Уроки сделаны: мать охрипла, сын оглох, соседи все выучили наизусть, собака пересказала.
Многие родители переживают, как лучше собрать ребенка в первый класс, что нужно купить и как следует подготовить малыша к новому режиму. Такая подготовка — это всегда непростой процесс. Стрессы возникают не только у ребенка, но и у родителей. Правильный настрой мамы и папы — половина успеха в подготовке ребенка к школьной жизни.
А вы готовы к школе?
Подготовка ребенка к школе — это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспекты, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то развито не в полной мере, то могут возникнуть проблемы в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний.
Физиологическая готовность
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность:
— к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;
— он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и т. д.;
— стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
— должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность:
— ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми;
— в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком он должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации;
— ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
— толерантность: это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
— нравственное развитие: ребенок должен понимать, что хорошо, а что — плохо;
— ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения адекватно оценивать свою работу, признавать ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность:
— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
— наличие интереса к учению и получению новых знаний;
— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
— усидчивость — способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения.
Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1. Внимание
Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-30 минут. Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Уметь выполнять работу по образцу: например, с точностью воспроизводить на листе бумаги узор. Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
2. Математика
Цифры от 1 до 10. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. Арифметические знаки «>», «<», «=». Деление круга, квадрата напополам, на четыре части.
3. Память
Запоминание 10-12 картинок. Рассказывание по памяти стихов, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
4. Мышление
Заканчивать предложение: например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п. Находить лишнее слово в группе слов: например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»; «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
Определять последовательность событий, что было сначала, а что — потом. Складывать из бумаги со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
5. Мелкая моторика
Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу нажима при письме и рисовании. Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
6. Речь
Составлять предложения из нескольких слов: например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
7. Окружающий мир
Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и т. д. Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена родителей и т. д.
Кушать подано, или Пять идеальных завтраков для школьника
Традиционно в начале учебного года родители начинают ломать голову, чем же накормить ребенка утром, чтобы он не засыпал на уроках, был сыт, бодр и хорошо соображал. Разумеется, горячий завтрак необходим. Но как сделать его вкусным и полезным?
Энергичный
Овсянка содержит массу полезных веществ: витамины, белки, углеводы, а также крахмал. И в данном случае это плюс. Крахмал переваривается довольно медленно, и образующаяся глюкоза поступает в кровь небольшими порциями. Так что энергии после такого завтрака хватит надолго. Только использовать нужно не быстрорастворимые хлопья, а цельное зерно. Чтобы долго с кашей не возиться утром, можно залить ее кипятком с вечера, а утром лишь добавить теплое молоко и свежие фрукты.
Традиционный
Гречку с молоком физиологи называют идеальным блюдом по соотношению пищевых веществ. О пользе гречневой крупы знают все, но без молока усвоение всех этих веществ снижается на четверть. Гречку не нужно разваривать, чтобы не повышать гликемический индекс. Каша должна быть рассыпчатой.
Питательный
Творог — это кальций и белок. Как раз то, что необходимо растущему организму. Чтобы ребенок поел с удовольствием, можно добавить в творог немного кефира или натурального йогурта, свежих фруктов или ягод, а после взбить блендером. Такой коктейль придется по вкусу любому школьнику.
Самый простой
Омлет легко «проскальзывает» в желудок даже спросонья. И при этом прекрасно насыщает организм белком. Кроме того, яйца еще и источник холина — витаминоподобного вещества, крайне необходимого растущему организму. Так что омлет можно чередовать с яйцами всмятку. Осторожнее с ними надо быть только при аллергии на белок. Но и в этом случае не стоит отказываться от яичного желтка.
Безотказный
Это, конечно, макароны, которые любят все дети. Но это должны быть именно макароны из твердых сортов пшеницы, а не разваренные и не лапша быстрого приготовления. Добавкой могут служить и овощи, и фарш а-ля «паста карбонара». Но такой сытный углеводный завтрак не должен быть частым. В идеале — в день, когда у ребенка физкультура или тренировка.
Правильный рюкзак
Условие № 1
Верхний край рюкзака должен находиться на уровне плеч.
Условие № 2
Рюкзак не должен быть шире плеч ребенка, не должен существенно выдаваться за контуры тела.
Условие № 3
При покупке обращайте внимание на регулируемые лямки у рюкзака.Оптимальная ширина — 4-6 см.
Плечевые лямки должны быть регулируемыми, лучше, чтобы можно было это делать одной рукой.
Периодически проверяйте длину лямок и регулируйте по росту ребенка.
Условие № 4
Спинка рюкзака (ортопедическая) должна плотно прилегать к спине ребенка.
Следите за оптимальным распределением массы для уменьшения нагрузки на спину.
Условие № 5
Нижний край рюкзака должен находиться на уровне таза.
Такую школу не прогуляешь!
Школа в горах, КНР
Начальная школа в маленькой деревне Гулу в Китае находится в горах. Ежедневно ученикам приходится пробираться по скалам, протискиваясь сквозь узкие проходы и пересекая пропасти по шатким мостам. С 80-ых годов в школе работает единственный учитель, который пришел туда еще в 18 лет. Он помог сделать перемещение по школе и ее окрестностям более безопасным, убедил жителей отремонтировать здание и даже обустроил в ней баскетбольную площадку.
Школа приключений, Камбоджа
Школа «Уотершир» основана на обучении через прикладное познание. Ее создатели считают, что дети лучше запомнят материал, если подавать его в увлекательной и необычной форме в рамках практических занятий. Так, например, вместо того чтобы корпеть над учебниками по биологии и географии, они отправляются в поездки и изучают флору, фауну и рельеф, сплавляются на байдарках и ходят в походы.
Школа, в которой учат «опасным» вещам, Сан-Франциско (США)
Здесь детей обучают всему тому, что запрещают родители. Им разрешено пачкаться, играть с огнем, разбирать и собирать бытовую технику. Таким образом, дети являются соавторами своих школьных планов.
Школа-клуб в Копенгагене (Дания)
Эта школа представляет собой один гигантский класс, где учится около 1100 старшеклассников. Уроки проходят в большом стеклянном кубе. Открытое пространство разделено так называемыми барабанами, что способствует креативности и гибкости мышления.
По материалам интернет-сайтов страницу подготовила Ю. Павлова.