STEM-центр: обучение с увлечением

14 Сен 2018

 Услышав, что дети могут увлеченно заниматься естественными и техническими науками, большинство людей, скорее всего, отнесется к этому с недоверием. И зря. С тех пор как в мире появилось и стало набирать обороты STEM-образование, отношение детей к учебе заметно изменилось. Неудивительно, что этот современный вид обучения детей в возрасте от шести до пятнадцати лет с каждым днем становится все популярнее.

Аббревиатура STEM расшифровывается как Science (наука), Technology (технологии), Engineering (инжиниринг), Mathematics (математика). В России STEM-центры успешно работают во многих городах. Есть они в Арабских Эмиратах и Литве. С недавнего времени началось открытие STEM-центров и в Казахстане. Причем дети и родители настолько активно стали в них записываться, что на сегодня в нашей стране их уже одиннадцать. В декабре прошлого года центр, где мальчишек и девчонок обучают робототехнике, программированию, инженерии и 3D-моделированию, был открыт и в Шымкенте.

Желающих освоить новые технологии образования оказалось немало. Центр уже насчитывает порядка пяти десятков воспитанников. Придя на первый бесплатный пробный урок, дети идут туда снова и снова, открывая для себя совсем иной мир естественных наук, в корне отличающийся от представляемого на школьных уроках. Одиннадцатилетняя С. Ибрагимова пришла в шымкентский STEM-центр весной. Сначала просто забежала посмотреть, как проходят занятия, потом поучаствовала в пробном бесплатном уроке и вот уже несколько месяцев с удовольствием занимается, с нетерпением ожидая следующего урока.

«Я и не думала, что мастерить необычные вещи из обычных так увлекательно, — говорит Согдиана. — Когда была в Ташкенте в лагере, у меня сломалась кровать, и я, к изумлению вожатых, сама ее починила. Мне здесь так нравится, что я позвала сюда одноклассников. Теперь ходим вместе. До робототехники еще не дошла, так что впереди еще очень много увлекательного».

«Почему практически всем детям, независимо от возраста, у нас так интересно? Потому что основная цель методики обучения в STEM-центре — заинтересовать детей естественными науками, обучая их в интерактивной форме при помощи практических экспериментов, — говорит руководитель центра А. Калымбетова. — Ребенок видит воочию, как и где работают законы физики, математики и химии. Он запоминает их, мастеря изделие, без заучивания и писанины. И потом в ходе рабочего процесса мы даем ему возможность самому анализировать свои действия. У нас нет выражения: «Ты неправильно сделал». Мы интересуемся, почему он выполнил это именно так, а не по-другому, чем руководствовался. То есть помогаем ему самостоятельно творить, создавать, используя собственное критическое мышление».

Уроки во всех STEM-центрах, в том числе и в шымкентском, ведутся строго по уровням. Один из них — инженерия. Дети на этом уровне получают фундаментальные знания по физике, химии и математике. Они своими руками строят инженерные конструкции: мосты, катапульты, башни, краны. Изучая историю каждой конструкции, ее научную составляющую, делают расчеты, экспериментируют. Еще один уровень — программирование — развивает критическое и аналитическое мышление. Дети изучают, что такое алгоритм, и учатся выстраивать логические цепочки в программном коде. Полученные знания применяются на третьем уровне — в робототехнике для программирования роботов. Здесь ребенок получает базовые знания по основным языкам программирования. Робототехника — новое направление, которое связывает знания, полученные на уровнях инженерии и программирования. Уроки проходят на платформе Arduino, Robotis Dream. Еще один уровень — 3D-моделирование. Если на первом уровне перед началом конструирования ребенок учится проектировать и чертить проекты, то 3D-моделирование позволяет увидеть, как объект будет выглядеть в реальности, осмотреть каждую деталь с необходимого ракурса.

«Раньше на уроке труда девочки шили фартуки, а мальчики работали с деревом или металлом, сейчас этого недостаточно, — говорит Алия Конысовна. — Робототехника, конструирование, программирование, моделирование, 3D-проектирование и многое другое — вот что интересует современных школьников. Это требует от детей не только знаний, но и умения исследовать и изобретать. А еще доказывать, что их работа востребована. Кстати, защита проекта — очень важная часть обучения в STEM-центрах. Она проходит серьезно, почти как экзамен, в присутствии преподавателей и родителей. Поэтому несколько занятий посвящают правилам защиты работы, а также умению выражать мысли емко и лаконично. Делается это для того, чтобы в дальнейшем, участвуя в различных конкурсах, дети умели не просто разрабатывать устройства, но и объяснять, почему их изобретения имеют право на существование».

И хотя шымкентский центр достаточно молод, его организаторы поставили перед собой серьезные цели — открыть STEM-уголок в каждой городской школе, где любой ученик убедится, что может сам сконструировать робота или написать для него программу. Идея актуальна, ведь методика STEM-образования, как и обновленное содержание школьного образования, подразумевает такой подход к обучению, который позволит развить исследовательский и научно-технологический потенциал школьников, их навыки критического, инновационного и творческого мышления, решения проблем, коммуникации и командной работы. Ведь изучают же наши первоклассники естествознание. А оно как раз и является основой для изучения естественных наук в более старших классах.

«Деятельность STEM-центров помогает формированию интеллектуальных и этических качеств учеников, способностей к творчеству, критического и рефлексивного мышления, а также способностей к самоорганизации, развитию индивидуальных способностей и индивидуальности, уважения их взглядов, воспитания стремления к непрерывному образованию в течение всей жизни, — говорит А. Калымбетова. — STEM-образование — это нечто большее, чем просто наука, технология, инженерия или математика. Это способ особенной связи с окружающей средой, помогающий стать ответственнее и тянуться к инновациям».

Все это наверняка не будет лишним любому ребенку. Всех, кто хочет окунуться в мир увлекательной инженерии и попробовать создать первую в своей жизни конструкцию, организаторы STEM-центра ждут на первом бесплатном пробном уроке по адресу: г. Шымкент, ул. Байтурсынова, 70/4, остановка «Студгородок». Работает центр с 10.00 до 19.00 без выходных.

Полная информация по телефону 8 771 5057172.

Ирина Притула

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *