Проект РЭЦЦА и Coca-Cola в Акмолинской области помог снизить затраты поливной воды в шесть раз
Казахстан по дефициту воды стоит на восьмом месте по всей Азии. В современных реалиях изменения климата крайне важно наладить эффективное управление водными ресурсами в странах Центральной Азии. Как задействован крупный бизнес в решении стратегически важной задачи и какие шаги уже сделаны?
Центрально-Азиатский региональный экологический центр (CAREC, РЭЦЦА) совместно с Coca-Cola в Казахстане представили свое видение проблемы и эффективные проекты по водосбережению в рамках отчетного мероприятия «Рациональное использование природных ресурсов как основа успеха устойчивого развития бизнеса».
Поскольку 76% заводов в странах присутствия Coca-Cola Icecek (CCI) расположены в вододефицитных регионах, компания акцентирует внимание на переработке воды как для блага окружающей среды, так и для обеспечения непрерывности своей деятельности. В компании подразделяют 15 вододефицитных районов на три группы и строят свою дорожную карту на основе стратегии водной безопасности Coca-Cola, оценки недостатка водных ресурсов, проведенных Институтом по исследованию мировых ресурсов, а также информации, полученной из отделов, отвечающих за цепочки поставок и корпоративные отношения в соответствующих странах.
Непосредственно в Казахстане проекты по водосбережению направлены на улучшение экономического положения фермерских и животноводческих хозяйств и инициируются с 2010 года. Так, с мая 2023-го по март 2024-го при финансовой поддержке фонда The Coca-Cola Foundation была реализована экологическая инициатива Центрально-Азиатского регионального экологического центра, направленная на восстановление деградированных земель и поддержку сельскохозяйственных сообществ в Арнасайском и Степногорском районах бассейна реки Ишим. Бюджет проекта составил 100 тыс. долларов. В основе проекта лежат восстановление ландшафтов и водоразделов, внедрение и масштабирование практик устойчивого землепользования (SLM) с целью обучения фермеров и привлечения инвестиций в экономическое развитие региона.
Таким образом, инициатива была ориентирована на создание устойчивых решений для восстановления земель и улучшения условий жизни сельских сообществ, поддерживая экологически ответственные методы ведения хозяйства, которые положительно повлияют на окружающую среду и местную экономику.
В июне 2024 года уже при поддержке Coca-Cola Icecek это сотрудничество получило продолжение: между РЭЦЦА и ТОО «Ирригатор Казахстан» был заключен договор, направленный на внедрение водосберегающих технологий, таких как капельное орошение, в сельхозугодьях региона. В результате реализации проекта на опытных полях хозяйства «Нива», расположенных в Целиноградском районе, удалось сократить потребление воды в шесть раз по сравнению с традиционными методами полива.
Хозяйство общей площадью 200 га расположено в пригородной зоне города Косшы Целиноградского района Акмолинской области, в 35 км от Астаны. На двух участках площадью два и три гектара были внедрены технологии поверхностно-капельного орошения, что позволило существенно снизить затраты на воду, удобрения и рабочую силу, а также предотвратить эрозию почвы и увеличить устойчивость культур к засухам.
Суммарно за сезон 2024 года на двух участках общей площадью пять гектаров было израсходовано 3 295 м3 воды, или 659 м3/га. Для сравнения: при традиционном арычном орошении среднее потребление воды на таком же поле при аналогичных условиях (площадь поля, суточная норма полива, выращиваемая культура и количество растений) составило бы более 3 900 м3/га за сезон.
Столь успешные результаты уже вызвали интерес у соседних хозяйств, планирующих внедрить эту технологию в следующем сезоне.
По словам Алимы Исембаевой, директора по корпоративным отношениям и устойчивому развитию Coca-Cola Icecek Казахстан, компания уже много лет работает, чтобы сделать бизнес более устойчивым.
«Это сотрудничество мы рассматриваем как возможность совместными усилиями достигнуть значительных результатов в решении актуальной проблемы и в целом улучшить устойчивость сельского хозяйства в стране. Первые результаты внедрения новых методов и технологий позволяют сделать вывод, что мы на правильном пути», — отметила Алима Исембаева.
В 2022-м Coca-Cola Icecek объявила о своих обязательствах до 2030 года в области достижения целей устойчивого развития в странах, где она осуществляет свою деятельность, в том числе в Казахстане. Обязательства компании сосредоточены на вопросах вторичного использования упаковки, водных ресурсов и изменения климата, соблюдения прав человека, разнообразия и инклюзивности сообщества.
CCI ежегодно проводит независимую оценку и улучшает эффективность использования воды на своих заводах в Казахстане. А согласно данным, отраженным в интегрированном годовом отчете за 2023 год о деятельности компании в Турции, Иордании, Кыргызстане, Сирии, Таджикистане, Азербайджане, Туркменистане, Казахстане, Пакистане, Ираке и Узбекистане, CCI были достигнуты важные показатели по выполнению взятых на себя обязательств, к примеру, коэффициент водопотребления уменьшился на 3% за 2023-й по сравнению с базовым 2020-м.
Уже более 20 лет компания Coca‑Cola сотрудничает с такими организациями, как ПРООН, Фонд сохранения биоразнообразия Казахстана, Коалиция за зеленую экономику и развитие G-Global, центр «Содействие устойчивому развитию». Проекты этих организаций по возобновлению водоснабжения и экономии воды, поддержанные грантами международного фонда Coca‑Cola, позволяют ежегодно возвращать в окружающую среду до 1,8 млрд. литров воды. Это примерно в три раза больше того объема воды, которая используется для производства напитков компании в Казахстане. Благодаря инвестициям компании в восстановление водных ресурсов страны, которые составили более 1 млн. долларов США, за последние десять лет было сохранено более 10 млрд. литров воды.
Сегодня Coca‑Cola продолжает активно работать над достижением целей устойчивого развития, повышая эффективность использования водных и энергетических ресурсов, играя ключевую роль в поддержании экологического баланса и социального благополучия в Центральной Азии.
* * *
CCI — это международная компания по производству напитков, работающая в Турции, Пакистане, Казахстане, Ираке, Узбекистане, Азербайджане, Кыргызстане, Иордании, Таджикистане, Туркменистане, Сирии и Бангладеш. CCI производит, распространяет и продает газированные и негазированные безалкогольные напитки компании The Coca-Cola Company (Дзе Кока-Кола-Компани).
В компании CCI работают более 10 тыс. человек, она имеет в общей сложности 31 завод по розливу безалкогольных напитков и три завода по переработке фруктов в 12 странах, предлагая широкий ассортимент напитков потребительской базе, равной 600 млн. человек. Помимо газированных напитков, в продуктовом портфеле представлены соки, холодный чай, вода, спортивно-энергетические напитки и кофе.
Акциями CCI торгуют на Стамбульской фондовой бирже (BIST) под символом CCOLA.IS.
Фонд «Кока-Кола» (The Coca—Cola Foundation) — международный благотворительный фонд, миссия которого — способствовать положительным изменениям в сообществах во всех странах, где работает компания Coca-Cola. Фонд финансирует организации и проекты по всему миру, вносящие долгосрочный и измеряемый вклад в решение глобальных вызовов: устойчивый доступ к воде, изменение климата, циркулярная экономика, расширение экономических возможностей, предотвращение и ликвидация последствий стихийных бедствий. Для поддержки инициатив в этих сферах по всему миру фонд с момента своего основания в 1984 году выделил гранты на сумму более 1,5 млрд. долларов.
Больше о фонде узнайте на сайте по ссылке https://www.coca-colacompany.com/social/coca-cola-foundation.
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!