8 типов интеллекта по теории Говарда Гарднера

31 Янв 2025 17:34
Количество просмотров: 61

Американский психолог Говард Гарднер в 1983 году представил свою теорию множественного интеллекта, которая изменила представление о том, что значит быть «умным». Он считал, что интеллект — это не просто высокий IQ или умение решать математические задачи. Это многогранное понятие, включающее разные способности, и каждый человек силен в своем.

Что внутри «коробочки»?

Комбинация когнитивных и психологических процессов

В мире нет двух одинаковых людей. Мы отличаемся внешностью, характером, привычками, даже тем, как думаем. Именно поэтому одним с раннего детства в школе легко дается математика, а другим — русский язык и литература.

Мозг каждого человека работает индивидуально. Нейробиологи выяснили, что разные его области у разных людей развиваются с разной скоростью и интенсивностью. Например, за логическое мышление и математику отвечает левое полушарие, а за творчество и языки — правое. У кого-то левое полушарие более активное, у кого-то правое, а у некоторых оба работают синхронно.

Есть даже такое понятие, как «интуитивное число» (или числовая интуиция) — это удивительная способность человека быстро оценивать количество объектов без подсчета. Например, когда человек видит кучку яблок и сразу понимает, что их примерно пять, он использует именно этот навык. Мозг обрабатывает числовую информацию с помощью паритета чисел, то есть соотносит количество объектов с определенными образами или шаблонами. Например, если перед человеком три яблока, мозг «видит» тройку как целостный образ, не требующий подсчета. А когда объектов больше, например, 10 или 15, мозг уже ориентируется на приблизительное сравнение: «Это больше, чем пять, но меньше, чем двадцать». Этот процесс активируется в одной из ключевых областей мозга — внутритеменной борозде. Она отвечает за восприятие количества и математическую обработку информации. Это врожденная способность, которая закладывается еще в раннем детстве, а у некоторых — буквально с рождения.

Исследования показали, что даже младенцы могут различать группы объектов по численности. Например, они дольше смотрят на группу из трех игрушек, если до этого видели две. Это доказывает их врожденное понимание «больше» и «меньше».

Животные тоже обладают этим навыком. Голуби, обезьяны, дельфины и даже пчелы могут определять количество объектов. Например, пчелы могут «считать» цветы, чтобы оптимизировать сбор нектара. Числовая интуиция играет важную роль в развитии математических способностей. Дети с более развитым «интуитивным числом» легче усваивают арифметику и алгебру. Взрослым этот навык помогает в быту: оценивать, сколько времени займет та или иная задача, ориентироваться в пространстве, а также принимать быстрые решения.

Разные способности — это не повод для сравнения, а возможность для самопознания. Понимание сильных сторон помогает не только выбрать профессию, но и чувствовать себя увереннее. Если какому-то ребенку за школьной партой сейчас тяжело дается математика, возможно, в будущем он станет прекрасным писателем или художником. Важно помнить: мир нуждается в самых разных людях. Представьте, как скучно было бы, если бы все умели одно и то же!

Тип мышления & склад ума

Каждый из нас по-своему воспринимает, обрабатывает и использует информацию. В основе этого лежат два понятия: тип мышления и склад ума. На первый взгляд, они похожи, но на деле различаются.

Тип мышления — это способ, которым человек решает задачи, анализирует данные и принимает решения. Это «инструмент» нашего ума, который каждый из нас использует в зависимости от ситуации.

► АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Люди с таким типом легко рассуждают о теоретических концепциях и идеях, которые нельзя увидеть или потрогать. Например, физики, работающие над теорией относительности, или философы, размышляющие о природе бытия.

► КОНКРЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ — это фокус на реальных и ощутимых вещах. Это свойственно, например, строителям или поварам, которые работают с материальными объектами и видят результат своих действий.

► КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ — это умение находить нестандартные подходы и создавать что-то новое. Художники, дизайнеры, изобретатели — все они активно используют этот тип мышления.

► ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ — это способность мыслить с помощью слов и языковых конструкций. Оно связано с обработкой и использованием речи, как устной, так и письменной, для анализа, выражения идей и общения.

► ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — это способность анализировать факты, находить взаимосвязь и делать выводы. Оно свойственно математикам, программистам и аналитикам.

Важно отметить, что каждый человек может комбинировать разные типы мышления в зависимости от обстоятельств. Например, ученый может использовать логическое мышление для анализа данных, но подключить креативное для создания новой гипотезы.

Склад ума — это более широкое понятие, включающее не только способ мышления, но и личные качества, привычки, мировоззрение и эмоциональное восприятие. Это как общий настрой человека, который влияет на то, какие задачи ему интересны и как он их решает.

► ТЕХНИЧЕСКИЙ СКЛАД УМА. Такие люди любят точность, структурность и логику. Они находят удовольствие в решении инженерных задач, работе с технологиями, создании систем.

► ГУМАНИТАРНЫЙ СКЛАД УМА. Интерес к языкам, культуре, эмоциям и межличностным связям. Гуманитарии склонны к изучению литературы, истории, философии и чаще выбирают творческие профессии.

► ПРАКТИЧЕСКИЙ СКЛАД УМА. Такие люди предпочитают действия вместо долгих размышлений. Им важен результат, а не процесс. Это часто встречается у предпринимателей, ремесленников и спортсменов.

Интеллектуальные гены

Интеллект — это способность понимать, анализировать, адаптироваться и решать задачи. Генетики и психологи уже давно изучают, как же он передается от родителей детям. Однако вопрос о том, кто больше «ответственен» за уровень интеллекта — мама или папа, — вызывает горячие споры.

Многие исследования указывают на то, что интеллект в большей степени передается все же от матерей. Главный аргумент заключается в том, что гены, связанные с умственными способностями, расположены на Х-хромосоме. У женщин их две, а у мужчин — одна. Таким образом, гены матери передаются непосредственно в кору головного мозга. Исследования доказали, что лучшим показателем уровня интеллекта ребенка является интеллект его матери.

Другие ученые утверждают, что интеллект наследуется от обоих родителей. Исследования психогенетиков показывают, что индивидуальные различия в умственных способностях определяются генетикой на 50%. Известно 52 гена, влияющих на интеллект, причем их функция не только в передаче общей умственной способности, но и в развитии конкретных навыков. Если бы эти гены находились в митохондриальной ДНК, то они передавались бы исключительно от матери. Но, поскольку они расположены в ядерной ДНК, ребенок получает их как от матери, так и от отца. Три гена из 52 ответственны за формирование и работу нейронов, связаны со скоростью передачи сигнала в головном мозге. Есть среди 52-х те, что связаны с конкретными способностями. Например, определенный вариант гена KIBRA улучшает память.

Гены генами, но не меньше, чем они, на умственное развитие малыша влияет среда.

Ученые выделяют четыре ключевых фактора, которые помогают раскрыть умственные способности.

Физическая активность и питание. Достаток витаминов, минералов и движение стимулируют мозг.

Самоконтроль. Умение ставить цели и добиваться их — важный компонент интеллекта.

Доверительные отношения. Теплая связь с родителями формирует у ребенка ощущение безопасности, что помогает ему развивать когнитивные навыки.

Исследование университета Миннесоты показало, что дети с сильной эмоциональной связью с матерью к двум годам лучше решают задачи, становятся настойчивее и легче осваивают сложные игры.

Творчество. Игры, музыка, рисование и другие креативные занятия расширяют возможности мозга.

Математическая/числовая тревожность

Математическая тревожность, или дисплексия чисел, — это стресс и беспокойство, которые возникают у человека при работе с числами, вычислениями, а также страх перед большими объемами информации.

Люди с таким состоянием испытывают трудности с концентрацией и решением даже простых задач, что может мешать эффективному анализу данных.

Этот страх и дискомфорт могут проявляться по-разному, начиная от легкой неуверенности и заканчивая настоящей паникой.

Математическая тревожность — это реальная психологическая проблема, с которой сталкиваются люди разных возрастов и профессий, она не имеет ничего общего с реальной неспособностью решать математические задачи. Возникающая тревожность в данных случаях, скорее, связана с эмоциональным восприятием конкретного человека.

Математическая тревожность может проявляться у людей с определенным типом мышления. Например, люди с гуманитарным складом ума, которым проще работать с текстами, языками, культурой, могут чувствовать себя некомфортно при необходимости работать с числами. Такой человек предпочитает разбираться в человеческих историях и эмоциях, а не в абстрактных данных. С другой стороны, у людей с конкретным или аналитическим типом мышления задачи, связанные с числами и логикой, вызывают меньше трудностей. Но и они могут столкнуться с математической тревожностью, если не привыкли к сложным вычислениям или не имеют нужных навыков.

Чтобы справиться с математической тревожностью, нужно:

— практиковаться постепенно, начиная с простых задач;

— менять отношение к математике, воспринимая ее как инструмент, а не угрозу;

— снижать стресс с помощью методов расслабления, например, медитации;

— не стесняться искать помощи у других.

Речевая/коммуникативная тревожность

А люди с техническим складом ума могут быть подвержены состоянию речевой тревожности, или избеганию устного, письменного выражения мыслей чаще, чем гуманитарии.

Это связано с особенностями их восприятия и предпочтений в подходах к решению задач. Технари склонны к логическому и структурированному мышлению. Они чувствуют себя комфортнее с числами, формулами или техническими концепциями, чем в ситуации, требующей вербализации идей.

Однако это вовсе не означает, что технари не могут преуспеть в коммуникации. Просто некоторым обладателям такого склада ума сложнее решать задачи, которые требуют выражения и интерпретации мыслей в устной/письменной форме. Состояние избегания выражения своих мыслей может проявляться, например, в ситуациях, когда специалист должен представить свой проект на собрании или написать отчет. Беспокойство или страх могут возникнуть, даже если с речью человека все в порядке. В таких случаях, несмотря на техническую грамотность и способность решать сложные задачи, они могут ощущать стресс или неуверенность, испытывая трудности в представлении информации в доступной и понятной форме для других.

В таких случаях помогут:

— практика в составлении коротких текстов или отчетов;

— готовые структуры для написания, например, план, схема или шаблон текста;

— регулярное чтение и участие в обсуждениях, чтобы развить навыки свободного и уверенного изложения собственных мыслей.

 

 

 

По материалам интернет-сайтов страницу подготовила М. Кутузова

 

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *