Неблагоприятные погодные условия осложняют работу всех авиакомпаний, поскольку негативно влияют на своевременность выполнения рейсов, особенно зимой.
Не случайно они входят в тройку основных причин задержек и отмен рейсов авиаперевозчика. Средний показатель своевременности рейсов группы Air Astana за десять месяцев 2023 года составил 80%, что ниже, чем за аналогичный период прошлого года на 6%. Несмотря на то что такое сезонное снижение соответствует отраслевому среднему уровню, группа компаний продолжает работать над улучшением показателей своевременности выполнения рейсов, безопасности и комфорта пассажиров.
И сделано в этом направлении уже очень многое.
Безопасность пассажиров превыше всего
«Противообледенительная обработка воздушных судов (деайсинг) занимает важную роль в предполетной подготовке воздушного судна в осенне-зимний период, что важно для обеспечения безопасности полетов, — отметил на встрече с журналистами старший менеджер по техническому обеспечению Air Astana Аслан Абильпеисов. — Аir Astana стремится сократить влияние неблагоприятных метеорологических условий на своевременность выполнения полетов, однако бывают погодные условия, когда никакие методы не могут улучшить ситуацию. Безопасность полетов остается нашим неизменным приоритетом.
Нередко в соцсетях звучат высказывания: «почему вы моете самолет тогда, когда пассажиры уже все на борту, заставляя их ждать?» Дело в том, что противообледенительная обработка, то есть очистка воздушного судна от любых снежно-ледяных отложений и защита воздушного судна от их повторного образования должны выполняться как можно ближе к вылету. Данное требование прописано во всех документах, регулирующих нашу работу. Концепция чистого воздушного судна (Clean aircraft concept) должна неукоснительно соблюдаться. Данная концепция регламентирована международными стандартами ИКАО (Международной организацией гражданской авиации), а также глобальными стандартами по деайсингу — SAE, Global deicing standards. То есть в случае каких-либо осадков или снежно-ледяных отложений на плоскостях воздушного судна экипаж обязан проверить состояние самолета. Если есть отложения любой формы, то выполняется противообледенительная обработка воздушного судна, которая состоит из двух ступеней: очистка и защита от обледенения. При очистке от снежно-ледяных отложений используется один тип жидкости (тип-1), которая разбавляется с водой в зависимости от погодных условий и температуры. Вторая ступень — защита от обледенения, когда на все поверхности самолета наносится специальная жидкость (тип-4), которая имеет вязкую консистенцию и способна на определенное время защитить воздушное судно от обледенения. Время защитного действия жидкости составляет от 5 до 40 минут в зависимости от температуры воздуха, типа осадков, их количества и интенсивности.Именно поэтому противообледенительная обработка должна проводиться как можно ближе к моменту вылета самолета, когда пассажиры уже находятся на борту, багаж загружен и экипаж готов к вылету. После начала разбега самолета набегающий поток воздуха воздействует на жидкость, разрушая ее. После чего она сдувается с поверхности самолета, оставляя крылья чистыми, что обеспечивает безопасный полет».
При этом, по словам Аслана Абильпеисова, на обработку требуется в среднем 7-10 минут в зависимости от состояния воздушного судна. Если же учесть, что такая обработка не только сохраняет аэродинамические характеристики самолета, обеспечивая безопасность взлета, но и гарантирует эффективность управления при взлете самолета, то, согласитесь, эти несколько лишних минут, проведенных на земле, более чем оправданы.
В приоритете — обновление технического парка
На сегодня в парке авиакомпании 14 противообледенительных машин. В том числе пять машин на базе в Алматы, восемь — в Астане и одна — в Павлодаре.
«В 2023 году мы инициировали проект по обновлению парка противообледенительных машин: закупили три машины для Алматы и две для Астаны, — рассказывает Аслан Абильпеисов. — Из них для Астаны две новые машины уже пришли: это Elephant® BETA Flex-liner компании Vestergaard (Дания). Можно сказать, это первая подобная техника в Казахстане».
Выбор в пользу именно этой современной техники для столицы был сделан с учетом погодных условий и климата Астаны, где очень часто задувают сильные ветры — до 20 метров в секунду, а столбики термометров зимой нередко опускаются до отметки минус 30 градусов.
«Основное отличие этой техники от остальных машин — телескопическая форсунка, которая выдвигается вперед на десять метров, то есть в условиях сильных ветров она более эффективна, — поясняет Аслан Абильпеисов. — Например, у той техники, которая у нас есть сейчас, при сильных ветрах струя ломается, и эффективность обработки снижается. В результате мы больше тратим жидкости на обработку самолета, а температура жидкости при попадании на крыло снижается. У новых же машин VESTERGAARD есть телескопическая форсунка, которая может выдвигаться, что позволяет обрабатывать воздушные суда непосредственно над поверхностью самого крыла, то есть на высоте одного метра. Это позволяет уменьшить расход жидкости и увеличить эффективность противообледенительной обработки, так как жидкость попадает точно на крыло, снижается вероятность сдувания жидкости ветром, что напрямую влияет на очистку крыльев, то есть мы экономим и время, и жидкость. А также эта техника имеет больший размер баков и вмещает в два раза больше жидкости, чем в существующем парке, тем самым дает возможность обработать до шести воздушных судов одной машиной. Это увеличивает эффективность и время самой обработки воздушного судна.
По нашему проекту обновления мы каждый год планируем закупать по две машины и к 2026 году обновить весь парк противообледенительной техники.
В Алматы же мы закупили три машины марки JBT TEMPEST II (США), это связано с унификацией парка противообледенительных машин в мегаполисе. Таким образом, в Алматы с учетом тех, которые придут в этом году, будет шесть противообледенительных машин одной марки, не учитывая старой техники (две штуки). Их транспортировка занимает определенное время».
Air Astana в этом году начала строить склад для хранения противообледенительной жидкости, который включает отделения для заправки машин противообледенительной жидкостью, станцию смешивания и ее подготовки.
«Этот проект позволит нам быстрее производить заправку противообледенительной техники, готовить ее в закрытых теплых помещениях, а не на улице, и тем самым увеличить эффективность противообледенительной обработки в целом в зимний период», — подчеркнул Аслан Абильпеисов.
Все вышеперечисленное позволит авиакомпании меньше зависеть от погодных условий и увеличить процент своевременных вылетов.
Аэропорт к морозам готов!
Большую работу по подготовке к работе в зимний период провел и столичный аэропорт.
«Мы в этом плане имеем достаточно большой опыт, ведь зима в Астане долгая, морозная, и мы всегда проводим к началу осенне-зимнего сезона навигации серьезную подготовительную работу, — говорит первый заместитель председателя правления аэропорта г. Астаны Руслан Пыштанов. — В соответствии с приказом председателя правления проведен инструктаж с личным составом, подготовлена спецтехника. У нас аэродром содержания составляет 34 единицы, 113 единиц — для обслуживания воздушных судов. Проведена работа по подготовке терминалов и территории. Заранее приобретены антиобледенительная жидкость, жидкий и сухой реагенты для использования на асфальтном покрытии. Это как перрон, так и взлетная полоса. Поэтому с уверенностью могу сказать, что столичный аэропорт готов к нынешнему зимнему периоду, уверен, что не будет никаких инцидентов. Конечно, бывают задержки. Такое не исключено, особенно в зимнее время. Но это не значит, что аэропорт не готов к отправке или принятию бортов. Все зависит от сложных метеоусловий, в случае которых специально предоставляется время для обработки взлетной полосы и подготовки к посадке воздушного судна».
Пассажир имеет право
И все же навигация очень зависит от погодных условий. С этим фактором нельзя не считаться, впрочем, как отметила менеджер по обслуживанию пассажиров Air Astana Гульмира Жумаева, на погодные условия авиакомпания повлиять, к сожалению, не может, но должна работать.
«Если брать текущий год в промежутке с января по октябрь, то, несмотря на определенные условия, включая погодные, средний уровень своевременности полетов по расписанию составляет 80 процентов, — сказала Гульмира Жумаева. — Если смотреть вкупе с европейскими и американскими авиакомпаниями, то это соответствует среднему показателю. Топ-3 задержек, которые в основном влияют на несвоевременность рейса: позднее прибытие воздушных судов, технические причины, а также погодные метеоусловия, которые влияют на процесс обслуживания на перроне и выполнение рейсов по расписанию. Авиакомпания пытается выровнять этот показатель и улучшить его».
Если рейс задерживается, то по законодательству РК авиакомпания обязана создать для пассажиров определенные условия.
«В случае изменения статуса рейса по вине авиакомпании пассажирам при задержке вылета более двух часов мы должны предоставить напитки и легкое питание. Если задержка более четырех часов, то предлагаем горячее питание. Как правило, в таких случаях берем бортовое питание. Кроме того, у нас есть договор со сторонней организацией, где мы можем брать питание для пассажиров. Если задержка рейса на пять часов и более, то пассажир имеет право сделать возврат билета либо перебронировать по своему желанию. Если ночью рейс задерживается на шесть часов, то мы расселяем пассажиров в отеле.
Днем для этого задержка должна составить восемь часов. При этом предоставляется транспорт от аэропорта до гостиницы и обратно», — объяснила Гульмира Жумаева.
Кроме того, в случае задержки рейса у пассажиров есть несколько каналов обращения: горячая линия авиакомпании по вопросам задержки рейсов +7 (7272) 44-44-78, круглосуточный центр бронирования, городские и сотовые номера, по которым всегда доступна помощь и консультация специалистов, а также онлайн-консультанты на сайте help.airastana.com. А с недавнего времени авиакомпания предоставила пассажирам возможность общения через WhatsApp.
Подводя итог, можно сказать, что комплекс процедур по подготовке всех подразделений авиакомпании к работе в рамках зимней навигации завершен и можно не переживать ни за взлет, ни за посадку.
Авиакомпания Air Astana удостоена награды Apex Passenger Experience Awards
Air Astana получила очередную награду Ассоциации пассажирских авиаперевозок (APEX) на выставке FTE APEX Asia Expo 2023 в Сингапуре.
Авиакомпания награждена в двух номинациях в Центральной и Южной Азии: «Лучшее бортовое обслуживание» и «Лучшая развлекательная система».
С помощью популярного в мире приложения для организации путешествий TripIt: Travel Planner были собраны независимые отзывы пассажиров, охватившие более миллиона рейсов 600 авиакомпаний мира.
Пассажиры оценивали авиаперевозчиков по пятизвездочной шкале по пяти параметрам: комфортабельность кресел, бортовой сервис, питание и напитки, развлекательная система и услуга WI-FI.
«Мы рады, что вновь удостоены награды APEX, которая свидетельствует о нашем постоянном стремлении создавать пассажирам комфорт и незабываемые впечатления», — подчеркнула Елена Обухова, вице-президент по бортовому обслуживанию Air Astana.
В разные годы авиакомпания была удостоена почетных наград APEX, включая награду за лучшую систему развлечений, лучшее в Центральной Азии бортовое питание и напитки, бриллиантовый статус по результатам аудита Apex Health Safety, а также престижные награды — APEX Regional Passenger Choice Award и APEX Five Star Major Airline.
Кроме того, Air Astana признана самым привлекательным работодателем Казахстана в транспортной отрасли.
Исследование привлекательности бренда казахстанского работодателя провела рекрутинговая компания Ancor. По итогам исследования Air Astana признана первой в транспортном секторе страны и второй по привлекательности среди 84 крупнейших по численности персонала компаний в Казахстане.
Ирина Притула
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!