В Туркестане открыла свои двери уникальная библиотека «Фараб»
До этого момента в стране не было ни одного книгохранилища с применением новых технологий. Оставаясь главным объектом, книга обрела дополнительных помощников. Об этом в беседе с корреспондентом «ЮК» рассказала руководитель рабочей группы по концептуальной разработке проекта библиотеки Айко Толен.
В век цифровых технологий библиотека как место, где доступны книги и документы в качестве дополнительных источников знаний, уже устарела. В смартфоне может поместиться столько же книг, сколько в одной библиотеке.
В современных условиях они должны обогатиться новыми функциями. «Фараб» станет хабом знаний, творчества, вдохновения, где люди смогут не только получать знания, но и реализовывать свои проекты.
«Исходя из этого, библиотека делится на несколько пространств, — рассказала А. Толен. — У нее есть три этажа и цоколь. На самом верхнем с панорамными стеклянными витражами расположены читальные залы с книгами. Мы его называем книжным раем. Этот этаж отводится для обогащения новыми знаниями и вдохновения.
На втором этаже — мастерские, студии, воркшопы, большой коворкинг. Здесь полученные знания можно применить практически.
На первом этаже у нас большое общественное пространство. Здесь можно проводить встречи с людьми, презентации, делиться знаниями и впечатлениями.
Приведем пример. Цокольный этаж – это научно-исследовательский центр. Здесь же находятся книгохранилище, отдел для хранения редких книг и манускриптов, цеха по оцифровке документов, книг и консервации».
По задумке авторов концепции, допустим, человек в читальном зале на третьем этаже прочитал трактат аль-Фараби о музыке. Вдохновился и решил попробовать сделать что-то в этом духе собственноручно. Например, музыкальный инструмент. Он идет в мастерские и собирает его, используя современные технологии, электронику, программное обеспечение. Создав инструмент, человек идет на второй этаж в звукозаписывающую студию. Затем и инструмент, и записанное им произведение презентует. На основе этой музыки можно поставить хореографический или театральный спектакль и показать в киноконцертном зале библиотеки «Фараб».
Подробно собеседница рассказала о функционале всех библиотечных зон.
Первый этаж – большой атриум, книжный сувенирный магазин, фаблаб, киноконцертный зал для лекций и семинаров, концертов и представлений. Просторная кофейня для неспешных встреч и бесед.
Второй этаж отдан под воркшоп и мастерские. Большой коворкинг с конференц-залом и компьютерным классом. Профессиональная звукозаписывающая студия со всеми инструментами. В Туркестане много ребят, которые интересуются музыкой.
Зал мультимедиа для фото- и видеосъемок, где могут заниматься начинающие блогеры, фотографы, дизайнеры. Здесь есть проекционная студия, где можно экспериментировать с мультимедийными технологиями и проецировать свои работы. Студия каллиграфии и искусства. Гончарные круги, детский читальный зал и отдельный — для подростков. Кроме чтения, тут можно проводить занятия, в том числе по робототехнике.
На третьем этаже два больших читальных зала: первый — современной литературы, второй – редких книг и манускриптов. В нем содержатся исторические и этнографические материалы, письменное наследие искусства, археологии, архитектуры.
Оборудована большая видеостена. Для ее создания взяли ряд научных работ по исследованию мавзолея Х. А. Ясави и перевели в мультимедийный формат. В этом проекте рассказывается о геометрической гармонизации при проектировании зданий в Центральной Азии в средние века: как велось строительство, как должен был выглядеть мавзолей по задумке Тимура изначально, а также документы об истории строительства и реставрации мавзолея. Малоизвестные факты, например, о том, как строилась эпиграфика. В общем, можно в мультимедийном формате ознакомиться с содержанием научных работ, а затем взять их и прочитать. Причем время от времени на этой стене экспозиция будет меняться. Поэтому у посетителей есть возможность постоянно узнавать что-то новое об истории мавзолея, города. Как все складывалось воедино на основе именно научных работ, а не на мифах, догадках и легендах.
Есть экспозиция со старинными книгами, манускриптами и документами. С научно-исследовательской точки зрения, у библиотеки есть цель – собрать в одном месте все документы, свидетельства, книги в Туркестане. В XIX- XX веках на это мало обращали внимание. Поэтому многое исчезло.
В 1872 году — в период создания А. Куном уникального издания «Туркестанский альбом» — были собраны документы, в том числе юридические, шейхов, местных баев, правителей Туркестана, в которых говорится, кто в тот или иной период был настоятелем мавзолея или кому какие земли принадлежали, какие налоги платило местное население. Собрано все, что рассказывает о социально-экономическом укладе того времени.
СПРАВКА «ЮК»
В 1867 году царь Александр II утвердил создание Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи. По распоряжению генерала Константина Петровича фон Кауфмана, первого генерал-губернатора Туркестана, был создан «Туркестанский альбом» — подробное собрание наглядных материалов о регионе, включающее около 1200 фотографий, а также архитектурные планы, акварельные зарисовки и карты. Издание состоит из четырех частей, разбитых на шесть больших томов в кожаном переплете: «Часть археологическая» (два тома), «Часть этнографическая» (два тома), «Часть промысловая» (один том) и «Часть историческая» (один том). Первые три части работы составлены русским востоковедом Александром Людвиговичем Куном при помощи Николая Венедиктовича Богаевского.
Альбом был подготовлен и издан в 1871-1872 годах. Четвертая часть составлена русским военным офицером, востоковедом, языковедом и писателем Михаилом Африкановичем Терентьевым, который принимал участие в русской экспедиции в Самарканд в 1867-1868 годах. Здесь представлена «Часть историческая», которая включает 211 оригинальных фотографий и карт на 79 листах. На фотоснимках запечатлены индивидуальные и групповые портреты чиновников и военнослужащих, а также виды крепостей, фортификационных сооружений, городов и поселков, церквей, развалин и памятников солдатам, павшим в бою.
Библиотека Конгресса США приобрела полное собрание томов альбома в 1934 году. Другие сохранившиеся экземпляры хранятся в Национальной библиотеке Узбекистана и Российской национальной библиотеке.
К сожалению, все эти документы были вывезены и сейчас хранятся в Российском институте востоковедения. И у нас нет к ним доступа. Такой же объем документов увезли в Ташкент, где был центр археологии и других исследований. Очень много документов разбросано по частным коллекциям. Причем одна часть может быть у одного человека, а другая — у другого. Это огромный неисследованный пласт.
Поэтому наша задача приложить все усилия, чтобы собрать их вместе и сделать открытыми для изучения.
Сейчас началась работа по сбору цифровых вариантов этих документов. А в идеале есть желание вернуть все в нашу библиотеку «Фараб».
С приходом советской власти туркестанцы боялись хранить дома книги, написанные арабской вязью. Поэтому они сдавали все на хранение в мавзолей. В нем собралась огромная коллекция такого наследия: родословные, дарственные на землю.
Во время реставрационных работ, начиная с 50-ых годов прошлого века, ученым не были интересны книги и манускрипты религиозного содержания. Их больше интересовала архитектурная составляющая. Поэтому документы такого рода остались фактически бесхозными. А в конце 80-ых — начале 90-ых в Туркестан приехала группа исследователей из Алматы, и многие документы из мавзолея переехали с ними в южную столицу республики и разошлись по частным коллекциям. Поэтому стоит задача – соединить коллекцию, вывезенную Куном, с коллекцией, вывезенной в Алматы.
Вторая задача библиотеки – реконструкция и консервация. Для этого в книгохранилище есть специальный цех с антиокислительным оборудованием. Причем он единственный в Центральной Азии.
Третья – оцифровка и создание базы данных всех книг и документов. Эта база будет создана на основе искусственного интеллекта с распознаванием образов и текстов, автоматической каталогизацией.
Подробнее остановимся на том, что такое фаблаб. Это большая производственная лаборатория. Первые такие лаборатории появились в Массачусетском институте технологий. Их автор – профессор Нил Гершенфилд. Он ведет курс «Как изготовить все что угодно?», на который стараются попасть многие люди. В чем суть? Пользуясь небольшим набором станков и технологий (фрейзер, лазерная гравировка, 3D-принтер, шелкография), можно произвести все, что вы задумали.
Такая лаборатория будет интересна и технарям, и программистам, и дизайнерам, и архитекторам. Она необходима для того, чтобы ускорить переход к эре персонального производства.
Если 70-ые – 80-ые годы считаются эрой перехода к персональным компьютерам, то сейчас человечество переходит от фабрик и заводов к индивидуальному производству.
Проще говоря, например, смартфон можно собрать не только на заводе, но и дома при наличии необходимых технологий и оборудования. Это и есть фаблаб. Есть идея в будущем размножить такие мастерские по школам Туркестана.
Кстати, интересный случай. Когда оборудование пришло, здание было еще не готово. Но туркестанские ребята сами с помощью оборудования создали сигнализацию, которую позже и установили.
Кроме того, с помощью этих пяти станков можно создать другие, но уже с расширенными функциями.
Как видим, возможности у туркестанской библиотеки «Фараб» огромные. Все они дают шанс читателю не только познакомиться с содержанием той или иной книги, но и заниматься научной, изыскательской, изобретательской деятельностью. Авторы и разработчики концепции учли все, чтобы местным кулибиным и аль-фараби ХХI века комфортно созидалось. А их творения подавали пример другим мальчишкам и девчонкам, юношам и девушкам, которым вместе со взрослыми предстоит возрождать и пополнять те знания науки и техники, которые когда-то родились в средневековом Яссы и его окрестностях.
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!
Почему нет ни слова о том что фонды этойй библиотеки создавались еще до революции г. Чимкента . Увезли из города фонд авторефератов создаваемый чимкентцами. Поделили библиотеку на две части. Один в Туркестане.а другой в Шымкенте. Что касается альбома Куна. Он делал сам зарисовки и фото. Все давно опубликовано в открытой печати.