Сферы образования и науки в любой стране — в числе приоритетных. Ведь именно от наличия высококлассных специалистов и работы ученых, в первую очередь, зависит завтрашний день государства, его движение вперед. «Вариться в собственном соку» в этом деле — вариант не из лучших. Успеха можно добиться только в содружестве с коллегами из других государств, объединяясь, делясь наработками, опытом, идеями.
Именно с такой целью — активизировать образовательное и научное сотрудничество между Казахстаном и Россией — приехал в нашу страну и, в частности, посетил в конце прошлого года нашу область, советник Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан А. Коропченко.
Мы связаны крепче, чем кажется
Семьдесят лет Казахстан и Россия развивали науку и образование вместе. Обретение независимости изменило, но не прекратило эту связь. Многие казахстанцы, в том числе и занимающие сегодня высокие должности, учились не только в казахстанских, но и в российских вузах. Немало студентов из Казахстана и сейчас получает образование в городах Российской Федерации. Много точек соприкосновения и у ученых. Эти связи, по мнению А. Коропченко, можно значительно укрепить и расширить, на общее благо двух государств.
«Где-то мы можем совместные научные исследования вести, а где-то российские ученые могут помочь казахстанским коллегам освоить новые направления, — говорит Алексей Анатольевич. — Например, сейчас в Казахстане разрабатывается программа развития науки на ближайшие годы. В числе основных приоритетов — участие в международных исследовательских проектах типа Большого адронного коллайдера, исследования в области генетики и искусственного интеллекта. Российские ученые по этим направлениям активно работают и готовы к сотрудничеству».
Влюбленные в родной язык
Интересным показалось казахстанским педагогам и сотрудничество в сфере изучения русского языка в рамках проекта «Послы русского языка в мире». Эта волонтерская программа зародилась в институте русского языка им. А. Пушкина в Москве в 2015 году.
«Идея, на мой взгляд, интересна и для школ, и для пединститутов, — говорит А. Коропченко. — Предыдущая экспедиция работала в Астане. В Казахском гуманитарно-юридическом университете была встреча с преподавателями, на которой заведующая кафедрой русского и казахского языков тогда сказала: «А почему бы и нам так не делать?» У ежедневно работающего учителя может не хватать времени, а волонтеры-энтузиасты горят, и этим нужно пользоваться. Астанинские коллеги стали развивать идею: можно и в другие страны так же выезжать, где соотечественники живут. Например, в Монголию, Китай. Студентам это наверняка будет интересно, появится дополнительный стимул к учебе. Да и для развития международных отношений большой плюс. Ведь одно дело, когда политики на своем уровне заявляют, что нам нужны такие контакты, а другое дело, когда едет молодежь, общается, показывая открытость. Думаю, новая программа сможет найти поддержку и в акиматах, и в Министерстве образования и науки, как это ранее произошло в России. К слову, эта экспедиция в Шымкент состоялась совершенно спонтанно. Поездка была запланирована только в Астану. Я посмотрел, как они работают, связался с руководством института имени Пушкина, сказал, что программа очень интересная и востребованная, так почему только в Астане? Тем более, что даже министр образования и науки Казахстана Ерлан Сагадиев, когда мы беседовали, лично отметил, что нужно делать акцент на юг. В общем, в Москве руководство вуза меня поддержало. В итоге в Шымкенте, благодаря содействию редактора газеты «Южный Казахстан», председателя областного славянского культурного центра Марины Лимаренко и руководству управления образования, четверо волонтеров несколько дней отработали в школе №7. В будущем, конечно, нужно планировать более серьезные экспедиции, более длительные. Например, в Астану приехали 12 человек: 10 послов и два преподавателя. За десять дней они в общей сложности охватили разными мероприятиями около 400 школьников и 140 студентов и преподавателей двух университетов. В базовых классах прошло по четыре занятия, а в тех, которые захотели присоединиться незапланированно, — по два. Надеюсь, в этом году мои коллеги в Москве найдут возможность присылать в Южный Казахстан больше волонтеров и на более длительный срок, чтобы они успели охватить побольше школ».
Книжки, ложки и мультфильмы
Первый приезд послов русского языка в школе №7 Шымкента запомнится и учителям, и школьникам. Объясняя правила русского языка, они играли на деревянных ложках, на географии устраивали конкурс на самый быстрый правильный ответ, а с шестиклассниками мастерили игрушки, рассказывая при этом пословицы.
«Дело не в том, что они привезли инновационные методики, — говорит заместитель директора школы Г. Амиреева. — Мы тоже включаем в процесс урока множество интерактивных элементов. Но этот приезд нас как-то встряхнул, что ли, захотелось так же суметь увлечь ребят».
Умение так организовать урок приходит с опытом, говорят волонтеры. Каждый из приехавшей в Шымкент четверки в подобной экспедиции уже не первый раз. Например, для студентки I курса магистратуры А. Лабурец это уже девятая поездка. До Казахстана девушка побывала в Таджикистане, Чечне, Бахрейне, Украине.
«Русский язык и литература всегда были моими любимыми предметами, — говорит Анастасия. — Когда узнала о проекте, решила попробовать свои силы. С тех пор с удовольствием участвую в экспедициях. Рада, что попала в Шымкент. Если честно, изначально я толком ничего не знала об этом городе. Однако, приехав, поняла, что Шымкент — солнечный и очень дружелюбный».
Выход — в целевом направлении
Если заинтересовать школьников и студентов изучением русского языка гости из соседней страны готовы с удовольствием, то справляться с нехваткой педагогических кадров для классов и школ с русским языком обучения, по мнению А. Коропченко, южанам придется самим.
«Мы знаем об этой проблеме, — говорит Алексей Анатольевич. — О ней неоднократно говорилось в разных кабинетах, мне лично ее обрисовывали. Говорили, что в Южном Казахстане не хватает около 300 человек. Когда я встречался с министром образования и науки Казахстана, он сказал буквально следующее: «Подготовьте нам учителей начальной школы и учителей-предметников, а я готов с каждым из них подписать трехсторонний контракт: российский университет, студент и министр». То есть, предполагается, что казахстанский студент отучится в России, а здесь его устроят на работу. Но я сомневаюсь в жизнеспособности такой схемы. Думаю, лучший вариант — это целевой набор, как было раньше: организация отправляет человека на учебу, платит ему стипендию, а потом он обязан три года там отработать. У нас в России этот механизм уже запускается. Да и в Казахстане тоже. Насколько знаю, недавно аким Кызылорды отправил по нужным для региона специальностям 20 человек учиться в российские вузы. Есть и еще один вариант, который обсуждался 16 ноября в ходе заседания российско-казахстанской межправительственной комиссии. Тогда было затронуто много аспектов, в том числе — обратить внимание на подготовку педагогических кадров (где конкретно упоминалась подготовка учителей русского языка и учителей-предметников для южного региона Казахстана), разработать проект открытия филиалов российских вузов у вас на юге и разработать дорожную карту по подготовке педагогических кадров. Сейчас в МОН РК такая дорожная карта сотрудничества с Россией разрабатывается, затем она будет направлена для согласования в МОН РФ. Так что сейчас главное — правильно сформулировать предложения и направить их в министерство для включения в эту карту. Принято решение и о запуске программы взаимодействия университетов. В первую очередь по педагогическим специальностям. Например, учиться два года в вузе России, два года — в вузе Казахстана. Осталось малое — начать реализовывать задуманное».
Делиться опытом готовы
Повышение квалификации тоже вопрос немаловажный. В этом русоведам российские коллеги помогали и помогать будут, говорит А. Коропченко. Если пару лет назад через такие краткосрочные курсы повышения квалификации, организованные российскими университетами, прошли примерно сто казахстанских преподавателей русского языка и литературы, то в 2017-ом — уже 996.
Да, специалистов не хватает — в школу часто не хотят идти работать — условия работы не ахти. Я тоже учитель русского языка, но работаю не по специальности — корректором, и мне моя работа нравится, а в школе не хочу — со всеми этими инновациями, ЕНТ, латиницей и др.