26 Ноя 2019 17:10
Количество просмотров: 1487

Перспективы совершенствования профилактики правонарушений в войсках

 Обеспечение национальной безопасности является одной из главных задач, поставленных Верховным Главнокомандующим перед Вооруженными Силами. Ее выполнение возможно только в условиях строжайшего соблюдения законности и воинской дисциплины.

Как отметил Глава государства, люди в погонах должны отличаться безупречным поведением и высоким профессионализмом.

Для достижения этих целей, на протяжении последних 10 лет военные органы управления и уголовного преследования работают над предупреждением правонарушений в армии, завершен ряд программ, скоординирована совместная работа. Она стала системной, и главное, нацеленной на конечный результат.

Сегодня уже стало нормой естественное и оперативное реагирование на правонарушения с тщательным установлением их причин и условий. Это позволило создать атмосферу солидарной нетерпимости к правонарушениям и повысить правовое сознание военнослужащих.

Повсеместно внедрены видеонаблюдение, телефоны доверия, анонимное анкетирование, внезапные телесные осмотры, выездные судебные процессы, «час прокурора» в занятиях с молодым пополнением, принятие девизов и обязательств.

В рамках этой работы командирам оказывается необходимая методическая и практическая помощь.

Свою эффективность показали памятка военнослужащему «Жауынгерлік Дос» и методическое пособие «Алгоритм работы командиров подразделений по профилактике суицидального поведения подчи­ненных военнослужащих», разработанные оборонным ведомством.

Национальной гвардией успешно реализуется проект «Свободные руки», направленный на предупреждение самоубийств среди военнослужащих срочной службы.

Вместе с тем, принимаемые меры не позволяют обеспечить прогнозируемое снижение преступности и значительно укрепить воинскую дисциплину.

Этому, в немалой степени, способствует имеющийся формализм и пассивность в профилактической деятельности.

По нашему мнению одной из причин ослабления этой работы кроется в следующем.

В целях обеспечения принципа нулевой терпимости к беспорядку Главой государства 13 июня 2017 года внесены поправки в Закон «О профилактике правонарушений» (далее – Закон).

В частности, Закон дополнен статьей 9-2, которая предусматривает компетенцию органов военного управления в этой сфере.

Наряду с организацией воспитательной, социально-правовой и пропагандистской работы в войсках на органы военного управления впервые возложены полномочия по образованию межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и координации этой деятельности.

Кроме того, им предписано обеспечивать взаимодействие с гражданами и организациями по вопросам профилактики правонарушений, определение видов и порядка их поощрения.

Однако, как показывают результаты анализа, какие-либо организационные меры по реализации новелл данного Закона в войсках до сих пор не приняты.

В этой связи, для военных ведомств важно обеспечить надлежащее исполнение требований Закона.

Правильное его применение, несомненно, поднимет состояние воинской дисциплины на более высокий уровень и повысит ответственность командования и уполномоченных должностных лиц.

Наряду с этим, следует отметить, что стремительные процессы и систематические преобразования в обществе требуют внедрения новых методов и способов предупреждения правонарушений.

В качестве новизны предлагается рассмотреть вопрос создания в каждом гарнизоне совета правового актива, который будет оказывать помощь командирам в проведении праворазъяснительной работы с личным составом, а также в укреплении законности и правопорядка.

Здесь необходимо объединить усилия командования, прокуратуры, правоохранительного блока и суда в проведении предупредительно-профилактической деятельности.

Полагаем, это позволит повысить качество и эффективность мероприятий, снять многие проблемные вопросы, имеющихся у военнослужащих и членов их семей.

Другим вопросом требующего рассмотрения является эффективность профилактики правонарушений.

Как известно, в информации и различных докладах, зачастую, речь идет только о количестве проведенных мероприятий с личным составом, занятиях, лекциях, беседах. Однако, об их эффективности, в лучшем случае начинаем судить после свершившегося чрезвычайного происшествия.

Поэтому, полагаем возможным рассмотреть вопрос о разработке критериев оценки деятельности по укреплению воинской дисциплины, исходя из качества и эффективности,принятых мер.

В завершении, отмечаем необходимость в совершенствовании профилактики правонарушений в войсках, обеспечению ее высокого качества и результативности.

Уверен, что выполнение этой задачи будет способствовать укреплению боеготовности и боеспособности войск.

 

                                                                          А. Капезов,

                                                            военный прокурор Шымкентского гарнизона 

полковник юстиции

 

 

®

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *