4 Дек 2024 16:01
Количество просмотров: 159

Обращение Альянса отраслевых ассоциаций пищевой индустрии АПК и МСБ к Президенту РК

 Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Обращаемся к Вам от имени Альянса отраслевых ассоциаций пищевой индустрии АПК и МСБ в связи с возобновившейся инициативой профильных госорганов по внедрению маркировки товаров контрольно-идентификационными знаками.

Позиция бизнеса по маркировке была выражена в письме НПП «Атамекен» на имя О. Бектенова исх. №14600\-08 от 12.11.2024 года. В свою очередь, советник Президента К. Есекеев направил на Ваше имя предложение об ускорении процесса маркировки и обеспечении прослеживаемости в Казахстане, а также о расширении перечня товарных групп (письмо от 20.11.2024 года, по которому были даны соответствующие поручения Премьер-министру РК).

В качестве обоснования усиления мер по маркировке приведены данные по результатам уже введенных в проект товарных групп с 2020-го. По мнению Агентства по стратегическому планированию РК, маркировку необходимо расширить еще на девять товарных групп с высокой ненаблюдаемой долей в экономике — от 10% до 86% (молочная продукция, сахаросодержащие напитки, соки, растительное масло, алкоголь, пиво и др.).

Бизнес категорически не согласен с положительной оценкой пилотных проектов и уровня нелегального «серого» оборота по вышеуказанным товарным группам по следующим причинам.

Итоги уже проведенных «пилотов» в молочной отрасли и по безалкогольным напиткам показали рост себестоимости продукции на 29%, а его дальнейшее движение по товаропроводящей цепи — еще на 10%. При необоснованной стоимости марки — 3 тенге за единицу продукции — ее нанесение, например, в сегменте обуви вызовет расходы от 550 тенге с каждой пары до нескольких тысяч тенге у малых предпринимателей.

Инициаторы маркировки приводят в пример успешный опыт стран ЕАЭС. Но, к примеру, в РФ только в сфере бутилированной воды на сегодня из-за невозможности внедрения маркировки уже закрыли свой бизнес более 60% микропредприятий, а при опросе участников рынка еще более 20% опрошенных заявили о вероятном закрытии.

В случае с Казахстаном посредством маркировки так и не удалось решить проблему нелегального оборота в табачной отрасли: по данным Nielsen, в 2021 году нелегальный оборот составлял 3%, а уже в 2023-м — 9%. Это при том, что представители табачной индустрии добровольно и активно содействовали в запуске обязательной маркировки. Госорганы в качестве положительных результатов маркировки отчитались о росте поступлений налогов, который фактически формируется за счет ежегодного увеличения ставки акциза на табачные изделия.

Уполномоченные госорганы постоянно ссылаются на нелегальный оборот в сегменте малого бизнеса. При этом они не учитывают, что из-за развития электронной коммерции и эффекта масштаба малая розничная торговля не выдерживает конкуренции и стремится занизить оборот по реализации, чтобы не стать плательщиком НДС и не нести дополнительные расходы. Проблему нелегального оборота в малом бизнесе сможет кардинально решить только новый Налоговый кодекс, который должен быть принят 1.01.2026 года, и новые инструменты для МСБ, заложенные в нем.

Мы, безусловно, поддерживаем усилия государства по обеспечению прослеживаемости и полноты уплаты всех налогов. Так, КГД МФ РК первым среди стран ЕАЭС внедрил эффективные методы встречного контроля НДС через выписку счет-фактур. Этот и подобные инструменты успешно развиваются, они перешли в цифровой формат в виде ЭСФ, электронной таможенной декларации и кассовых аппаратов с функцией передачи данных. Анализ полученной информации уже сейчас позволяет обеспечить прослеживаемость товарных групп.

Как показали итоги пилотных проектов оператора АО «Казахтелеком», маркировка Data Matrix является сложной и дорогой в обслуживании, а также не достигает заявленных целей. На рынке уже имеется ряд технических решений, предлагаемых операторами-участниками телекоммуникационного рынка, без взимания оплаты за каждый QR-код, в том числе АО «ИУЦ» МФ РК. Бизнес готов предметно обсудить подобные подходы к маркировке по принципу «невидимый полицейский».

Важно также отметить необходимость неукоснительного соблюдения всех процедур (в том числе АРВ и положительного заключения уполномоченного госоргана) при принятии решения о введении новых товарных групп согласно Соглашению о маркировке ЕАЭС от 02.02.2018 года.

С учетом вышеизложенного просим Вас поручить Правительству РК:

* утвердить добровольный формат маркировки для предпринимателей, осуществляющих экспорт продукции на рынки, где есть требование о наличии маркировки;

* рассмотреть возможность отмены института единого частного оператора маркировки в зависимости от товарных групп (по примеру АО «НИТ»);

* по новым товарным группам принимать решения о внедрении маркировки после вступления в силу нового Налогового кодекса.

 

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *