И каждый конкурс — особенный!

21 мая 2018

Завершился один из самых любимых конкурсов «ЮК», конкурс-долгожитель, благодаря которому мы снова и снова убеждаемся, как много талантливых у нас детей, какие замечательные у них педагоги. Искренне благодарны всем его участникам, а их было больше 150 человек, приславшим свои работы. Жюри было непросто выбрать лучшие из них.

Разнообразие предложенных тем позволило конкурсантам выразить себя. Кто-то рассуждал о конфликте отцов и детей, другие писали настоящую оду тургеневским девушкам, третьи восхищались богатством и красотой русского языка. Большая часть ребят решила написать о своих любимых литературных героях. Кого только среди них не было!

Большая часть ребят решила написать о своих любимых литературных героях. Кого только среди них не было! Дети-герои Великой Отечественной войны, что очень тронуло, Гарри Поттер и Шерлок Холмс, Анна Каренина и Джен Эйр, Татьяна Ларина и княгиня Вера Шеина, Робинзон Крузо и Холдеин Колфид из романа «Над пропастью во ржи» — большое количество персонажей. Есть среди них и реальные люди, к примеру, Флоренс Найтингейл и даже Олжас Сулейменов, которым так восхищена Гульнура Утениязова из Казыгуртского района. Какие только произведения не волнуют сердца и умы наших школьников! Одним словом, было все: и восхищение работами, и удивление неожиданными сравнениями, и сожаление от того, когда сочинение написано откровенно плохо или того хуже списано из интернета. Не устаем повторять: такие работы точно не имеют шансов. А с появлением различных сервисов по антиплагиату и распознаванию уникальности текста мы определяем еще на стадии отбора, с каких именно сайтов взяты те или иные абзацы. Так что до финала дошли абсолютно уникальные работы с собственными мыслями, эмоциями, чувствами. Ведь цель конкурса в том и состоит, чтобы привить детям любовь к чтению, «прожить» книгу, прочувствовать и поделиться этим с нами. Такая работа мимо точно не пройдет!

Тема «Герои — на страницах книг» оказалась самой популярной у конкурсантов: палитра литературных персонажей. Лучшими были признаны работы Виктории Хамидуллиной (8 класс ОСШ им. Пушкина Тюлькубасского района), Александры Бреус (5 класс школы-лицея № 23 г. Шымкента), Златы Габидуллиной (11 класс школы-гимназии № 1 им. Пушкина г. Шымкента), Фаризы Конысбай (7 класс ОСШ «Бабай-Корган» г. Туркестана), Артура Павленко (6 класс школы-гимназии № 45 г. Шымкента), Марии Шамуэловой (5 класс школы-гимназии № 20 г. Шымкента) и Санжара Ескендирова (1 класс школы-гимназии № 40 им. Алпамыс батыра г. Шымкента) — самого юного участника конкурса.

Тема «Мир Тургенева — целый мир самых разнообразных фигур, ярких и полных жизни» и ее подтемы оказались интересны в основном старшеклассникам. Лучше всего их удалось раскрыть Марине Алиевой (11 класс ОСШ им. Пушкина Тюлькубасского района), Кымбатбек Али (11 класс ОСШ им. А. Шеримкулова Ордабасинского района), Анастасии Салогубовой (9 класс ОСШ им. Пушкина Тюлькубасского района), Анне Лихолетовой (9 класс школы-лицея № 15 им. Менделеева г. Шымкента), Мадине Садуакас (10 класс ОСШ им. Казакбаева Байдибекского района).

А вот тема «Астана — столица нового Казахстана» нас немного расстроила. Большинство работ как под копирку перечисляли достопримечательности столицы и хвалили выставку «ЭКСПО-2017». Тем ценнее сочинения, которые вышли за рамки: Анастасии Мельниковой (9 класс СШ № 8 им. Торекулова г. Туркестана) и Амины Абдуллаевой (11 класс школы-гимназии № 1 им. Горького Мактааральского района).

За многолетнюю и плодотворную активность благодарим средние школы им. Пушкина Тюлькубасского района, им. Кенесбаева — Сузакского, школы-гимназии № 1 им. Горького — Мактааральского.

 «Мир Тургенева — целый мир самых разнообразных фигур, ярких и полных жизни»

 Марина Алиева, 11 класс ОСШ им. Пушкина Тюлькубасского района:

«Но сейчас, по-моему, роли «отцов» и «детей» поменялись. Наши прадеды и прабабушки победили врага в самой кровопролитной войне, восстановили разрушенную экономику страны. Родители пережили распад СССР и трудности перехода к новому социально-политическому строю. А что же мы? Да простят меня мои одноклассники, но некоторые из них до сих пор не знают, кем они хотят стать. И это заканчивая 11-ый класс! …В чем причина такой пассивности? Может быть, как раз в полном материальном благополучии и контроле родителей? Но, наверное, по мере взросления будут меняться и наши ценности от поверхностных, ненастоящих к более значительным, реальным.

Но есть кое-что, в чем я не могу согласиться со своим любимым литературным героем. Базаров признает только естественный опыт жизни и не видит в творчестве смысла. Но я считаю, что любое искусство делает мир гармоничнее, красивее. Оно помогает нам изменить настроение, а иногда и мировоззрение.

Не согласна я и с высказыванием молодого ученого: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Мне кажется странным, что Евгений, бродя по лесу, не очарован прелестями родного края… Но проблемы Арала, исчезающие виды флоры и фауны, уничтоженные леса показывают, что, как только человек перестает преклоняться перед совершенством природы, боготворить ее, он становится ее разрушителем».

Анна Лихолетова, 9 класс школы-лицея N 15 им. Менделеева г. Шымкента

«О русский язык! Ты велик и могуч!
Ты яркое солнце сквозь
заросли туч!
Ты горд и свободен –
орел в небесах,
Ты радость общения
в словах и глазах…
…Тургенев и Пушкин,
Абай и Шекспир
По-русски глаголят сквозь
время и мир.
Я знаю, что ты, назло всем врагам,
Нам свыше от Бога наградою дан.
И пусть ты не люб
кому-то вдруг стал –
Высок до небес твой
людской пьедестал!
Тебя сохраним мы, о русская речь!
Тебя, как святыню,
мы будем беречь!
Ты, знаем, к любым
испытаньям готово,
Великое русское вечное слово!»

 Кымбатбек Али, 11 класс ОСШ им. А. Шеримкулова Ордабасинского района:

«Как и в любой казахской семье, у меня есть дед и отец. Дед жил и воспитывался в тяжелое послевоенное время. Отец — уже в советском обществе, а я родился в суверенном Казахстане. Каждый из нас «бредит» своими идеями… Я где-то вычитал, что в родителях любовь к ребенку заложена по природе, так как он — воплощение их желаний. А для ребенка родители с момента рождения являются такой же естественностью, как воздух. В отличие от природной любви родителей к детям, у нас, детей, она отсутствует. И поэтому ее надо строить. Ну а как будешь строить отношения — зависит от взрослых. Думаю, что личный пример и живое общение решат, хотя бы частично, проблему отцов и детей. Ведь насколько бы быстро не менялся наш мир, главные человеческие ценности остаются неизменными».

Мадина Садуакас, 10 класс ОСШ им. Казакбаева Байдибекского района

«Я живу в независимом Казахстане, на земле отцов и дедов. Для меня родной язык — опора в дальнейшей жизни. А русский — подмога в познании других миров. С помощью русского языка я изучаю английский, читаю литературу, смотрю хорошие добрые фильмы. Ведь еще великий Абай писал: «Изучайте, любите русский язык. Это – ключ к знаниям».

Русский язык помогает мне познавать мир. На нем пишу сочинение на конкурс. Я люблю этот язык. Он легкий, но вместе с тем и трудный, живой, ласковый, иногда торжественный. Я буду изучать его всегда, потому что он бесконечный… Языки вечны у великих народов, которые выдержали испытания, прошли огонь и воду. Такими являются казахский и русский народы и

их языки».

Анастасия Салогубова, 9 класс ОСШ им. Пушкина Тюлькубасского района:

«Вообще, мне кажется, Иван Сергеевич, что Вашим героиням в моем обществе нашлось бы гораздо больше места, чем в XIX веке. Сами посудите, девушкам с такими способностями отводилась роль лишь хорошей хозяйки, жены и матери. О карьерном росте, профессии никто из них даже мечтать не мог. А ведь сейчас каждая из них могла бы найти себе занятие по душе. Наталья Ласунская стала бы прекрасной бизнес-леди. Посмотрите, как быстро она принимает решения, как сдержанна и спокойна, даже если страсти бушуют в душе. Елена Инсарова, наверное, стала бы отличным политиком. Во всяком случае, ее честность, способность сопереживать другим не позволили бы ей пойти против совести. Искренняя и возвышенная Лиза Калитина, я думаю, выбрала бы самые гуманные профессии на Земле: учителя или врача».

 «Герои — на страницах книг»

 Виктория Хамидуллина, 8 класс ОСШ им. Пушкина Тюлькубасского района:

«Раскрыв первую страницу повести «Первый учитель» Айтматова, я уже не могла оторваться… Больше всего понравилась главная героиня Алтынай. Ей так же, как и мне, четырнадцать лет, она тоже живет в ауле, любит учиться, мечтает многого добиться в жизни. Но мне гораздо больше повезло в жизни, чем Алтынай. Впервые поняла, что такое сиротская доля, когда любой может тебя обидеть, и нет ни одного человека, которому ты был бы дорог, кто заступился бы за тебя… Несмотря на все препятствия, юная героиня пошла в школу.

Школа в аиле Куркуреу была в старой конюшне на окраине села, обмазанной глиной, с огромными щелями. В ней не было ни парт, ни доски, ни учебников. Ученики сидели на соломе, собирали кизяк, чтобы топить самодельную печь, даже мостик через ручей они сделали вместе с учителем. Но дети с радостью бежали в такую школу. У нас просто райские условия для учебы: теплые светлые классы, интерактивные доски, компьютеры, учебники, но при этом большинство учеников не любят школу, не хотят учиться. Почему? Может, мы просто не научились ценить то, что имеем?»

Злата Габидуллина, 11 класс школы-гимназии N 1 им. Пушкина г. Шымкента:

«Люблю произведения, после прочтения которых некоторое время пребываешь в шоковом состоянии. Нравится, когда есть над чем подумать. Обожаю чувство, будто впервые совершаешь вдох после долгого погружения в воду… Одно из моих любимых произведений — «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта книга стала моим спасательным кругом.
Большинство птиц из стаи не стремилось узнать о полете ничего, кроме самого необходимого – летать, как способ добыть пищу. Для Джонатана это было пристрастием, которое обошлось ему ценой изгнания. Он думал, почему так трудно убедить свободного в том, что он свободен?.. В каждом из нас живет такой самый настоящий, невыдуманный Джонатан Ливингстон. Но он – всего лишь идея, нуждающаяся в пище, костер, в который необходимо подкидывать дровишки, чтобы не погас».

Фариза Конысбай, 7 класс ОСШ «Бабай-Корган» г. Туркестана:

«Мой самый любимый герой — Янко из рассказа Генрика Сенкевича «Янко-музыкант»… Три дня медленно угасала жизнь в маленьком худом избитом музыканте… Рядом с ним лежала самодельная скрипка из конского волоска, а он все спрашивал у матери: «Мама, а на небе Бог даст мне настоящую скрипку?» Мать плакала от безысходности, жизнь отняла у нее единственного сына.

Мы с замиранием сердца ждали хорошего конца. Когда учительница закончила читать рассказ, в классе воцарилась мертвая тишина. Никто не шевелился. Ученики исподлобья смотрели на учительницу, как будто обвиняя ее в смерти Янко… На следующий урок домашнее задание — эссе — написали все. Бейбарс плохо владеет русским, но он нарисовал великолепный образ Янко, который жадно смотрел, как на святыню, на скрипку, висящую на стене. Нельзя судить и избивать маленьких детей! Так хочется дружить с Янко и подарить ему красивую звонкую скрипку!»

Александра Бреус, 5 класс школы-лицея N 23 г. Шымкента:

«В мир сказки,
тайны мы вошли,
Себе друзей мы там нашли.
Русалок, леших
не страшимся,
А мы героями гордимся!
Вот древний Киев,
стольный град.
Владимир-князь безумно рад
Отдать Людмилу
за Руслана:
Руслан ведь сильный,
умный, бравый!
Но зло ворвалось во дворец.
Руслан не сдался,
меч он взял
И за Людмилой поскакал.
От чар коварного злодея
Жену спасать идет
он смело!»

Артур Павленко, 6 класс школы-гимназии N 45 г. Шымкента:

«Мне интересны книги о моих ровесниках. Любимый герой — мальчик Иван из повести В. Богомолова, действие которой происходит в годы Великой Отечественной войны. Иван совсем еще мальчик. Он играет, как его сверстники: собирает ножички, вооружается биноклем, будто настоящий командир. Он хотел бы оставаться ребенком, но вынужден каждый день смотреть в лицо смерти. Он подолгу живет на оккупированной немцами территории, ходит по деревням, собирает сведения для штаба. Он все видит, все запоминает. И информация, которую он добывает, очень ценна. И каким нужно было быть мужественным, волевым человеком, ведь рассчитывать приходилось только на себя?! И даже смелый Холин сказал Пальцеву: «Третий год воюешь? А в глаза смерти, как Иван, мы, может, и не заглядывали. За нами батальон, полк, армия. А он один — ребенок!»

Мария Шамуэлова, 5 класс школы-гимназии N 20 г. Шымкента:

«Мне хочется рассказать о книге, которая глубоко тронула меня. Это повесть Л. Воронковой «Девочка из города», события которой разворачиваются в годы Великой Отечественной войны. …Это было страшное время для всего народа. Но самое страшное для ребенка — потерять своих родных. Такой ужас пришлось пережить маленькой девочке Вале. Взрыв уничтожил ее родных, дом: мертвые серые стены с дырами вместо окон, черная яма, груды обломков, клочки синего платья мамы… Взрослым людям не по силам справиться с таким горем. А как после этого жить дальше маленькому ребенку? Валентинка словно окаменела, ушла в себя… Дарья, мать троих детей, сразу определила место Валентинки в своей семье, сказав всем: «Вот у меня еще одна дочка!» Это поступок, потому что не каждая женщина сможет принять чужого ребенка в семью даже в мирное время…»

 «Астана — столица нового Казахстана»

 Анастасия Мельникова, 9 класс СШ N 8 им. Торекулова г. Туркестана:

« Астана — это большой, но при этом уютный и атмосферный город. Даже суета в этом городе особенная…

Астана — это город математики. В нем так много архитектуры, столько точно построенных зданий. Больше всего мне понравилось в Байтереке.

Астана — город-миллионник. В нем живут люди самых разных национальностей. Но при этом все дружны друг с другом.

Астана — город будущего. В нем строятся современные здания, поражающие своей архитектурой. Город растет и расширяется.

Астана — город мечта. Многие люди мечтают жить там, несмотря на сильный мороз зимой.

Астана безумно красива ночью, когда зажигаются тысячи огней. Эти огоньки освещают весь город и делают его светлым даже в темное время суток. Ты оказываешься в сказке. В такой необыкновенной и загадочной».

Амина Абдуллаева, 11 класс школы-гимназии N 1 им. Горького Мактааральского района:

«Не узнать тебя, моя столица,
Ты все краше с каждым днем, поверь!
На проспектах радостные лица,
И в цветах все улицы и сквер.
Славно наши люди потрудились,
Возведя в пустыне этот град,
Он на зависть всем столицам мира,
Побывать здесь каждый будет рад.
…Я желаю в честь 20-летья,
Чтобы ширилась столица Астана,
Чтобы миновали лихолетья
И не знала черных дней она.
Так сияй же, наш тюльпан пустыни,
Ширься и расти из года в год.
И тобой гордиться вечно будет
Многонациональный наш народ!»

  Санжар Ескендиров, 1 класс школы-гимназии N 40 им. Алпамыс батыра г. Шымкента:

«Мне очень нравится герой Супермен. Потому что он борется со злом, и он не дал ни одному человеку умереть. Супермен помогает людям и убивает злых и нехороших людей. Я хочу быть похожим на Супермена. Хочу быть таким же сильным и храбрым, чтобы защищать слабых и помогать людям, чтобы в нашем мире были только мир, добро и счастье».

Алиса Масалева

 

 

 

 

1 комментария в “И каждый конкурс — особенный!

  1. Здравствуйте! Я Алина, из Тюлькубасского района. Не знаю, помните ли вы меня, но я учавствовала в этом конкурсе в прошлом году и в этом. Тогда ничего не получилось и я решила попробовать вновь. Сегодня я проверила сайт и увидела, точнее, не увидела свое имя в списке победителей. Здесь, на самом деле, учавствовали мои знакомые. Когда они отправляли свои сочинения, то я искренне желала им победы. Все дети здесь талантливые и умеющие красиво излагать свои мысли. И горжусь, что мое поколение именно такое.

    Я хотела бы узнать, почему я не выигрываю уже второй раз? Я стараюсь, не сдаюсь, но удача не сопутствует мне. Неужели мои сочинения абсолютно не привлекают внимания? Я не использовала ресурсы интернета, здесь работала только моя фантазия, но вы не оценили ни одну из моих работ.

    Если я не утруждаю вас, то попрошу изъяснить мне причины моего проигрыша.

    Может, это потому что я выбрала произведения не для моего возраста? Честно, такое предположение сделала моя мама, но я с ней не согласна. Разве не нужно ценить детей, умеющих ценить литературу для более старшей аудитории?

    В моей голове даже промелькнула мысль о том, что, так как этот конкурс посвещался Дню Славянской Культуры и Письменности, то я выбрала неправильные книги. Но нигде не указывалось, каких авторов я могу использовать, а каких нет.

    Мне не помогал никто, но я старалась от всей души. К сожалению, мои старания не были замечены.

    Моя мама привила мне любовь к книгам. После того, как я показала ей свое сочинение, она сказала, что редакция «Южанки» не поверит в то, что я написала это. Я лишь посмеялась, распечатывая текст, чтобы показать учительнице.

    Но… Неужели это оказалось правдой? Неужели вы подумали, что это написала не я? Если это так, хочу сказать, что в моей работе изложены только мои мысли.

    Марина Анатольевна, хочу обратиться именно к вам. На конкурсе «Пушкинские чтения», когда я проходила мимо вас, вы остановили меня и сказали, что запомнили мое сочинение. Если это так, то, пожалуйста, выскажите свое мнение о том, почему я не заняла никакого места и в этом году.

    Я ни на что не претендую, я просто хочу узнать: почему, когда я так сильно стараюсь и пытаюсь, мои труды не вознаграждаются? Я не наглая, я просто хочу знать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *