Судья… как много в этом слове

18 мая 2018 15:31
Количество просмотров: 5727

На стене перед входом в актовый зал областного суда висят портреты южноказахстанских судей, удостоенных государственных наград. В мужской компании только две женщины: судья в отставке Г. Агадилова и А. Сагиндыкова, которая на пороге этого знакового события. Уже есть Указ Главы государства Н. Назарбаева об освобождении ее от должности судьи областного суда в связи с выходом в почетную отставку.

Впереди — торжественная процедура проводов, которая в соответствии с официальным судейским протоколом обязательна.

Сразу оговорюсь: государственных наград в судейских рядах не густо. Медаль «Ерен еңбегі үшін», как рассказал коллега А. Сагиндыковой, Айман Ахметовна получила со второй попытки: «В 2014 году нас двоих представили к госнаградам.

Меня — к ордену, Сагиндыкову — к медали. Меня наградили, а Айман Ахметовну — нет. В следующем, 2015-ом, представление о ее награждении снова отправили в Астану. Молва донесла, что ежегодно награды одному и тому же региону не вручают».

И тем не менее при обсуждении кандидатов предпочтение в столице отдали Айман Сагиндыковой. Вполне заслуженно она получила свою долгожданную медаль.

  Дважды титул «Лучшая»

 Айман Ахметовна — единственная, кто дважды получал звание «Лучший судья ЮКО» по итогам 2005 и 2012 годов. Это высокая похвала, удостоиться которой непросто. Конечно же учитываются и профессионализм, и опыт, и принципиальность, и честность, и многое другое. Но решающее слово — за коллегами. Администрация предлагает несколько кандидатур. На пленарном заседании с участием всего судейского сообщества оглашаются имена претендентов. И коллеги тайным голосованием, руководствуясь в том числе личными симпатиями, выбирают победителя. И можно с полной уверенностью сказать: Сагиндыкову в родном коллективе и уважают, и ценят.
Она — человек открытый, искренний. Не прячет камня за пазухой. Выскажет в глаза все как есть. А это дорогого стоит.

 На страже судейской этики

 Еще один прецедент в профессиональной биографии моей героини: в течение трех(!) сроков она переизбиралась председателем комиссии по судейской этике областного суда. Это серьезная общественная нагрузка.

«Нелегкая доля, — призналась она. — Ведь, прежде чем давать оценку коллегам, самому нужно иметь безупречную репутацию. В 2007 году тогдашний председатель Южно-Казахстанского областного суда Абай Рахметулин, ныне председатель надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РК, впервые в ЮКО начал устанавливать камеры видеонаблюдения в залах судебных заседаний. Когда к нам поступали представления председателя областного суда, заявления граждан о грубости судей, мы брали записи с дисков. Качество изображения было отвратительное. Изучали их, чтобы установить истину. За нарушение судейской этики предусмотрены такие наказания: замечание, общественное порицание, представление в судебное жюри Верховного суда. Такие решения принимать сложно с моральной точки зрения. Ведь фактически это был закрытый суд над судьями. А если есть нарушение, то должно быть и наказание. Один коллега после такой взбучки три года со мной не здоровался».

Сейчас аудио- и видеофиксация судебного следствия — обязательная процедура.

«В Верховном суде есть ситуационный центр со множеством мониторов, — рассказывает А. Сагиндыкова. — Включаешь кнопочку конкретного адресата, например, Аль-Фарабийского районного суда г. Шымкента, и камеры показывают процессы во всех судебных залах. Наблюдай, фиксируй, контролируй. Все открыто, все прозрачно».

 Благодарна Ныгмету Толендиеву 

А. Сагиндыкова — выпускница юрфака Карагандинского госуниверситета. Всего четыре месяца проработала она юристом на Чимкентском консервном заводе облпотребсоюза. Оттуда перешла в отдел юстиции Чимкентского облисполкома, контролировавшего работу судов. Возглавлял тот отдел Н. Толендиев, которого Айман Ахметовна с гордостью называет своим учителем. Не мечтала, признается она, о судейской карьере. Проработав в юстиции три года в должности старшего консультанта, решила уйти в адвокатуру.

«Нет! — узнав о ее планах, в категорической форме объявил Ныгмет Толендиевич. — Ты будешь судьей, очень хорошим судьей». Бывший фронтовик как в воду глядел.

А. Сагиндыкова выдвинула на выборы (тогда судей выбирал народ) свою кандидатуру. И в 27 лет была назначена судьей Енбекшинского районного суда г. Чимкента. А через два месяца — и. о. председателя этого суда. Ее карьера была стремительной. Возглавила Бугуньский (ныне Ордабасинский) районный суд. Его реорганизовали. Сагиндыкову перевели судьей в Сайрамский, позже — в Енбекшинский районный суд.

А в 2002 году впервые в Казахстане провели конкурс на замещение вакантных судейских должностей. Айман Ахметовна подала документы в Южно-Казахстанский областной суд. На две вакансии претендовали шесть человек. Она успешно прошла испытание и стала судьей надзорной коллегии.

«Тогда мы рассматривали дела всех категорий, — вспоминает А. Сагиндыкова, — гражданские, уголовные, административные».

Айман Ахметовна получила назначение в кассационную коллегию облсуда — высшую региональную судебную инстанцию.

 «Dura lex, sed lex»

 — это изречение древних философов («Закон суров, но это закон») часто цитирует Айман Ахметовна. В судейской работе следование букве закона — главная заповедь. Цивилистика — гражданское право — сложная наука, требующая фундаментальных знаний и постоянной учебы. Отечественное законодательство совершенствуется. Идет поток нормативных постановлений, их нужно изучать и грамотно применять в каждой конкретной ситуации. Напомнила и слова-наказ Главы государства Н. Назарбаева: «Если наши судьи будут справедливыми, то и стороны будут удовлетворены принятыми решениями».

На просьбу рассказать о самых-самых судебных историях Айман Ахметовна вспомнила нашумевший в свое время громкий скандал. 42 семьи в Сайрамском районе взяли кредиты по 500 тысяч тенге в микрокредитной организации ТОО «МКО «Бирлик». Полностью рассчитались. Прошло два года. И вдруг на них посыпались уведомления из фонда развития малого предпринимательства «Даму»: их дома и земельные участки — залоговое имущество — выставлены на торги за невыплаченные кредиты. Началась паника. Оказалось, что при оформлении кредитов руководитель ТОО «МКО «Бирлик» подсунул заемщикам на подпись хитрый тройственный договор, по которому ТОО для обеспечения возвратного займа в 61 млн. тенге, полученного им в фонде «Даму», заложило строения и земельные участки 42 собственников. Аферист был уверен, что несведущие в юриспруденции люди «проглотят» наживку. Так и произошло. Районный суд, вникнув в суть махинации, пришел к правильному выводу: заемщиков обманули. И признал договор о залоге недействительным.

«Я была докладчиком по этому делу в кассационной коллегии областного суда, — рассказывает А. Сагиндыкова. — Мы защитили обманутых людей, поверивших в объективность и справедливость суда».

Сложная категория дел — при определении места жительства несовершеннолетних детей при разводе супругов. Прежде, как правило, они оставались у матери.

«Мы рассматривали иск отца из Тюлькубасского района, пожелавшего взять сына к себе, — рассказала она еще одну историю. — С супругой он прожил совсем ничего — до рождения ребенка. Развелись. Но молодая женщина неожиданно скончалась. Внука забрали ее родители. Отец не объявился. Мальчик пошел в школу. И вдруг папаша пожелал забрать его к себе. Районный суд удовлетворил его иск. Дедушка с бабушкой написали жалобу в областной. По закону дети должны жить у родителей. Но мы приняли решение оставить мальчика у стариков. Выяснилось, что отца заинтересовало пособие, которое получал мальчик по потере матери. А к сыну он не проявлял никаких родительских чувств. Даже когда начались судебные разборки, он не попытался установить с ребенком контакта. Был и остался чужим человеком».

 Член квалификационной комиссии судебного жюри

  А. Сагиндыкова значилась в резерве Верховного суда. При переходе отечественного судопроизводства на двухзвенную систему были упразднены надзорные инстанции. В январе 2016 года ее ввели в состав по рассмотрению трудовых споров апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам областного суда. Но поработать в этом статусе не пришлось. При судебном жюри Верховного суда РК была создана квалификационная комиссия. В нее включили двух судей Верховного суда, двух судей областных судов и трех в отставке. На пленарном заседании Верховного суда из представленных кандидатов областных судов республики большинством голосов в состав квалификационной комиссии избрали нашу землячку с освобождением от основной работы.

В судебной системе, как и на госслужбе, ввели аттестацию. Ее обязаны проходить молодые судьи по итогам первого года работы, а также все без исключения судьи — один раз в пять лет. Освобождаются от тестирования судьи с 20-летним стажем. А. Сагиндыкова первой из южноказахстанцев стала членом этой авторитетной комиссии. Ее задача — оценка профессиональной деятельности действующих судей.

— Зная специфику аттестации госслужащих, Вы проверяли знания норм права на компьютерах? — полюбопытствовала я.

— Никаких компьютеров. Только живое общение. Мне пришлось составлять вопросы по законодательству, умению применять теорию на практике, нормам судейской этики. Тестируемые брали билеты. Новичков проверяли по полной программе. В том числе по составлению судебных актов без орфографических ошибок, стилистических ляпов.

— И каково Ваше мнение о молодой судейской смене?

— Подбор хороший. В 2017 году аттестацию не прошел всего один молодой судья.

В полномочиях квалификационной комиссии — не только оценка профессиональных качеств, но и проведение конкурсов действующих судей на вышестоящие должности — председателей областных, городских, районных судов. Другими словами, ответственнейшая и почетная миссия. Айман Ахметовна достойно выполнила ее.

Интересно мнение мэтра цивилистики с 36-летним стажем о том, какие качества необходимы судье. «Высокий профессионализм и чтобы душа не была черствой», — прозвучал ответ.

— Чем планируете заниматься в отставке?

— Еще не думала. Но непременно наставничеством. Люблю воспитывать молодежь.

Айман Ахметовна преуспела и на этом поприще. У нее достойная смена. Трое секретарей судебного заседания, с которыми ей пришлось работать, стали судьями. Одна из них — А. Медеубекова — сегодня единственная женщина в сугубо мужской компании судей в специализированном межрайонном суде по уголовным делам ЮКО.

А. Сагиндыкова из тех, кто, получив много свободного времени, сможет мудро им распорядиться. И конечно, сохранит преданность делу, которому посвятила немало лет.

Татьяна Корецкая

Фото из архива А. Сагиндыковой

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 комментария в “Судья… как много в этом слове

  1. Отличница. Умница. Есть с кого брать пример. Больше вот таких справедливых судей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *