Как исконное казахское прикладное творчество превратить в современный бизнес-проект, знает известный казахстанский этнодизайнер Айгуль Жансерикова. И она готова научить этому туркестанских мастеров-ремесленников.
Комплексное исследование ремесленничества как субъекта туризма стало основной целью реализации масштабного проекта в стране, инициированного АО «НК «Kazakh Tourizm». Вполне понятно, что исследование не могло обойти стороной Туркестанскую область — один самых привлекательных для туристов регион в стране. В конце прошлого года управление туризма Туркестанской области совместно с АО «НК «Kazakh Tourizm» провело в Туркестане республиканский семинар-совещание с участием местных ремесленников, специалистов Региональной палаты предпринимателей «Атамекен» и представителями Программы развития ООН в Казахстане. Одна из главных тем семинара — продвижение бренда региона, страны через продукцию ремесленников. То, что это нужно делать, понимают все. То, как это сделать, знает и может научить основатель казахстанского зонтичного бренда Qazaq-Oner Айгуль Жансерикова. В мире ремесленников, дизайнеров страны она не просто известный человек и признанный мастер своего дела, а еще и профессионал, чей опыт становления и развития стоит взять на вооружение. А. Жансерикова, принимая участие в исследованиях, провела несколько встреч с туркестанскими ремесленниками, изучила их потенциал и готова содействовать их выходу на новый уровень.
К слову, великолепные войлочные сумки ее бренда Aigul line уже пополнили ассортимент сувенирной продукции «из Туркестана», которую будут увозить с собой туристы разных стран.
«Это первые плоды нашей совместной работы с ремесленниками, первые шаги по поддержке отечественных производителей и МСБ, а также организация маркетинга территории через сувенирную продукцию, — сообщила руководитель управления туризма Туркестанской области Гульмира Ахбердиева. — Испокон веков наши предки, встречая гостей, обменивались дарами. Собирая в дорогу путника, наполняли коржын подарками. Мы решили не нарушать традиции казахского народа и одаривать наших гостей презентами в коржыне из войлока от бренда Aigul line с логотипом Turkistan Tourism Center».
Айгуль Жансерикова — кандидат биологических наук, эколог, инициатор возрождения войлоковаляния в Казахстане. Обладательница девяти международных авторских свидетельств, пяти сертификатов «Знак качества ЮНЕСКО». Участница и организатор многих республиканских и международных мероприятий, выставок, форумов.
В 2004 году провела первый национальный тренинг специально для казахстанских женщин. В этом же году состоялось открытие первой в Казахстане мастерской по изготовлению войлочных изделий ручной работы. В течение последующих нескольких лет на базе этой мастерской прошли обучение много женщин из различных регионов Казахстана.
К тому времени ее более чем семилетний труд по возрождению валяния войлока дал о себе знать. В 2011 году Айгуль создала компанию Aigul Line, которая сегодня представляет собой известный бренд дизайнерских изделий из войлока.
Еще одно детище Айгуль Жансериковой — центр ремесленников Qazaq-Oner. открылся он в сентябре 2017 года в Алматы, а через год еще один — в туристическом хабе Visit Almaty. Это первый в Казахстане уникальный проект в области развития и популяризации прикладного творчества казахского народа. Под одной крышей, под одним зонтичным брендом объединились уже более 140 ремесленников — мастеров в различных направлениях древнего народного прикладного творчества из разных регионов Казахстана.
«Это не просто ярмарка прикладного творчества, — говорит А. Жансерикова. — Наш центр — это мастер-классы, обучающие тренинги от ремесленников по войлоковалянию, гончарному, ювелирному искусству, лоскутному шитью, батику, вышивке, ткачеству. Мы проводим выставки, ярмарки, фестивали, творческие вечера, конкурсы, корпоративные мероприятия, экскурсии, различные форумы. Можно провести интересный досуг и купить разнообразные изделия лучших мастеров-ремесленников страны. Все туристы идут к нам. Да и алматинцы. Аналогичный центр должен появиться и в Туркестане: оценят и туристы, и ремесленники. Но к его созданию нужно подходить серьезно, и я готова поделиться опытом».
Айгуль Жексенбаевне не привыкать быть пионером, проторять дорогу и объединять единомышленников. Она этому только рада.
«Горжусь, что мне первой удалось превратить войлок в дизайнерский материал и способствовать войлочному буму в стране, — рассказывает
А. Жансерикова. — Уверена: Казахстан должен ассоциироваться у иностранных туристов не с нефтью, а с шерстью. Это наше древнее искусство. Это возобновляемый ресурс, который связан с нашей историей, бытом и образом жизни. У нас есть все возможности, чтобы открывать собственные ткацкие фабрики, налаживать производство натуральных изделий: ковров, одежды, аксессуаров, технического войлока. Соответственно, создавать новые рабочие места, тем самым развивая сельское хозяйство и текстильную промышленность».
Кстати, о шерсти. Делая первые шаги в возрождении войлоковаляния, А. Жансерикова ожидаемо столкнулась с дефицитом сырья. Шерсти в стране было навалом, но ее никто не обрабатывал, и она сгнивала. Поэтому материал пришлось покупать в соседней Киргизии, а то и вовсе в дальнем зарубежье. Но надо знать Жансерикову! Она активно занялась вопросом появления пунктов обработки шерсти в Казахстане. В конце концов в стране законодательно было запрещено вывозить необработанную шерсть.
«Думаю, это нововведение стало стимулом к работе отечественных пунктов обработки шерсти, — уверена дизайнер. — Так мы получили возможность покупать в своей стране очищенную шерсть. Более того, в Киргизии сырье дешевле, но мы все равно используем отечественное. Так что у нас по-настоящему казахстанское содержание».
За много лет ремесло превратилось в бизнес: устойчивый, красивый, приносящий удовольствие и удовлетворение. Войлок в руках этнодизайнера Айгуль Жансериковой превращается в совершенно удивительные вещи, любоваться которыми можно часами. Более того, у нее есть патент и авторское право на целый каталог войлочных изделий собственной разработки. Одним словом, все ее советы и рекомендации по превращению ремесла в бизнес — ценная информация для туркестанских мастеров и руководство к действию.
По просьбе «ЮК» А. Жансерикова озвучила их в нашей газете: «Ошибка многих ремесленников — делать только то, что нравится самому. Это неплохо, если ты делаешь для себя. Если хочешь продавать — изучай спрос. Еще один момент: иностранец никогда не приобретет неутилитарный товар. То есть если это сувенир, то он должен быть обязательно с историей или с определенным смыслом. Если вещь, то только та, которую он будет использовать, носить. Как и в любой профессии, если хочешь добиться признания и роста, нужно постоянно работать над качеством изделий. Лучше совершенствоваться в одном виде творчества, чем распыляться на несколько. Не стоит пренебрегать тренингами настоящих мастеров, профессионалов. К нам в центр приезжают ремесленники со всего Казахстана. Даже мелкий бизнес нужно строить по современным стандартам: от концепции, упаковки и этикетки до бухгалтерии и маркетинга. Тем более что многое можно почерпнуть у нас, научиться, перенять опыт.
Я готова содействовать и помогать. Нужно учиться навыкам построения бизнеса, правильному маркетингу, продвижению продукции. Лучше объединиться и делегировать труд. Одним словом, мастер должен производить, менеджер — управлять, бухгалтер — считать и отчитываться, продавец — реализовывать товар.
Могу сказать, что сегодня в Туркестане не хватает качественной сувенирной продукции, связанной с богатой историей и культурой края. Между тем интерес к древнему городу, столице тюркского мира, да и всей области огромный. Значит, нужно заполнять нишу. И времени на раскачку нет».
Алиса Масалева
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!