Национальный авиаперевозчик Air Astana в этом году отмечает свое 20-летие
Днем рождения компании считается дата первого рейса, выполненного 15 мая 2002 года по маршруту Алматы — Астана. За 20 лет деятельности Air Astana перевезла почти 60 млн. пассажиров и более 250 тыс. тонн грузов, выполнила свыше 600 тыс. рейсов и перечислила в государственную казну около 120 млрд. тенге (более 500 млн. долларов) в виде налогов.
Насколько важна для Казахстана надежная и устойчивая авиакомпания, понятно уже хотя бы по двум параметрам: огромная территория и отсутствие выхода страны к морю. Поэтому создание собственной авиакомпании было одной из приоритетных задач с первых дней обретения независимости республикой. Первый опыт оказался не особенно успешным. Создание авиакомпании Air Astana — третья попытка, и, как могут сегодня судить все, кому довелось пользоваться услугами этого перевозчика, вполне удачная.
Air Astana — детище ФНБ «Самрук-Казына» и британской фирмы BAE Systems, где 51% пакета акций принадлежит Правительству Казахстана в лице фонда «Самрук-Казына», а 49% — британской оборонной компании BAE Systems PLC.
Начинать никогда не бывает легко, но руководство и коллектив авиакомпании продемонстрировали высокий профессионализм и сумели за 20 лет деятельности добиться впечатляющих результатов.
Так, если за первый год работы авиакомпания перевезла всего 160 тыс. пассажиров, то за 2021-й, несмотря на пандемию, уже 6,6 млн. Такого успеха перевозчику удалось достичь благодаря грамотной стратегии, соответствию международным техническим стандартам, профессионализму персонала, высокому уровню сервиса и современным самолетам, средний возраст которых не превышает пяти лет.
Во главе с кавалером ордена Британской империи
С 2005 года большой и слаженный коллектив авиакомпании Air Astana возглавляет П. Фостер.
Свою карьеру в авиационном бизнесе г-н Питер Фостер начал с должности руководителя-стажера в компании John Swire and Sons (HK), являющейся учредителем Cathay Pacific Airways Ltd, куда он пришел сразу после окончания университета в Кембридже в 1982 году.
С 1982 по 1999 год он работал менеджером, а затем старшим менеджером авиакомпании Cathay Pacific Airways Ltd в Гонконге, Азии, Австралии и Европе. Прошел обучение по деловому управлению в INSEAD во Франции. В 1999 году Фостер покинул Cathay Pacific Airways и возглавил реабилитационную группу авиакомпании Philippine Airlines Inc.
С 2002 года работал в Royal Brunei Airlines в должности главного исполнительного директора, а в 2005-м вступил в должность президента Air Astana. Следует отметить, что П. Фостер удостоен звания Кавалера Ордена Британской империи (OBE) за заслуги в развитии британской авиации в Казахстане.
Амбициозные цели и пути их достижения
Стать не только лучшей и самой востребованной в стране, но и встать в один ряд с мировыми лидерами авиации — задача, которую поставило перед собой руководство компании Air Astana, сначала многим казалась невыполнимой. Но, как сегодня можно видеть, на этом пути сделано уже очень многое.
С самого начала компания решила не использовать старые суда и постоянно в течение 20 лет обновляла свой парк. В итоге на сегодня у Air Astana 37 бортов, закупленных прямо на заводе-производителе, средний возраст которых не превышает пяти лет. В основном это самолеты Airbus 320 и Boeing 767. Кроме того, подписаны договоры лизинга на поставку новых.
Безопасность полетов у Air Astana — всегда в приоритете, именно поэтому 20 лет полетов прошли без особых происшествий. В немалой степени это зависит не только от высокого мастерства пилотов, но и от технического персонала, занимающегося обслуживанием бортов на земле. Для этих целей в компании созданы собственные центры технического обслуживания самолетов. Так, в Нур-Султане пять лет назад по канадскому проекту с применением энергосберегающих технологий построен новый ангар площадью 5,5 тыс. кв. метров, способный одновременно обслуживать два самолета Airbus и два борта Embraer. В центре проводятся профилактический осмотр и ремонт всех частей самолета, кроме двигателя.
«Воздушные суда обязательно проверяют до и после каждого полета, независимо от дальности. Даже в том случае, если борт остается на земле, его все равно осматривают каждые 24 часа. Бывают виды ежедневных, ежемесячных технических осмотров и такие, которые проводят раз в три года. Авиационный технический центр обслуживает также иностранные самолеты. Техническая поддержка оказывается турецким, арабским и европейским самолетам. Ежемесячно в ангар поступает около 15 машин. На ремонт по форме c-check С1 уходит в среднем по 10-14 дней, — рассказывает менеджер технической поддержки Темирлан Багашар. — Такое техобслуживание подразумевает инспекцию самолета, ремонт, замену масел и компонентов, у которых вышел срок службы. Это шестой С-check С1 в нашей практике, скоро будем подавать документацию, чтобы осуществлять работы и по форме С2. Вообще, эта форма обслуживания подразделяется на С1, С2, С6 и С12 (D-cheсk). Помимо этого, мы делаем линейное сервисное обслуживание самолетов других авиакомпаний по контракту. Что же касается капитального ремонта двигателя, то эта работа пока производится за границей. Там есть компании, которые специализируются именно на обслуживании двигателей. В четыре смены в этом ангаре работают около 30 человек. Они производят техобслуживание и поддерживают летную годность всего флота, а также осуществляют ремонт и обслуживание компонентов, запасных частей и оборудования. Есть стандарты, как, что и насколько часто нужно осматривать в самолете. Все это прописано в техническом регламенте отдельно для каждого типа воздушного судна. Сроки и требования определяет конструкторское бюро и завод-изготовитель. Есть также технологические карты, в которых расписано все до мелочей. Поскольку они на английском языке, то все наши инженеры-механики хорошо знают английский язык. Подобные центры, в которых работают наши инженеры-механики, существуют сейчас в трех городах Казахстана: Алматы, Нур-Султане и Атырау. Кстати, в Алматы база даже больше, чем в столице, потому что там есть цеха по обслуживанию компонентов – колес и тормозов».
Темирлан работает в Air Astana уже 11 лет. По словам специалиста, интереснее работу трудно представить, ведь авиация в Казахстане еще только, образно говоря, набирает высоту, есть огромные перспективы и возможности для профессионального роста и карьеры. Не удивительно, что работать в компании желающих много, а отбор — очень строгий. Помимо специального образования и профессиональных навыков, обязательное требование — знание английского языка. А на некоторых позициях нужно владеть как минимум тремя языками: государственным, английским и русским.
«Наш технический центр укомплектован казахстанскими специалистами, — говорит Темирлан Багашар. — Большинство училось в Академии гражданской авиации и в Аэрокосмическом институте в Байконуре. Чтобы стать инженером, требуется пять лет опыта. То есть сначала можно стать механиком, затем после трех лет работы — техником, а после пяти лет подать заявку на получение инженерной лицензии. Ее выдают тем, кто сдает экзамены. Инженеры делятся на категории B1 (механик) и B2 (электрик). Конечно же, хорошие инженеры всегда в цене, поэтому есть смысл постоянно повышать свой профессионализм, чем в нашем коллективе все занимаются с большим интересом».
Человеческий фактор имеет значение
Чем лучше условия труда, тем продуктивнее работают сотрудники.
К сожалению, эту давно обусловленную специалистами истину до сих пор не принимают во внимание многие работодатели, но только не в Air Astana.
Различные рейтинги регулярно признают авиакомпанию лучшим работодателем Казахстана. С 2016 по 2020 год Air Astana признана самым привлекательным работодателем в категориях «Бизнес/Коммерция» и «Гуманитарные науки» согласно исследованию компании Universum.
Трудности по плечу
Восемь лет подряд, с 2012 по 2019-й, а также в 2021 году Air Astana была отмечена Skytrax как лучшая авиакомпания в Центральной Азии. Трижды получала награду Traveller’s Choice Award и столько же APEX Awards с 2018 до 2020 года.
Это самые авторитетные рейтинги в мировой авиационной отрасли. Это красноречивее многих слов говорит о том, насколько тщательно все готовится к приему на борт пассажиров и их удобству во время перелета. О том, сколько труда прилагает к этому огромное количество людей, остается только догадываться, как и о том, насколько непросто удавалось перевозчику выходить из многочисленных кризисных ситуаций, уже не раз проверявших компанию на прочность. Ведь, несмотря на молодой возраст, Air Astana уже пришлось пережить девальвацию тенге, рост цен на топливо и закрытие границ. Решения руководству приходилось принимать оперативно и порой рискованно. Но, как говорится, путь осилит идущий. Пожалуй, никто не оспорит тот факт, что слаженный и стрессоустойчивый коллектив национального авиаперевозчика умеет выходить из кризисных ситуаций.
Новые цели, новые маршруты
За 20 лет маршрутная сеть компании связала 28 городов как внутри страны, так и за ее пределами. Сегодня Air Astana готова предложить своим пассажирам новые города, при этом в связи с изменившейся геополитической ситуацией вынуждена приостановить полеты в Россию и Украину.
Как рассказал директор по продажам Air Astana Ислам Секербеков, этим летом самолеты Air Astana добавят к своим маршрутам Ираклион (Греция) и Бодрум. Кроме того, возобновлены международные рейсы в Батуми (Грузия) и Подгорицу (Черногория).
«Мы возобновили полеты по нескольким международным маршрутам, включая Мале (Мальдивы), Лондон, Дели, Тбилиси (Грузия) и Душанбе (Таджикистан), — говорит Ислам Секербеков. — Авиакомпания Fly Arystan открыла рейсы из трех городов Казахстана в Кутаиси (Грузия) и запустила десять новых внутренних маршрутов. В ближайших планах — полеты дважды в неделю по маршрутам Актау — Прага и Алматы — Ереван».
Заметно, по словам вице-президента по стратегическому развитию и взаимодействию с госорганами компании Air Astana Ердаулета Шамшиева, сказались на деятельности авиаперевозчика сложные отношения между Россией и Украиной.
«Мы постоянно обновляем географию полетов и открываем новые рейсы. Россия для нас — самый большой рынок. До пандемии в эту страну у нас было 74 рейса в неделю, сейчас ни одного, — говорит Ердаулет Шамшиев. — Например, прямые рейсы в Лондон, Франкфурт и Амстердам теперь вынуждены лететь в обход Южной Европы из-за текущей геополитической ситуации. В связи с этим выросли расходы на топливо, услуги аэропорта и аэронавигацию. Но цены на билеты не увеличиваем. Конечно, мы заинтересованы в увеличении внутренних рейсов. Но это напрямую связано со спросом, ведь каждый рейс имеет свою стоимость. В нее входят расходы на топливо, услуги аэропорта, аэронавигации. И за все это нужно платить. Поэтому все зависит от пассажиропотока и рентабельности».
Можно дешевле!
Помимо информации о новых маршрутах, самый часто задаваемый вопрос руководству компании: могут ли еще подешеветь билеты? Как оказалось, летать дешевле можно.
Разговоры о том, что билеты на внутренние рейсы не уступают по стоимости полета за границу на разных уровнях, возникают довольно часто. Особенно по этому поводу возмущаются депутаты и бизнесмены.
«Мы выяснили, что большинство из них приобретают билет за два-три дня до вылета, — объясняет Ердаулет Шамшиев. — Естественно, в таком случае стоимость выше. Это тоже обусловлено рядом экономических причин. При этом есть хорошая возможность купить билет дешевле: приобрести его заранее хотя бы за полтора месяца. Например, студенты знают время каникул и приобретают билеты по минимальной цене. К тому же, у нас действуют специальные скидки для молодежи до 25 лет, людей старше 65 лет и детей до 15 лет. Что же касается багажа, то раньше в стоимость билета входило 20 процентов от стоимости ручной клади, независимо от того, есть у вас багаж или нет. Теперь же, если у вас нет багажа, то и платить не нужно».
20 лет не такой уж большой срок. Но Air Astana доказала: целеустремленность, сплоченность, четко поставленные цели и выверенные пути их достижения дают все шансы для успешного движения вперед. Мы желаем национальному перевозчику и дальше столь же успешно набирать высоту на благо всей страны и каждого авиапассажира в частности.
«Летающие львы» сближают города
Все, кому по долгу службы приходится часто бывать в командировках, уже наверняка оценили новое подразделение компании Air Astana — Fly Arystan.
«Летающие львы» дали возможность чаще путешествовать по небу и людям с небольшими зарплатами, соединив 13 городов Казахстана, а также освоив с десяток международных маршрутов.
Бюджетное подразделение Fly Arystan было создано четыре года назад по указанию руководства страны. Благодаря этому решению усилилась конкуренция на внутренних авиалиниях и билеты на перелеты стали гораздо доступнее. Правда, у бюджетного перелета есть свои неудобства. Например, ручная кладь в Fly Arystan — одна сумка весом не более пяти килограммов. Правда, для пассажиров с младенцами разрешается брать с собой до самолета коляску, которую потом сотрудники наземной службы помещают в багаж. Эти неудобства не стали препятствием для желающих сократить время в пути и при этом не сильно потратиться на билеты. В прошлом году «летающие львы» перевезли уже около трех миллионов пассажиров.
Ирина Притула
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!