Административной юстиции быть

11 Сен 2020 12:32
Количество просмотров: 1621

С 1 июля 2021 года в Казахстане заработают новые специализированные суды

Укрепление доверия общества к судам должно стать приоритетной целью.
Ее достижение возможно только совместными усилиями государства и самого судейского корпуса».
Из Послания «Казахстан в новой реальности: время действий» Главы государства К. Токаева народу Казахстана

Новый этап в отечественном судопроизводстве — внедрение административной юстиции. Эта задача, поставленная Главой государства К. Токаевым в прошлогоднем Послании народу Казахстана, претворяется в жизнь. Верховный суд и Министерство юстиции разработали проект Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК). 29 июня К. Токаев подписал этот документ.

В действие он вводится 1 июля 2021 года.

«ЮК» встретился с исполняющим обязанности председателя специализированного административного суда г. Шымкента А. Бекназаровым.

— Абдугаппар Усербаевич, для чего приняли Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК)?

— Этот документ — реализация поручения Президента Касым-Жомарта Токаева. Его цель — установление эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящей инстанции или в суде, а также правовое закрепление гарантий, которые позволят казахстанцам участвовать в процессе принятия управленческих решений. По сути, это новый вид судопроизводства.

Основными задачами кодекса являются введение обязательного досудебного обжалования во многих сферах государственного управления, урегулирование общественных отношений, связанных с осуществлением административных процедур, а также с административным судопроизводством по разрешению споров в сфере государственного управления (административная юстиция).

— Какие споры будут рассматривать суды в рамках АППК?

— Административная юстиция — это особый порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления — с другой. Иными словами, это особый вид судебной деятельности, выражающийся в судебном контроле за соблюдением законности в сфере государственного управления.
В настоящее время споры граждан с государственными органами разрешаются в порядке гражданского и административного судопроизводства, которому характерно юридическое равенство сторон, состязательность процесса, и суд опирается лишь на те доказательства, которые были заявлены сторонами.

В публично-правовом споре гражданину противостоит государственный орган, наделенный властными полномочиями.

А новый кодекс имеет новый вид судопроизводства с активной ролью судьи. Поскольку именно физические лица являются слабой стороной в деле, надо компенсировать неравенство — в этом и заключаются составляющие нового кодекса.

— В Казахстане действует КоАП. Чем он отличается от АППК?

— В стране законодательством преду-смотрено уголовное и гражданское судопроизводство. А также судопроизводство по административным делам. Теперь вводится административное судопроизводство. Так, если производство по делам об административных правонарушениях направлено на пресечение и профилактику деяний, совершение которых запрещено законом, и определяет вид наказания за совершение правонарушения, то дела публичного правового характера вытекают из функций органов государственного управления в области социально-экономического развития государства.

Суть нового кодекса в том, что рассмотрение публично-правовых споров выделено в отдельное судопроизводство.

Главное отличие административного процесса от гражданского состоит в активной роли суда, бремя доказывания возлагается на государственный орган, который принял оспариваемый акт. Гражданам или организациям достаточно подать в суд иск, а доказывать свою правоту будет государственный орган или должностное лицо, непосредственно принявшего документ.

То есть государственные органы не смогут подавать иски против физических и юридических лиц в рамках АППК, а только физические и юридические лица на административный орган. Суд с учетом неравных возможностей сторон наделен правом исследовать обстоятельства дела по собственной инициативе, не ограничиваясь объяснениями и заявлениями участников процесса.

Судья просто обязан содействовать устранению в исках формальных ошибок. Разъяснить и уточнить неясные исковые требования, содействовать постановке надлежащих целесообразных заявлений, дополнению неполных фактических сведений. Судья обязан проверять решение государственного органа на соответствие не только конституционным принципам, но и специальным принципам, которые предусмотрены новым кодексом. Они введены для защиты частных лиц от возможных злоупотреблений со стороны властных органов.

— И какие это принципы?

— Это принцип соразмерности, принцип приоритета прав участников, охрана права на доверие, принцип запрета на злоупотребление формальными требованиями.

Что принципиально важно: рассмот-рение дела в суде возможно только после предварительного обжалования административного акта, действия (бездействия) в вышестоящем органе. Срок рассмотрения жалобы составляет 20 рабочих дней со дня ее поступления.

— Где подаются иски?

— Иск к административному органу предъявляется по месту его нахождения. А в случае, если задействовано несколько ответчиков, — по месту нахождения одного из них.

Судебный акт, которым суд разрешает спор по существу, выносится в форме решения от имени Республики Казахстан.

— Какие суды будут рассматривать споры в рамках АППК?

— Как предусматривает АППК, будут созданы новые суды, полномочия которых — рассмотрение только публично- правовых споров.

Административным судопроизводством займутся специализированные районные и приравненные к ним административные суды. Если на территории административно-территориальной единицы не образован специализированный районный и приравненный к нему административный суд, отнесенные к его подсудности административные дела будут рассмат-риваться районным (городским) судом в порядке, установленном АППК.

Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются и разрешаются единолично судьей, действующим от имени суда.

Участники административного процесса — истец, ответчик, заинтересованное лицо и прокурор.

— В новом кодексе предусмотрены примирительные процедуры?

— Хороший и актуальный вопрос. Да, статья 120 АППК предусматривает примирительные процедуры. Стороны на основании взаимных уступок могут полностью или частично окончить административное дело, заключив соглашение о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях (этапах) административного процесса до удаления суда для вынесения решения.

Если стороны не достигли соглашения о примирении, медиации или урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры, или условия соглашения судом не утверждены, разбирательство административного дела проводится в общем порядке.

 

Татьяна Корецкая

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *