шапки штраймлы. Кроме того, воспрещалось носить пейсы мужчинам, а женщинам – брить головы. Эти меры были направлены на то, чтобы ввести еврейское население в социум империи. Задачей ставилось привлечь евреев в различные учебные заведения, открыть им способы заняться земледелием, уничтожить кагалы и подчинить евреев общему управлению и др. Иными словами, максимально убрать разницу между ними и коренным населением Российской империи. Что-то из намеченного удалось, с чем-то просчитались. Что касается специфической еврейской одежды, то окончательно изжить ее не вышло, хотя она и была обложена налогом. Поблажку сделали престарелым иудеям, которым разрешено было доносить старое платье.

В настоящее время особая еврейская одежда восточноевропейского типа сохранилась лишь среди сравнительно немногочисленных ультраортодоксальных ашкеназских евреев Иерусалима и Бней-Брака в Израиле, а также Амстердама, Нью-Йорка и некоторых других городов. Особенно впечатляют штраймлы – меховые шапки цилиндрической формы, изготовленные из лисьих и собольих хвостов. Их существует свыше двадцати типов по принадлежности к общине. По одной из версий, в средние века в Испании хотели унизить евреев, заставляя носить на голове мех «нечистого животного» — хвост лисы. Но евреи превратили этот знак позора в знак отличия, который прошел сквозь века и утвердился прочно.

Кипа — маленькая шапочка — головной убор благочестивого еврея.

Умеренно религиозные носят кипу, которая разнообразна по цвету и фактуре: может быть черной или белой, бархатной, атласной или вязаной, с вышивкой и без нее. Эта маленькая шапочка является головным убором благочестивого еврея. Переводится как «купол» и служит символом смирения и благоговения перед Всевышним. Благочестивые евреи носят кипу постоянно. Нерелигиозные надевают ее при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве – праздновании совершеннолетия.

Кстати, у кипы за пределами Израиля было и есть иное название – ермолка. Известна также академическая ермолка – традиционный головной убор ученых с кисточкой, прикрепленной к центру.

В субботу к синагоге, в Израиле она называется бейт кнесет, спешат верующие евреи в талите – молитвенном облачении, которое представляет собой прямоугольник с прорезью для головы и кистями по углам, называемыми «цицит». Талит был завещан иудеям Торой. Так же, как и сплетенные в кисти цицит, призванные напоминать о 613 заповедях священного писания и следовать им: «И сказал Господь Моше так: говори сынам Исраэля и скажи им, чтобы делали себе кисти на углах одежд своих для поколений своих, и придадут они к кисти на углу нить лазурную» («Книга Бемитбар»).

Надо сказать, что евреи испытали ограничения на некоторую одежду не только со стороны – они и сами кое-что не велят носить. Так, существует запрет на шаатнез – одежду, изготовленную из смеси шерстяных и льняных нитей, а также надевать одновременно вещи из льна и шерсти или использовать их тем или иным способом. Евреи и сами не могут объяснить логику этого запрета. Есть мнение, что таким образом Тора противопоставляет евреев-скотоводов, символом которых является шерсть, египтянам-земледельцам, для которых знаковой культурой являлся лен. То есть запрет на шаатнез как бы подчеркивает недопустимость смешения еврейского с египетским: известно, что дружбы тут не было, и иудеи едва унесли ноги из египетского рабства, откуда Моисей выводил их сорок лет.

Евреи за свою долгую историю одевались по-разному. И, как уже было сказано, скромничали в одежде, стараясь не выделяться среди других.

Тем не менее в еврейских местечках, штетлах, существовал закон не закон, но установка, которая гласила: «Муж должен одеваться ниже своих возможностей, детей одевать сообразно своим возможностям, а жену одевать выше своих возможностей». Этим и объясняется непременное обилие украшений на женщинах, ибо по их внешнему виду судили о благосостоянии семьи. И до сих пор считается, что еврей серьезность намерения вступить в брак должен подтвердить тремя золотыми украшениями, преподнесенными в дар избраннице.

Зинаида Савина

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *