Каждый год 22 сентября в различных уголках нашей планеты отмечается Всемирный день без автомобиля (World Carfree Day) с целью популяризации пешеходного, велосипедного и общественного транспорта.
Главный лозунг этого дня звучит так:
«Город — как пространство для людей, пространство для жизни».
Проблема избыточного автотранспорта, которая сегодня является острой, оказывает разрушительное воздействие на биосферу планеты и угрожает самим людям. Статистика показывает, что автомобили каждый день уносят более 3 000 жизней. Но именно автомобиль находится на одном из первых мест среди самых рекламируемых товаров: каждую минуту с конвейера сходит новая машина.
История Всемирного дня без автомобиля началась в 1973 году в Швейцарии, когда страна столкнулась с топливным кризисом и власти призвали граждан отказаться от личных авто на четыре дня. Отдельные мероприятия по отказу от автомобилей проводились в разных европейских странах до 1997 года, когда Великобритания организовала первую национальную акцию, а следующим летом Франция последовала ее примеру. Сначала это движение собрало вокруг себя всего несколько городов, но уже к 2001 году более тысячи городов в 35 странах присоединились к этой инициативе. А уже сегодня более 100 млн. человек в 1,5 тыс. городов мира участвуют во Всемирном дне без автомобиля. В этот день водителей призывают оставить автомобили дома и воспользоваться общественным транспортом, велосипедом или же просто пройтись пешком.
Чем меньше, тем лучше
Данные по автомобилизации рассматриваются как один из показателей роста благосостояния населения. Чем больше доход, тем выше вероятность покупки автомобиля. В мире много стран, где машин гораздо меньше, чем людей.
СОМАЛИ — страна-призрак. Внутри нее постоянно происходят военные столкновения разных вооруженных исламистских группировок и Аль-Каиды, процветает пиратство. «Славное» прошлое и настоящее не дают стране шанса развиваться. Дороги даже в столице крайне плохи, за двадцатилетие войны их основательно разбили, а ремонтировать их не на что. Отсутствие асфальта и денег делают покупку машины несбывшейся мечтой многих.
ЛЕСОТО. Крошечное анклавное государство в Южной Африке, окруженное со всех сторон ЮАР. Территория страны составляет всего 30 000 кв. км, населяют ее 2 000 000 человек. Средняя продолжительность жизни из-за высокой распространенности ВИЧ — 37 лет. На 1 000 человек приходится всего пять врачей, а детская смертность составляет почти 20%. Многие граждане Лесото заняты на рудниках в ЮАР и в сельском хозяйстве. Дороги в Лесото крайне плохие, поэтому местные жители привыкли передвигаться на парнокопытных.
РУАНДА. Маленькая страна, безопасная и красивая, в которой крайне не любят вспоминать о прошлом. По сравнению со странами-соседками по африканскому континенту Руанда выглядит почти по-европейски. Машины в Руанде — редкость и роскошь: чтобы купить простенький новенький Polo, местному жителю надо работать только на него 33 года! Общая протяженность автодорог в стране приличная — более 12 км, асфальтовое покрытие — только на 1 000 км. Трассы поддерживаются в хорошем состоянии, а водители внимательные и аккуратные. Но машин крайне мало: местное население предпочитает кататься на мотоциклах в силу дороговизны автомобилей.
МЬЯНМА. В западной части Индокитая расположена Мьянма, граничащая с Индией и Бангладеш. Площадь страны составляет 678 000 кв. км, население — 60 000 000 человек. Экономику Мьянмы довольно сильно подкосила военная диктатура в начале XXI века, сейчас страна начала оживать. Строятся новые автодороги, причем на строительстве заняты в основном женщины. Трассы в городах заливают асфальтом, хайвеи покрывают полуметровым слоем бетона, что делает их самыми прочными автодорогами в мире. Здесь в чести старые внедорожники, а также старые легковушки Toyota и Nissan. Новые машины здесь приобрести сложно, поэтому их мало.
ГАИТИ. Островное государство между Карибским морем и Атлантическим океаном является одним из самых нестабильных и бедных стран мира. Ниже черты бедности находится 60% населения, основным доходом для гаитян являются денежные переводы от родственников-эмигрантов. Население острова занято выращиванием кофе, сахарного тростника и манго. Автомобильные дороги вытянулись на 4 000 км, но они не имеют асфальтового покрытия и в дождливый сезон превращаются в грязевые потоки. В столице Порт-о-Пренсе самый распространенный транспорт — это пикапы, переделанные в маршрутки и раскрашенные во все цвета радуги. Автобусы — это уже для богатых. Автомобили в городах есть, но владеют ими только очень состоятельные граждане.
Достойная замена
Экзотические, почти недоступные, уникальные и редкие автомобили привлекают внимание своим изящным дизайном, стремительным силуэтом, гулким звуком двигателя, мощностью и ускорением. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания на протяжении десятилетий властвовали на дорогах. Теперь конкуренцию им составляют электрокары.
BMW i7 M70 — электрический седан с мощным электромотором (650 лошадиных сил), разгон до 100 км/ч за 3,6 секунды и впечатляющим 31-дюймовым экраном. Автомобили BMW серии i появились 12 лет назад, чтобы постепенно переродиться в модели с нулевым уровнем выбросов.
Lucid Air Sapphire — электрический седан мощностью 1 200 лошадиных сил, разгоном до 100 км/ч менее чем за две секунды, имеющий рекордную скорость более 321 км/ч. Топовая модель считается самой быстрой среди всего модельного ряда производителя, оснащенной двунаправленной зарядкой, которая позволяет запитать от автомобиля какой-либо гаджет на природе.
Dodge Charger Daytona SRT EV Concept — электрический концепт-кар мощностью 805 лошадиных сил и запасом хода около 800 км. Компания представила искусственный выхлоп Frantzonic для своего концепта. Это означает, что любители маслкаров смогут загрузить звук SRT Hellcat в свой электрокар, как раньше загружали мелодии в телефон.
Rolls-Royce Spectre — мощный Rolls-Royce с электрическим двигателем (584 лошадиные силы), разгоном до 100 км/ч за 4,5 секунды и запасом хода 529 км. Это первый шаг Rolls-Royce на пути к электрической линейке, которую компания планирует создать к 2030 году.
Cadillac Celestiq — флагманский седан Cadillac мощностью 600 лошадиных сил и индивидуальной настройкой дизайна для каждого клиента. По-настоящему уникальным Celestiq делает тот факт, что двух одинаковых автомобилей не будет. Клиенты будут объяснять дизайнерам Cadillac, что они хотели бы видеть в своих автомобилях.
Audi e-Tron GT — спортивный электрический автомобиль Audi мощностью до 637 лошадиных сил, запасом хода до 383 км и множеством современных технологий. Компания применила технологию «Формулы-1» для создания чрезвычайно быстрого автомобиля.
Звезды «без колес»
Не у всех знаменитостей есть свои личные автомобили, несмотря на их финансовое состояние. Интересен и тот факт, что отказ от покупки последней модели авто имеет положительный эффект на окружающую среду. Даже если звезды шоу-бизнеса не всегда осознают это, отсутствие собственного транспорта способствует снижению углеродного следа и поддержанию экологической устойчивости.
РОББИ УИЛЬЯМС
Британский музыкант и актер является страстным поклонником «Формулы-1», однако никогда в жизни не имел водительского удостоверения. По мнению Робби, вождение не входит в список занятий, которые доставляют ему удовольствие. А если требуется прокатиться с ветерком, то звезда просто вызывает такси.
ДРЮ БЕРРИМОР известна не только ролями в кино, но и волонтерской деятельностью. Причиной, по которой у нее нет личного авто, считается бережливость актрисы. Дрю не носит брендовой одежды и живет скромно. Сэкономленные средства Бэрримор жертвует нуждающимся людям.
КИАНУ РИВЗ
Среди звезд, которые отказались от машины в пользу общественного транспорта, выделяется Киану Ривз. Звезда, который отдал 70% гонорара за съемки в «Матрице» на благотворительность, а остальное раздал членам съемочной группы, предпочитает обычную жизнь. Знаменитый Нео уступает место женщинам в метро.
ТОМ ХЭНКС
Оскароносный актер, который также перебрался с сиденья автомобиля в метро. Диагноз «сахарный диабет» поменял мировоззрение Хэнкса. Поездка в метро для звезды — это способ поразмышлять о себе и людях. А еще дополнительная двигательная активность, которая так необходима при диабете.
ДЖЕННИФЕР ЛОПЕС
Эта потрясающая женщина успевает все. Она снимается в фильмах, поет, сочиняет песни, пишет сценарии и умеет водить машину. Но она не сидела на водительском сидении уже более 20 лет. Однажды ее возлюбленный преподнес актрисе дорогущий подарок — роскошный Porshe. Однако Дженнифер так и не смогла насладиться мощью автомобиля, так как побоялась, что не сможет справиться с «железным конем».
На верном пути
Начать кататься на велосипеде может стать лучшим решением в жизни. Это поправит здоровье, поможет сэкономить время и деньги, а также улучшит социальную жизнь и принесет много чего полезного.
Хороший сон. Регулярные физические нагрузки позволяют выводить из организма кортизол — так называемый гормон стресса. Поэтому вечерняя поездка на велосипеде поможет избавиться от бессонницы, а утренняя — быстро проснуться.
Улучшение пищеварения. Езда на велосипеде ускоряет обмен веществ, что способствует повышению аппетита и улучшению переваривания пищи.
Выносливость. Благодаря регулярным поездкам на велосипеде можно повысить общую выносливость организма. Уже через несколько месяцев появится бодрость, станет легче переносить нагрузки во время рабочего дня, а эмоциональный фон стабилизируется.
Снижение веса. Велосипед — лучший друг людей, желающих сбросить лишние килограммы! Во время катания сжигается большое количество калорий, а также уменьшаются нежелательные отложения в области бедер. Организм сжигает жир не только во время поездки, но и в течение нескольких часов после нее.
Отличная кожа. Во время поездки на велосипеде ускоряется процесс циркуляции крови, что помогает замедлить старение кожи. А также во время езды создаются идеальные условия для выработки коллагена, замедляющего образование морщин.
Мышечный тонус. Регулярно катаясь на велосипеде, станут натренированными мышцы ног, груди, спины, рук и живота одновременно. Это поможет повысить мышечный тонус и улучшить физическую форму.
Жизнь без стресса. В процессе катания в организме вырабатывается гормон счастья. Вдобавок к этому во время велопрогулки, как и при занятиях любым циклическим видом спорта, выравнивается дыхание, что способствует приведению мыслей и чувств в порядок.
Здоровое сердце. Катаясь на велосипеде, человек подвергает себя кардионагрузкам, способствующим укреплению сердечной мышцы, повышению тонуса сосудов и снижению уровня холестерина. Тем самым значительно снижается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Нет — варикозу. Людям, имеющим генетическую предрасположенность к варикозному расширению вен, очень полезно крутить педали. Во время вращательных движений ногами, кровь начинает активно циркулировать по кровеносным сосудам, нигде не застаиваясь, что является лучшей профилактикой варикоза.
Наша статистика
По данным Heycar, в 2022 году продажи электромобилей в мире выросли на 40%.
Каждый десятый новый автомобиль был электрическим. Новая Tesla Model Y стала самым продаваемым электромобилем в 2022-м, сменив Tesla Model 3, которая лидировала в 2021-м.
Количество автомобилей, работающих на электричестве, в РК выросло сразу на 65,4% за год, хотя в единицах это лишь 812 авто. Такой значительный рост замечен впервые с 2017 года, причем после многолетнего сокращения показателя. Впрочем, доля электроавтомобилей в РК составила незначительные 0,02% от всего автопарка. Больше всего электрокаров зарегистрировано в Алматы: 420 авто. На второй строчке расположилась Северо-Казахстанская область: 108 авто. Тройку лидеров замкнула Астана: 61 авто, против 35 годом ранее. В Шымкенте таких машин 20.
По материалам интернет-сайтов страницу подготовила М. Кутузова
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!