Каждый двадцатый родитель в Казахстане знает как минимум об одном случае, когда его ребенок участвовал в травле
В рамках исследования* «Лаборатории Касперского» родителей в Казахстане спросили, известно ли им о случаях, когда их ребенок участвовал в травле других детей в интернете, или кибербуллинге.
Так, 5% признались, что такое было как минимум один раз, а 3% сообщили, что их ребенок или его друзья создавали для этого группы в соцсетях. При этом масштаб проблемы может быть гораздо серьезнее: каждый четвертый взрослый признался, что ему неизвестно, были ли такие случаи.
Чем дети занимаются в интернете. Чаще всего они заходят в сеть для развлечения: смотрят смешные видео и мемы (62%), играют в онлайн-игры (59%), общаются с друзьями (53%), включают фильмы и сериалы либо слушают музыку (52%).
Многие используют интернет и в познавательных целях: готовятся с помощью него к учебе (39%), ищут разную информацию, например, о фильмах, играх, погоде (26%), читают новости и статьи (11%).
Какие блоги интересны детям. Каждый третий ребенок смотрит или читает в интернете публикации блогеров (31%). Популярнее всего блоги, посвященные видеоиграм, фильмам и мультфильмам (по 55%), хобби и увлечениям (48%), музыке (46%), а также челленджам, когда блогер выполняет какие-то задания (45%).
Около четверти детей интересуются компьютерами и технологиями (26%), распаковкой товаров (25%), модой и красотой (24%), игрушками (21%).
Что публикуют сами дети. Многие дети проявляют в интернете собственные творческие способности. Каждый второй ребенок создает собственный контент: например, фото, видео, рисунки, музыку (48%). Чаще всего это имеет отношение к хобби и увлечениям ребенка (52%), видеоиграм (26%), музыке (23%) и челленджам (19%).
«Интернет сам по себе лишь инструмент, который дети могут использовать как во благо, так и во вред. Он помогает познавать мир и заниматься творчеством. Однако существуют и негативные явления, такие как кибербуллинг. Дети не всегда отдают себе отчет в том, какие переживания это может принести другому человеку. С угрозами и оскорблениями справится не каждый взрослый, а юные пользователи куда более чувствительные. Иногда это может нанести психологическую травму. Чтобы этого избежать, родителям нужно обсуждать с ребенком, чем опасен кибербуллинг. Приучать его самому не проявлять агрессию в интернете. Объяснить, что если он столкнется с интернет-травлей, то не должен испытывать стыд или чувство вины, а взрослые всегда окажут ему поддержку», — комментирует Андрей Сиденко, руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского».
Чтобы оградить ребенка от кибербуллинга, «Лаборатория Касперского» рекомендует родителям:
— рассказывать ребенку о правилах цифровой грамотности и этикета, а также о базовых понятиях из сферы кибербезопасности. В этом может помочь Азбука кибербезопасности от экспертов «Лаборатории Касперского»;
— предупредить о рисках овершеринга, то есть излишней публикации личных данных, фото и видео в сети. Их могут использовать для кибербуллинга или шантажа;
— объяснить ребенку: если он столкнется с кибербуллингом, не нужно отвечать агрессору, вступать с ним в диалог и оправдываться. Самое эффективное оружие — это безразличие, поэтому лучше не реагировать и заблокировать обидчика;
— рассказать на примерах, что с кибербуллингом сталкиваются многие люди, в том числе мировые звезды;
— использовать решение для родительского контроля, которое поможет защитить ребенка от онлайн-угроз и отслеживать его онлайн-активность, такое как Kaspersky Safe Kids.
* Опрос проведен компанией «ОнИн» по заказу «Лаборатории Касперского» в Казахстане в 2024 году. Всего опрошен 1 001 человек.