Все большей популярностью у автовладельцев во всем мире пользуется биодизельное топливо. Ведь оно совершенно безопасно: безвредно для человека и окружающей среды, а в случае утечки в течение трех недель подвергается почти полному (99%) распаду без какого-либо ущерба. Это позволяет говорить о минимизации загрязнения рек и озер при переводе водного транспорта на биодизельное топливо. При попадании в воду продукт не причиняет вреда растениям и животным.
В Казахстане есть компания, которая занимается производством одного из основных компонентов биодизеля – рапсового масла. Рассказать о ее деятельности «ЮК» попросил генерального директора ТОО «ЭФКО Казахстан» М. Усманова.
Маратжан Махсатжанович – выпускник ЮКГУ им. М. Ауэзова, по специальности – инженер-биотехнолог. Имеет большой опыт работы в пищевой отрасли,в том числе в международной американской компании MARS, которая владеет такими брендами, как SNICKERS, MARS, Twiks, Bounty, Orbit, Whiskas, Pedigree, и в компании Danonе, специализирующейся на производстве молочно-кислых продуктов.
— ТОО «ЭФКО Казахстан» — одно из крупнейших масложировых предприятий на территории Казахстана. Входит в состав международной группы компаний «ЭФКО», — говорит М. Усманов. — На сегодня наша компания располагает мощностями по переработке сои в объеме 450 тонн в сутки, по переработке рапса — 500 тонн в сутки. Благодаря модернизации производства и внедренным за последние несколько месяцев новым технологиям предприятие наладило выпуск высококачественной масложировой продукции на основе глубокой переработки местного сырья. Компания не только смогла покрыть внутренние потребности республики, но и начала поставку казахстанской продукции на экспорт. ТОО «ЭФКО Казахстан» входит в группу компаний «ЭФКО», основным направлением которой является реализация производимой продукции на производственной площадке в Алматы. ТОО «ЭФКО Казахстан» реализует продукцию, переработанную из высокомасличных культур, таких как соя и рапс. Рынком сбыта являются Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и внутренний рынок Казахстана.
— Расскажите, пожалуйста, более подробно о долгосрочных планах развития компании и расширении применения рапсового масла в сфере производства биотоплива.
— Компания активно работает над расширением географии поставок на европейские рынки. Использование альтернативных источников энергии — актуальная проблема для стран Европы и всего мира в целом. Вместе с ней идут смежные цели: снижение выбросов в атмосферу и других загрязнений окружающей среды, уменьшение зависимости от импортных энергоносителей, переработка отходов. Одним из альтернативных источников энергии выступает биотопливо, изготавливаемое из органического сырья. Оно подразделяется на биоэтанол, биодизель и биогаз. Биодизель производится из растительного масла и применяется, как правило, в смеси с дизельным топливом. Использование биодизеля снижает выбросы углекислого газа, серы. Этот вид топлива при попадании в воду не причиняет вреда растениям и животным, а в почве разлагается в течение месяца. Наиболее популярным видом сырья для биотоплива в Европе является рапсовое масло (в 2020 году, по данным Международного института устойчивого развития, на его долю приходилось чуть более 50% общего объема), однако ему приходится выдерживать конкуренцию с более дешевым пальмовым маслом.
Производство биодизеля из растительного сырья позволило получить возобновляемый источник топлива. Причем ресурсы для изготовления быстро восстанавливаются. В то же время запасы нефти практически невосстановимы. Использование такого возобновляемого сырья особенно актуально для коллективных хозяйств, занимающихся переработкой масла. Из своих же отходов они могут производить качественное топливо, которое позволит им быть полностью автономными. Если минеральное дизтопливо после очищения от сернистых соединений теряет свои смазочные свойства, то биодизель выступает хорошей смазкой, даже несмотря на меньшее содержание серы, чем в дизельном топливе. Это обусловлено тем, что в составе присутствует кислород. К примеру, один грузовик из Германии даже был внесен в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку проехал со своим оригинальным двигателем на биодизеле более 1,25 миллиона километров.
При работе на биодизельном топливе в двигателе внутреннего сгорания одновременно производится смазка подвижных частей. За счет этого срок службы самого двигателя и топливного насоса в среднем увеличивается на 60%.
— Каковы перспективы развития данной отрасли в Казахстане?
— Объем европейского производства не вполне покрывает внутренние потребности, поэтому часть биодизеля импортируется. Наибольшие объемы импорта, по предварительным оценкам, в 2022 году приходились на Нидерланды, Италию, Испанию, Германию. При этом Германия и Нидерланды входили в список крупнейших экспортеров в этот же период.
В свете геополитической неопределенности и сокращения производства рапсового масла в Украине, несмотря на логистическую составляющую, у Казахстана открываются новые горизонты наращивания поставок продукта на европейские рынки.
Сегодня одним из важнейших направлений для компании «ЭФКО Казахстан» является развитие производства и использования биодизеля, что в конечном счете поможет в разы сократить выбросы СО2 и вредных веществ в атмосферу, а значит, воздух, которым мы дышим, станет чище и безопаснее для всех.
Биодизель, как топливо, имеет следующие преимущества: уменьшается выброс в атмосферу сульфатов, углекислого газа, твердых частиц, он сгорает практически без выброса в окружающую среду токсичных и канцерогенных веществ, почти в два раза уменьшается количество копоти, не обладает резким запахом. При попадании в землю биодизельное топливо разлагается микроорганизмами в течение трех недель. В биодизеле малое содержание серы, оно имеет высокий уровень воспламеняемости (менее горюч), хорошие смазочные характеристики.
Одним словом, биодизель – это будущая топливная альтернатива!
— Благодарю за интервью! Успехов вашей компании!
Салтанат Абдижаппарова
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!