22 Апр 2025 22:16
Количество просмотров: 73

Бизнес против акциза на энергетики: последствия для отрасли и экономики

15 апреля 2025 года депутатами Парламента РК в рамках нового проекта Налогового кодекса была принята поправка о введении акцизов на энергетические напитки (далее — ЭН) со следующими ставками: 2026 год — 100 тенге/л, 2027-й — 140 тенге/л, 2028-й — 180 тенге/л. Правительство РК в своем заключении поддержало эту меру.

Бизнес-сообщество категорически несогласно с принятым решением. Вызывает недоумение сама процедура принятия решения в Мажилисе, позиция бизнеса была проигнорирована, его представителям не дали возможности выразить ее в полной мере, регламент был крайне ограничен. Аналогичной регуляторики, принятой в Казахстане (возрастное ограничение в 21 год и акциз одновременно), в мире нигде не было.

«Предлагаемая мера является несправедливой, носит дискриминационный характер в силу того, что не распространяется на продукты (кофе или чай), имеющие аналогичные по критичности для здоровья компоненты, такие как кофеин. Считаем, что в Казахстане в отношении данной категории пищевого продукта принимаются решения, основанные на мифах и слухах, не подтвержденных научно обоснованными фактами, ингредиентный состав не изучен регуляторами. Тогда как безопасность этой категории была официально признана регуляторами по пищевой безопасности стран OECD: США (FDA — управление еды и лекарств США), ЕС (EFSA — European Food Safety Administration — Европейское управление пищевой безопасности), Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран», — прокомментировала Алия Мамытбаева, президент Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК.

Предлагаемая мера избыточна, так как в первой половине 2024 года в Казахстане был внедрен не имеющий аналогов в мире запрет на продажу ЭН лицам в возрасте 21 год и младше.

Более того отметим, что в Казахстане с 2020-го с целью введения акциза под предлогом оздоровления населения происходит процесс необоснованной демонизации не только по ЭН, но и на все сахаросодержащие напитки (далее — ССН). В то время как мировой опыт обложения акцизом ССН, в том числе ЭН, констатирует что налоги, направленные только на отдельные продукты (например, газировку), не влияют существенно на общее потребление сахара (исследования Калифорнийского университета, охватившее более 100 работ и данные из 50 стран; Британского университета, исследовательского центра Tax foundation). Анализ Аналитического центра при Правительстве РФ показал, что из 24 стран, введших такой налог, снижение потребления сахаросодержащих напитков наблюдалось только в четырех. Некоторые страны отменили его (Норвегия, Исландия, Дания) или сейчас пересматривают свои решения.

При этом вклад ССН в калорийность питания казахстанцев составляет всего 5,2%.

Особо отметим, что в Казахстане в отношении категории энергетических напитков были приняты решения, основанные на мифах и слухах, не подтвержденных научно обоснованными фактами.

По словам Гинтаутас Кентра, врача и эксперта национальной ассоциации «Денсаулык», согласно оценке 2023 года, основную часть кофеина население Казахстана получает из чая (60,4%) и кофе (24,6%). Через тонизирующие напитки (включая энергетики) — только 4,9%. Согласно оценке импорта чая, кофе и рынка ЭН в 2023 году среднее количество кофеина, ежедневно употребляемого жителями РК, составляет 211 мг — из чая и кофе, 5 мг — из энергетиков. Ключевыми факторами при употреблении кофеиносодержащих продуктов являются информированность и умеренность. При соблюдении разумных дозировок такие напитки могут быть не только безопасны, но и полезны. Особенно в условиях умственного или физического напряжения.

Тогда как безопасность этой категории напитков была официально признана регуляторами по пищевой безопасности стран OECD: США (FDA — управление еды и лекарств США), ЕС (EFSA — European Food Safety Administration — Европейское управление пищевой безопасности), Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран.

Эта мера, очевидно, неэффективна для государства с экономической точки зрения, так как приведет к тяжелым последствиям не только для производителей энергетических напитков, но и для всей цепочки взаимозависимых отраслей. Более того, принятое решение нелогично, так как доля налоговых поступлений от производителей безалкогольных напитков в общем объеме налогов составляет всего 0,55%. А от энергетиков — всего 5% от общего производства безалкогольных напитков. Кроме того, планируется повышение НДС до 16%. При совокупном введении акцизного налога и НДС до 16% стоимость продукции возрастет минимум на 25%.

В случае внедрения отдельного акциза на энергетические напитки прогнозируется снижение производства на 30%, сокращение рабочей силы в производстве и дистрибьютеров — до 20%, общее снижение фонда оплаты труда — на 6,2 млрд. тенге, снижение уплаты налогов в бюджет — на 6 млрд. тенге.

Введение акциза со ставками больше, чем в соседних странах (РФ — 50 тенге/л, РУ — 77 тенге/л и т.д.), неизбежно приведет к снижению конкурентоспособности местных производителей и замене отечественной продукции аналогичными из стран Таможенного союза. Несколько лет назад аналогичная ситуация возникла в Дании в связи с введением акцизов на б/а напитки: в течение нескольких месяцев после введения этой меры больше половины продукции на рынке была замещена продукцией из других стран ЕС. С 2020-го по 2025 год и без акциза наблюдается стабильный рост стоимости ключевых компонентов, используемых в производстве напитков, стоимость основных ингредиентов — сахара и упаковки — выросла в среднем на 11% и 7,3% соответственно. Доля этих компонентов в себестоимости продукции занимает 35% и 40%, любое изменение их стоимости дает негативный эффект на стоимость конечного продукта.

Предлагаемая мера негативно отразится на инвестиционной привлекательности, что однозначно приведет к пересмотру инвестиционных планов, оттоку прямых инвестиций в соседние страны. В случае отнесения ССН и ЭН к подакцизным товарам, исходя из норм Предпринимательского кодекса, производители и оптовые реализаторы этой группы товаров лишаются возможности заключать соглашения об инвестициях.

Проект компании Carlsberg Kazakhstan по строительству завода по производству напитков с суммой инвестиций свыше 100 млн. евро в первые три года реализации проекта вошел в перечень 20 стратегических инвестиционных проектов, реализуемых в 2025 году. В настоящий момент он стоит под вопросом.

Пострадают все смежные отрасли, в том числе отечественная сахарная индустрия, так как отрасль безалкогольных напитков является одним из основных промышленных потребителей сахара. Очевидны последствия для всего МСБ, в том числе дистрибуция, упаковка, сфера общественного питания, рестораторы.

Заключение

Предлагаемая мера противоречит поставленной Главой государства задаче поддержке реального сектора экономики. В результате принятия этой меры итог один — сокращение МСБ в пользу крупных игроков, замещение казахстанской продукции аналогами из стран Таможенного союза, уничтожение отечественной индустрии безалкогольных напитков. Отказ от предпринятой политики введения акцизного налога на отдельный продукт, не важно на энергетики или на всю категорию ССН, даст больше выгоды государству как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Учитывая, что аналогичной регуляторики (возрастное ограничение 21 год + акциз одновременно) в мире нигде не было, то будут очевидные негативные последствия не только для производителей энергетических напитков, но и для всей индустрии безалкогольных напитков, а также для смежных отраслей, предлагаем отложить введение этой меры до сентября. Бизнес уверен, что дополнительная и всесторонняя оценка с учетом альтернативных предложений, внесенных бизнесом, приведет к принятию справедливого и эффективного решения.

 

 

В наших соцсетях : Telegram-канал,   Telegram-канал найдете много интересного, только важные и новые события! Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *