Бензин: цены радуют. Как-то непривычно…

22 Апр 2019 17:51
Количество просмотров: 2684

Цены на бензин на автозаправках области с началом весны поползли вниз. Вопреки многолетней традиции и множеству прогнозов 92-ой упал ниже 150 тенге.

Подешевело, правда, только слегка даже дизельное топливо.

На одной из сетей АЗС Шымкента висит какой-то совсем непристойный ценник: АИ-92 — 139 и дизтопливо — 181 тенге!

Тенденция это или временные трудности наших нефтянников, понять пока сложно.

С одной стороны, как и обещал отраслевой министр еще в конце прошлого года, завершение модернизации трех отечественных нефтеперегонных заводов дало значительное увеличение объемов производства собственного автомобильного топлива, и мы наконец-то смогли полностью закрыть потребности внутреннего рынка. С другой — пока не сложилось с масштабным экспортом бензина в ближнее и не очень зарубежье, которое планировало министерство уже вчера.

Потребность страны в бензине казахстанской продукцией обеспечена на 93,2 %, дизельном топливе — на 91,1 %, авиакеросине — на 62 %.

Все это и еще кое-какие мелочи привели к тому, что впервые за несколько десятилетий новейшей истории на рынке ГСМ заработали рыночные механизмы формирования цен. Событие, само по себе радующее всех честных автовладельцев, в некоторых даже вселило умеренный оптимизм. Мол, так держать, господа нефтянники, правильной дорогой идете к божеским ценам на собственную продукцию. По итогам 2018 года автомобильное топливо даже стало лидером в снижении цен. Бензин подешевел на 2,8 % и за первые месяцы текущего года — еще почти на 1,5 %.

Что норвегу хорошо, то нам…

«Не стоит обольщаться, — сказал один из владельцев небольшой сети АЗС, пожелавший сохранить инкогнито, — и надеяться, что снижение цен на ГСМ будет продолжаться долго. Их стоимость на внутреннем рынке никогда не зависела от каких-то объективных причин. Нефть дорожала — дорожал бензин, дешевела — он снова дорожал. Причина — полное отсутствие конкуренции на оптовом и ее постепенное исчезновение на розничном рынках нефтепродуктов. Когда рынок давно и безнадежно поделен между двумя-тремя игроками, они всегда договорятся. Государственный контроль в этой сфере — штука условная. Его, скорее, нет, чем есть. Даже когда Правительство регулировало цены, это касалось только розничных. Вопреки всякой логике унять аппетиты оптовиков никто даже не пытался. Вдобавок к этому в последние годы с рынка розничной торговли ГСМ последовательно вытесняются средние и мелкие предприниматели. Владельцы нескольких заправок не могут выдержать конкуренцию с крупными сетями, к тому же тесно связанными с оптовыми продавцами. Так что снижение цен прекратится как бы само собой, когда они достигнут уровня ниже рентабельности мелких сетей. После монополизации розницы — вновь пойдут вверх».

Весь прошлый год бензин у нас столь же неприлично дешевел, хоть и не много, но ежемесячно. В прессе замелькали материалы о том, что по сравнению с европейскими странами бензин в Казахстане стоит неприлично дешево. Даже в соседней России он в 1,5 раза дороже. Самое дорогое в Евразии автомобильное топливо по-прежнему в Норвегии. Правда, и уровень доходов в этой северной нефтяной стране раз в несколько выше, чем у нас.

Мы этот бензин перегоняли, перегоняли…

В 2018 году в РК произведено 3,97 млн. тонн бензина. На треть выше показателей 2016 и 2017 годов. Месячный объем производства в октябре впервые превысил 400 тыс. тонн, а средний показатель во втором полугодии достиг 368 тыс. тонн.

В начале года разошедшиеся после модернизации казахстанские НПЗ вынуждены были сбавить обороты. Предложение заметно превысило спрос. Министр К. Бозумбаев заявил тогда: «Есть риск заполнения всех резервуаров, поэтому мы снизили нагрузку нефтеперерабатывающих заводов. Напомню, что сегодня цена на бензин Правительством не регулируется. В ближайшее время стоимость в целом не будет повышаться и будет находиться на уровне 150 тенге за литр (АИ-92)».

В 2018 году три отечественных НПЗ произвели 3,97 млн. тонн бензина, 4,6 млн. тонн дизельного топлива, 0,39 млн. тонн керосина и 2,93 млн. тонн мазута.

В 2019 году анонсированы планы увеличения объемов переработки нефти НПЗ, что создаст излишек 92-го бензина для экспорта более чем в полмиллиона тонн.

И куда его девать?

В 2018 году из России Казахстан импортировал около 400 тыс. тонн бензина.

И тут возникла закавыка, отсрочившая, на радость отечественным автовладельцам, экспорт горючего из Казахстана. Дело в том, что до сих пор дефицит высокооктанового бензина в нашей стране покрывался за счет беспошлинного ввоза из РФ. Этим и объяснялся парадокс, когда страна с очень дорогим автомобильным топливом продавала его нам добровольно и с песней. Да еще с выгодой для своих производителей. Условие было одно, но суровое — никакого реэкспорта. Теперь, достигнув бензинового изобилия на внутреннем рынке, нас охватили честолюбивые мечты стать экспортером. Увы, для этого придется много чего согласовывать на международном уровне.

Для поддержания высоких цен на ГСМ в прошлом году Правительство даже ограничило ввоз бензина из РФ по железной дороге. Хотя при разнице розничных цен в полтора раза в пользу северного соседа выглядело это довольно странно. Снижение цен на ГСМ осталось единственным отрадным явлением на потребительском рынке. На стоимости остальных товаров оно не сказалось никак. Даже нынешние цены для отечественных потребителей остаются запредельно высокими. Учитывая специфику их формирования, радость, скорее всего, будет недолгой.

«Вряд ли нам грозит наплыв дорогого российского бензина, — прокомментировал ситуацию председатель Туркестанского областного филиала ассоциации «Жанар-Жагармай» К. Камбаров. — Стоит озаботиться перспективой перелива дешевого автомобильного топлива от нас к соседям по Таможенному союзу. Не стал бы утверждать, что растянувшаяся почти на десять лет и наконец-то завершенная модернизация НПЗ навсегда избавит Казахстан от дефицита ГСМ.

Сырье наши НПЗ получают от компаний, работающих на старых месторождениях. Это чисто техническая сторона вопроса. Плюс к этому ценовой фактор. Нефтедобывающим компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем поставлять ее отечественным заводам. Поставки сырья на внутренний рынок обеспечиваются исключительно за счет административного ресурса. Планируемый экспорт казахстанского бензина призван прежде всего удержать высокие цены на внутреннем рынке.

В этом году мы впервые столкнулись с перепроизводством бензина. Но, заметьте, цены на него не обвалились, как раньше они неоднократно резко взлетали вверх при дефиците, а лишь слегка снизились. Напомню, что при остром дефиците, возникшем в 2009 году, вводились ограничения на экспорт ГСМ. Теперь качели пошли в обратную сторону.

Если это регулирование рыночными методами, то лучше уж вернуться к директивному, когда максимальная цена на ГСМ устанавливалась Правительством. К тому же избыток автомобильного топлива, как и раньше его дефицит, возник совершенно внезапно для наших регуляторов.

Теперь, чтобы избежать затоваривания рынка и дальнейшего падения цен, решено начать экспорт бензина. Оценки перспектив рынка ГСМ в стране профильным министерством меняются, как времена года. Еще недавно Канат Бозумбаев, ссылаясь на отечественных и зарубежных аналитиков, утверждал, что дефицит ГСМ появится к 2023 году и к этому сроку нужно будет построить четвертый НПЗ, сопоставимый по мощности с действующими. Спустя несколько месяцев, что дефицит топлива, а значит, и потребность в новом крупном НПЗ возникнут только к 2030 году. То ли аналитики поменялись, то ли планы ведомства, понять сложно. Будет в стране новый завод или нет, а если будет, то когда, теперь вообще не ясно.

Пока цены снижаются во многом благодаря тому, что с экспортом как-то не заладилось по не зависящим от наших аналитиков причинам.Помимо чисто процедурных сложностей, связанных с теми же обязательствами перед Россией, для экспорта ГСМ надо еще войти на рынки других стран. Точнее, надо, чтобы нас туда пустили. А рынки эти отнюдь не пустуют и давно заняты. В соседнем Кыргызстане — российскими поставщиками. Вряд ли они встретят молодого, но быстро растущего конкурента хлебом-солью. Поэтому перспективы экспорта ГСМ у нас пока именно перспективы».

Игорь Лунин

фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *