Учителем нации называют Ахмета Байтурсынова,выдающегося человека.
Можно говорить о нем как о государственном деятеле, журналисте, переводчике…
И это все будет правдой. Но он был просветителем в широком, объемном смысле этого слова. Может, до конца не сознавая, что этот талант ему дан свыше. И он его, к счастью, за те годы, что ему были отведены, исполнил сполна.
А. Байтурсынов — автор казахского алфавита на основе арабской графики. Им написаны «Пособия по родному языку», «Изложение курса казахского языка» и другие работы по вопросам языкознания. В 1926 году в Баку проходил Всесоюзный съезд тюркологов, где с докладом «О терминологии в тюркских языках» выступил Ахмет Байтурсынов. Его работа до сих пор предмет изучения тюркологов мира. Он собрал казахский фольклор, написал предисловие и издал книгу казахского эпоса «Ер Сайин». А. Байтурсынов — автор сборников стихов, басен, написал множество просветительских работ в первой общенациональной газете «Қазақ», которую редактировал. Сподвижниками в газетном деле были А. Букейханов и М. Дулатов. Одна фраза из опубликованной в «Қазақ» статьи объясняла важное направление издания: «Для того чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре. Для этого мы обязаны заняться развитием литературы на родном языке». Газета издавалась в течение пяти лет, с 1913 года.
В советское время А. Байтурсынов был наркомом просвещения Киргизского (Казахстанского) края, преподавал казахский язык и литературу в народных институтах (университеты).
К его пониманию, как яркого представителя казахского народа, можно идти через стихи, излитые душой. Сколько в них страданий, беспокойства о соплеменниках! Вот что написано им еще в 1908 году в стихотворении «Моему народу»:
Дружно взяться ты за дело
Неспособен, мой народ.
Там, где прямо ходят, смело,
Ты идешь спиной вперед.
***
Оттого нас бьют чужие,
Что готовы им служить.
В другом стихотворении написано, и отрывок из него стоит привести, что беспокоило Байтурсынова, от чего он хотел, чтобы избавился его народ. Каждое его слово звучит как назидание потомкам:
Сегодня стало много болтовни,
Делячества и показухи,
Но деловитость, только
пальцем ткни,
Как пыль с кошмы слетит
бесследно враз.
Он, учитель, в политику пошел, потому что его обнаженная душа воспринимала остро ту несправедливость, какая была по отношению к казахам. В 1917 году А. Байтурсынов участвовал во II общекиргизском съезде партии «Алаш» в Оренбурге, являлся одним из авторов программы «Алаш». Был в руководстве правительства Алаш-Орды. Партия «Алаш» выступала за создание на территории Российской Федерации республики с предоставлением статуса одного из федеральных субъектов с национально-культурной автономией.
5 марта 1920 года Военно-революцион-ный комитет по управлению Киргизским краем объявил о ликвидации правительства Алаш-Орды. Участники движения были официально амнистированы. Однако на деле алашординцы преследовались все последующие годы.
В 1919 году Байтурсынов перешел на сторону советской власти, вступил в ряды партии большевиков. Он объяснил следователю НКВД во время очередного ареста, почему так произошло: «Я стремлюсь поднять культуру и благосостояние казахов, а так как это дело находится в зачаточном состоянии, я поклонюсь той власти, которая поддержит мои начинания». Однако репрессии не сдвинули А. Байтурсынова с той точки зрения, что «наш народ не должен быть униженным».
В письме Ленину от 17 мая 1920 года А. Байтурсынов, как член Киргизского Военного революционного комитета Всероссийского ЦИКа, пишет об отношении к киргизам: «Местные коммунисты думают, что киргизы ничего не понимают, и проводят противоречивую политику, не оказывают братскую помощь трудовому киргизскому народу в установлении советской власти и претворении идей советской власти».
В этом письме автор пишет о местной интеллигенции, вошедшей в доверие народа, которая вместе с настоящими коммунистами должна входить в руководство края. Он считает, что в тех местах, где смешанное население, две трети во всех органах должны занимать киргизы.
Есть у него предложения и по поводу культурно-политической работы киргизских коммунистов. А. Байтурсынов предлагает объединить киргизов в военный округ в Оренбурге, в состав гарнизона ввести киргизов. Границы Киргизского края не должны меняться.
Но, как известно, многие идеи А. Байтурсынова не нашли поддержку у товарища Ленина.
Тем не менее надо признать, что все, что писал А. Байтурсынов, было им выстрадано, это были его убеждения.
В 1929 году Ахмета Байтурсынова в очередной раз арестовали и вместе с бывшими алашординцами отправили в Москву в Бутырскую тюрьму. Следователи вспомнили партию «Алаш», участие в правительстве Алаш-Орды, поездку Байтурсынова на съезд тюркологов в Баку в 1926 году, где он якобы встречался с иностранцами, имел связь с Мустафой Чокаевым.
А. Байтурсынова приговорили к расстрелу. Через три года заменили расстрел на десять лет, потом отправили в трехгодичную ссылку в Архангельскую область.
Надо сказать, что судьба его жены Бадрисафы Байтурсыновой тоже не была сладкой. Пока муж находился на Соловках в Архангельской области, она вместе с приемной дочерью Шолпан отбывала ссылку в Сибири. Женщина всю свою жизнь была верна мужу и стойко вместе с ним преодолевала трудности. Бадрисафа, русская женщина, до замужества Александра Ивановна, приняла веру мужа, вступила в брак по мусульманским законам.
В 1934 году за Байтурсынова вступилась Екатерина Пешкова, работавшая в правозащитной организации «Политический Красный Крест), жена Горького.
Бился за освобождение соратника и Алихан Букейханов, сравнивший друга с «Кириллом и Мефодием своего народа». И увидевший много похожего в судьбах А. Байтурсынова и Н. Чернышевского. «Байтурсынов, как бесстрашный пророк своих убеждений… — писал он. — Я мог бы написать эти слова в ОГПУ, если б не состоял в его почете с 1925 года».
После освобождения Байтурсынов вернулся домой к семье в Алма-Ату. Преподавал на профессорской должности в вузах. Но снова вмешались чекисты.
Он был арестован «тройкой» УНКВД по Алма-Атинской области в октябре 1937 года. Следствие длилось недолго. 25 ноября 1937 года он был приговорен к расстрелу. На этот раз расстрельный приговор был исполнен.
Реабилитирован А. Байтурсынов Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Казахской ССР 4 ноября 1988 года. Не только казахский народ, но и другие нации и народности все годы чтят память человека, служившего благородному делу просвещения.
Людмила Ковалева
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!