Туристический потенциал в Туркестанской области не используется в полной мере, его необходимо развивать — об этом на встрече с представителями туристической отрасли региона говорил аким области
Ж. Туймебаев.
Год назад Правительство РК утвердило Концепцию развития туристской отрасли Республики Казахстан, в которой предусмотрено создание туристских кластеров по всей стране. Наша область вошла в кластер «Возрождение Великого Шелкового пути» и позиционируется как его сердце.
Международный опыт показывает, что политика государства, направленная на создание условий для развития туристской инфраструктуры, привлечение частных инвесторов, формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей благоприятные экономические условия для деятельности субъектов туриндустрии, позволяют туристской отрасли занять важное место в социально-экономическом развитии страны.
Все эти вопросы обсуждались на встрече представителей от туризма с главой области.
«У нас много исторических и культурных объектов, к которым проявляют повышенный интерес туристы. Отдельный разговор — прекрасная природа. Так почему же не наблюдается притока туристов? Потому что хромает сервис. Над устранением этих ошибок мы и должны работать. То есть, начиная с аэропорта и заканчивая услугами гида, сервис должен быть на высочайшем уровне. Тогда и гостей будет больше. Мы должны перенимать передовой опыт иностранных партнеров», — сказал Ж. Туймебаев.
«Для привлечения туристов надо, чтобы о нас знали, — говорит О. Шинтаев, и. о. руководителя информационного туристического центра. — Мы активно ведем переговоры с зарубежными партнерами. Планируем создать совместно с узбекистанской стороной единый турпродукт по Великому Шелковому пути. В Ташкенте, мы открыли свой туристско-информационный центр, прорабатываем вопросы открытия автобусного рейса Ташкент-Туркестан по примеру автобусного рейса Ташкент-Шымкент. Начнем с сезонных чартерных рейсов, затем переведем на регулярную основу.
Кроме того, перелеты из России и Турции к нам обходятся туристам дешевле, чем до Ташкента. Поэтому планируем завоз туристов начинать в нашей области и далее по Шелковому пути в Узбекистан, при этом используя те же каналы коммуникаций, что и соседи».
Развивая туризм, необходимо уделять большое внимание сервису. Например, в Монголии практически отсутствует инфраструктура. Но тем не менее в стране большой поток туристов из разных стран. Сделана ставка на сервис. Именно качество обслуживания вызывает положительные эмоции у туристов, которые остаются в памяти надолго.
«По такому же принципу работают в Азербайджане и Грузии. Главное — гостеприимство и качественный сервис, чтобы турист уехал довольный. В нашей области мы прорабатываем опыт этих стран, — отметил О. Шинтаев. — Поэтому необходимо создать международное обучающее заведение. Нужна институциональная подготовка специалистов. И она не должна быть локальной.
Сейчас мы проводим переговоры с турецким агентством, которое научит наших специалистов, как сопровождать приезжих в соответствии с международными стандартами. Кроме того, разрабатывается мобильное приложение, уже ведутся переговоры с операторами сотовой связи о его внедрении. Так что туристы в разных точках мира смогут посмотреть, что им предлагает юг Казахстана.
У путешественников из разных стран пользуются популярностью экоприключения и посещение гостевых домов. То есть в нашем случае — проживание в юрте со всеми национальными атрибутами. Турист погружается в быт и национальные традиции казахов. И таких домиков для гостей в области становится все больше. Замечу, что в этом бизнесе может быть занята вся семья. Также популярностью пользуется детско-юношеский туризм и экстремальный.
Будучи в Германии, я заметила, что по выходным большинство немцев, закинув за плечи рюкзак, ездит на экскурсии по разным городам, посещает музеи и концерты. Их редко можно застать дома у телевизора. Они очень мобильны. Им хочется знать все о своем крае. Проводится бесконечное множество различных фестивалей, куда стекается народ со всей страны. Причем большинство принимает активное участие.
Наша же страна пока еще делает первые шаги по туристическим маршрутам. И мы с вами, по сути, только начинаем свое знакомство с родиной.
Большинство южан предпочитает отдыхать за границей. Если смотреть на этот факт с экономической точки зрения, то бюджет Казахстана теряет немалую сумму.
Вопрос: что делать? Ответ: привлекать туристов. Обеспечив необходимые комфортные и, что немаловажно, доступные условия для развития туризма, казна начнет пополняться.
Территориальное положение Южного Казахстана между отрогами Тянь-Шаня и пустыней Кызылкум позволяет за один день увидеть и раскаленные пески, и подышать свежим горным воздухом.
Мы обладаем уникальными историческими объектами, такими как мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, благодаря которому широкое распространение получил паломнический туризм, мавзолей правнучки Тамерлана и мавзолей хана Есима, археологический комплекс «Сауран», средневековое городище Отрар и мавзолей Арыстан-баб…И это только начало списка!
Недавно вышла в свет книга известного в городе краеведа заместителя директора-главного редактора газеты «Южный Казахстан» К. Исмаилова «Шпаргалка для гида». В ней автор доступным языком рассказывает обо всех исторических объектах, расположенных в нашей области, приводит интересные факты.
Книгу я бы рекомендовала приобрести не только гидам, но и всем преподавателям истории в школе, чтобы они могли знакомить детей с нашим краем. К сожалению, она вышла небольшим тиражом.
Внутренний туризм сегодня предлагает не только культурно-исторические экскурсии, но и другие виды отдыха.
Наши горы иностранцы уже давно сравнили со швейцарскими. Побывав в них раз, хочется возвращаться сюда вновь и вновь. Условия на любой вкус: от комфортных до экстремальных. Можно уютно расположиться в одной из зон отдыха в горах (выбор большой) и любоваться окружающим пейзажем. А можно отправиться в небольшое путешествие пешком или верхом на коне. Хотите увидеть все и сразу? Добро пожаловать на борт воздушного шара. Такая услуга тоже есть, равно как и полет на параплане. К услугам туристов — пляжные зоны Бадамского, Тогусского и Шардаринского водохранилищ, которые пользуются популярностью в жаркие дни. В общем, было бы желание, а приключения всегда найдутся! Особенно на юге…
Справка ЮК
Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики.
По оценкам экспертов, он занимает 10% мирового ВВП, 6% мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг. Каждое 11-ое рабочее место в мире сегодня создается именно в туристической индустрии.
Татьяна Бурдель