От раздельного сбора до стартапов: студенты в поисках «зеленых» решений для будущего
В последние годы устойчивое развитие и экология становятся важнейшими направлениями не только для отдельных компаний, но и для образовательных учреждений. Казахский национальный аграрный исследовательский университет (КазНАИУ) в Алматы, стремясь внести свой вклад в решение глобальных экологических проблем, активно внедряет «зеленые» инициативы и развивает программы по устойчивому развитию.
Мы поговорили с Рафисом Абазовым, директором Института зеленого и устойчивого развития при КазНАИУ, о том, как университет реализует экологические проекты, какие изменения они уже привнесли в жизнь студентов и преподавателей, какую роль в этом процессе играет бизнес?
— Почему для вашего университета тема устойчивого развития и экологии является важной и приоритетной?
— Наш университет исторически занимает ключевую позицию в формировании аграрной политики и научных подходов в области устойчивого развития в Казахстане. Изучение вопросов экологии, целей устойчивого развития (ЦУР) и международного опыта по внедрению «зеленой» экономики являются стратегическими приоритетами, они глубоко интегрированы в образовательную, исследовательскую и общественную деятельность вуза. В образовательной сфере наша цель — подготовка специалистов международного уровня для агропромышленного комплекса (АПК). Поэтому мы обязаны формировать у наших студентов экологическую ответственность и культуру бережного отношения к окружающей среде, природным ресурсам и изучению инструментов поддержания экологического баланса и борьбы с изменениями климата.
Как сказал известный писатель Джон Рональд Руэл Толкин, нетрудно нарисовать зеленым мир, но очень трудно сделать мир зеленым! Наш университет видит своей миссией не только подготовку высококвалифицированных специалистов, но и воспитание поколения, способного принимать устойчивые решения в рамках ЦУР, продвигать «зеленые» технологии и внедрять экологически безопасные практики на всех уровнях аграрного производства. В рамках стратегии устойчивого развития мы реализуем инициативу «Зеленый кампус», развиваем программы энергосбережения, раздельного сбора мусора, озеленения и экологического образования.
— Какие конкретные экологические инициативы реализует ваш вуз на постоянной основе?
— В рамках концепции «Зеленого кампуса» мы системно реализуем экологические инициативы «Зеленый офис», «Зеленая неделя», «Понедельник без пластика» и другие. Среди постоянных инициатив можно выделить следующие ключевые направления: управление отходами, озеленение территории, экологическое просвещение, разработка проектов по управлению водными ресурсами, участие в национальных и международных проектах. Один из ключевых на данный момент — «3.2.1.Старт!».
В университете действует программа раздельного сбора отходов: установлены специальные контейнеры для бумаги и пластика.
Регулярно проводятся экологические акции по сбору пластиковых бутылок и батареек. Эти инициативы не только снижают негативное воздействие на окружающую среду, но и формируют у студентов и сотрудников культуру ответственного потребления.
Большое внимание уделяется озеленению территории. Студенты и преподаватели высаживают деревья, кустарники и цветы на территории кампуса и в прилегающих районах города. Например, наши волонтеры вместе с международными студентами недавно посадили дикие яблони Сиверса в национальном парке «Или-Алатау». А также проводятся мастер-классы и семинары по экологическому менеджменту и устойчивому развитию.
Университет активно сотрудничает с местными органами власти и международными организациями в вопросах экопросвещения. В учебный план включены курсы по устойчивому развитию и экологической безопасности. Кроме того, на постоянной основе функционирует экологический клуб студентов, который выступает инициатором множества волонтерских проектов и кампаний.
Экологическая ответственность становится частью повседневной жизни университета, начиная с инфраструктурных решений и заканчивая участием каждого студента в «зеленых» инициативах.
— Что вам дало участие в проекте «3.2.1.Старт!»?
— Участие в проекте «3.2.1.Старт!» стало важным импульсом для активизации экологических инициатив и расширения вовлеченности студентов в устойчивое развитие. Это не только возможность углубить практику раздельного сбора пластиковых отходов, но и послужить платформой для формирования экологической культуры среди молодежи. Я считаю, что главное — привлечь студентов к экологическим инициативам. Ведь, если они смогут спасти планету, то, возможно, смогут и свои дипломы вовремя сдать!
В рамках инициативы были установлены новые пункты сбора пластиковых бутылок на территории кампуса, организованы регулярные информационные кампании и лекции о вреде пластика и необходимости его переработки. Особенно важно, что студенты сами выступали организаторами и волонтерами мероприятий, что поспособствовало формированию навыков лидерства.
Проект позволил университету включить тематику управления отходами и устойчивого потребления в образовательный процесс, а также расширить сотрудничество с экологическими НПО, частным сектором и госструктурами. А также были проведены мастер-классы и открытые лекции с участием экспертов по экологии и переработке ТБО.
— Как вы оцениваете вклад подобных проектов в формирование у молодежи навыков ответственного потребления и бережного отношения к ресурсам?
— Проекты, направленные на устойчивое развитие, такие как «3.2.1.Старт!» и «Зеленый кампус», играют ключевую роль в воспитании у молодежи культуры ответственного потребления и экологически ориентированного образа жизни. Для студентов участие в таких инициативах становится не только образовательным процессом, но и возможностью внести личный вклад в защиту окружающей среды.
— Какую роль, на ваш взгляд, должен играть бизнес в вопросах устойчивого развития и поддержки экологических проектов в вузах?
— Во-первых, компании могут стать стратегическими партнерами университетов, инвестируя в совместные проекты, направленные на снижение углеродного следа, внедрение «зеленых» технологий и развитие экологического образования. Во-вторых, бизнес способен предоставлять практические кейсы и экспертизу. Участие представителей компаний в образовательных мероприятиях и тренингах помогает студентам понять реальные вызовы устойчивости и применить полученные знания в будущем. Такой подход укрепляет связку «наука — бизнес — общество».
Важно также отметить роль бизнеса в предоставлении стажировок и рабочих мест для студентов, заинтересованных в улучшении экологии. Это способствует формированию нового поколения специалистов с устойчивым мышлением, ведь, как говорил бывший генсек ООН Пан Ги Мун, у нас нет плана Б, потому что у нас нет планеты Б!
Кроме того, компании, например, в рамках проекта «3.2.1.Старт!», уже спонсируют наши экологические мероприятия, конкурсы, хакатоны и волонтерские программы, привлекая общественное внимание к проблемам окружающей среды.
Таким образом, взаимодействие вузов и бизнеса в сфере устойчивого развития является взаимовыгодным и крайне необходимым для построения экологически ответственного будущего.