До первого звонка еще два месяца. Экзамены и ЕНТ завершились, и утомленные педагоги отправились отдыхать. А вот родителям будущих первоклашек расслабляться некогда. У них сейчас самая горячая пора: сборы в школу и оформление своего чада в выбранное учебное заведение. И если в районах эта процедура проходит, как обычно, без стрессов и эксцессов, то в Шымкенте некоторые папы и мамы уже пьют валерьянку, обрывают телефоны нашей редакции и занимают очередь к руководству городского отдела образования.
И дело не только в новшестве — электронном зачислении в первый класс. Это «чудо техники», призванное искоренить коррупцию и облегчить жизнь родителям первашей, большинство уже освоили. А тем, кто так и не разобрался, помогают специалисты во всех школах города. В день, по данным городского отдела образования, процедуру проходят до пятисот детей. Таким образом, в школы уже удалось определить более 11 тысяч ребят. Так что же заставляет так нервничать родителей первоклашек?
«Помогите! Нас в школу не принимают! — раздается в телефонной трубке звенящий от подступивших слез голос очередной мамочки. — По своему микроучастку хотим учиться, а нам говорят: места уже нет. Что же делать теперь?» Подобные звонки раздаются в редакции «ЮК» практически каждый день. Чтобы выяснить, что происходит, идем к руководству отдела образования Шымкента.
Перед входом — несколько родителей с детьми предшкольного возраста. Выясняется, что они сюда пришли с той же проблемой. В приемной еще пара-тройка посетителей с детьми. Секретарь объясняет им, к какому заму зайти за ответами. Я же спешу в кабинет к руководителю Ж. Тажиевой, чтобы узнать все как можно подробнее.
— Места в школах хватит всем, — сразу же успокаивает Жанат Арысбековна. — В прошлом году было принято около 23 тысяч первоклассников, думаю, в этом примерно столько же наберется, так что все под контролем.
Хотя проблема, конечно, есть. Но она несколько иного характера. Дело в том, что в некоторые школы желающих попасть в первый класс гораздо больше того количества детей, на которое рассчитано учебное заведение. В первую очередь это касается трех школ города: №№1, 23 и 65. В каждую из них — уже до пяти тысяч желающих. Родители готовы на все, лишь бы пристроить свое чадо, даже договариваются со знакомыми, а то и платят, чтобы прописать его по адресу, который гарантирует зачисление в желаемую школу. Тем самым еще больше усугубляют ситуацию, создавая ненужный ажиотаж.
Выдержать такой напор директорам школ всегда было крайне сложно. В этом году им на помощь пришла электронная система зачисления, которая не позволяет записывать детей туда, где классы уже полностью укомплектованы. В результате не попавшие в вожделенные учебные заведения родители устремились с жалобами в городской отдел образования, акимат и к вам в редакцию. И дело не в том, что в других школах слабый педагогический коллектив и хуже показатели знаний, а в сарафанном радио, создавшем миф о превосходстве одних школ над другими. Ведь школы не резиновые. Принимать такое количество детей нереально. Да и каких можно ждать знаний, если в классах будет слишком много детей? Педагогу в подобных условиях работать невозможно.
К тому же проблема, сказать по правде, скорее надуманная, чем реальная. Зачастую соседние школы дают знания не хуже, имеют такой же высококвалифицированный педагогический коллектив. Однако там классы еще не укомплектованы, в том числе и с русским языком обучения. Например, по соседству со школой-гимназией №1 имени Пушкина открыта школа №75 с двумя русскими классами, куда, по данным на 28 июня, набрали всего 12 детей. А ведь там все учителя с большим опытом работы, прошедшие курсы повышения квалификации в рамках обновленной образовательной программы. Хорошие преподаватели есть и в других школах: в расположенной ближе остальных СШ №3 и через пару остановок — №50. Не в чем упрекнуть и тех, кто работает по соседству с СШ №65, — в школах №№46, 24, 41, 38. А возле 23-й — №№50, 20 и та же школа №3. Во всех этих учебных заведениях классы с русским языком обучения еще не укомплектованы.
В районе откормсовхоза, откуда родители обращаются с жалобой на нехватку мест в школе №127, рядом находится 96-я, где есть русские классы, в которых достаточно свободных мест. Между тем и из этого района, как из многих других, мамы и папы везут своих чад в другой конец города, чтобы устроить их в под завязку забитые школы.
Где на самом деле сейчас существует проблема с русскими классами, так это в микрорайоне «Нурсат», признается Ж. Тажиева. Да и не только с русскими. Пока там работает только школа №80. Рассчитана она на 1200 мест, а учится в ней, по данным отдела образования, 4,5 тысячи детей. Поэтому пока по соседству арендовано здание для тысячи мальчишек и девчонок. Обучения на русском языке в этой школе нет, так что родителям, которые хотят, чтобы их чадо постигало великий и могучий, придется возить его ближе к центру города. Но ситуация изменится уже в следующем году. Возле АДЦ строится школа, которую к новому году планируют сдать в эксплуатацию. Рассчитана она на 2,5 тысячи детей, будут и классы с русским языком обучения. Строительство еще одной школы в той же части города запланировано на следующий год. ПСД уже готова.
— Во всех новых школах обязательно будут открываться классы с русским языком обучения, — говорит Ж. Тажиева. — Спрос превышает предложение, а значит, ситуацию необходимо выравнивать.
Для этого необходимы дополнительные педагогические кадры, признается Жанат Арысбековна. Учителей начальных классов с русским языком обучения в Шымкенте сейчас недостаточно.
— Чтобы решить эту проблему, аким Шымкента подготовил 20 служебных квартир, — говорит Ж. Тажиева. — Ведь самое главное, чем можно привлечь, — бесплатное жилье. Теперь ищем учителей. Уже переговорили с руководством ЖенПИ в Алматы, там пообещали на днях отправить к нам несколько педагогов. Обратились и в карагандинские вузы, к коллегам в Семее и северных регионах страны. Они сообщили, что уже дают направления к нам. Будем рады и местным кадрам, если такие откликнутся. А первым из них готовы оплачивать две ставки. Что же касается жилья, то аким Шымкента обещал построить девятиэтажку служебных квартир. Ведь у нас не хватает не только учителей начальных классов, но и предметников. На сегодня открыто около 270 вакансий для классов с русским языком обучения. Понятно, что главная проблема — это жилье. Именно ее сейчас решает аким города Габидулла Абрахимов, за что мы ему, конечно, очень благодарны.
Устраиваться на работу в городские школы теперь тоже нужно по-новому. На официальном сайте отдела образования Шымкента есть портал «Вакансии для преподавателей», где, зайдя в раздел «Работа для учителей», можно увидеть, какие имеются вакансии, и отправить свою электронную заявку. Благодаря этой новой компьютерной программе директор больше не может единолично решать, принимать на работу того или иного кандидата или нет.
— Членов конкурсной комиссии представляют отныне разные категории лиц: родительский комитет, сама школа, государственные служащие, общественники и представители СМИ, — говорит заместитель руководителя отдела образования Шымкента Н. Досыбаев. — Пользуясь случаем, приглашаем всех принять в этом важном процессе активное участие. Система автоматически направляет приглашение тем, кто заключает соглашение с отделом образования. Получивший приглашение смотрит дату и, если она для него удобна, идет во фронт-офис, который находится на пересечении улиц Рыскулова-Байтурсынова, знакомится с представленными кандидатами, сведениями и анонимно голосует за того, кто покажется ему самым достойным. Голоса затем суммируются, превращаются в баллы. Для каждого кандидата формируется отчет, который сразу высвечивается на портале и снимается на онлайн-камеру, что полностью исключает внесение в дальнейшем каких-либо изменений.
Еженедельно на портале публикуется 25 вакансий, которые постоянно дополняются. Как говорят в городском отделе образования, с начала запуска системы подано около 150 заявок, более 90 кандидатов уже трудоустроены, чем в городском образовании очень довольны.
Довольны главные педагоги города и результатами ЕНТ. В этом году средний показатель удалось увеличить на четыре балла с 82,6 до 86,6.
— Много изменений, в том числе по профильным предметам, — говорит Ж. Тажиева. — Было непросто, но ребята справились. Хотя я, признаюсь, рассчитывала, что средний балл удастся довести до ста. 1758 детей набрали выше ста баллов. Пятеро — по 137. Из них двое из школы №9, и по одному — из школ №№26, 110. Как видите, никто из них не учится в тех школах, куда так стремятся пристроить своих детей шымкентцы. В числе тех, кто набрал высокий балл, и выпускница частной школы «Болашак». А одна девочка из СШ №8 набрала 138 баллов.
Значительно увеличилось и количество алтынбельгийцев. В прошлом году их было 94, в нынешнем — 248. Аттестаты особого образца в прошлом году получили 56 выпускников, в этом — 164.
— Я благодарна Министерству образования за то, что в аттестат теперь вносится реальный итог одиннадцатилетней работы ребят, а не оценка, полученная на ЕНТ, — говорит Ж. Тажиева. — Ребенок с первого класса трудился, учился на одни пятерки, а в аттестат шла оценка, полученная при сдаче ЕНТ. И порой эти два часа перечеркивали все одиннадцать лет его стараний. Согласитесь, это несправедливо. Например, в прошлом году было 183 претендента на «Алтын белгi», а на ЕНТ доказали свое право на это звание чуть больше половины. Но ведь причин, по которым ученик не смог ответить как надо, может быть много. Школьник элементарно мог растеряться и не сориентироваться по времени. А вдруг накануне ЕНТ простыл, заработал расстройство желудка? Это сейчас выпускникам разрешается три раза сдавать ЕНТ, а раньше был только один шанс. Думаю, что присуждать звание «Алтын белгi» и аттестат особого образца по итогам школьного экзамена гораздо справедливее. Пусть на ЕНТ это не дает особых преимуществ, дети счастливы, что они не зря старались, что у них есть доказательство успешного окончания школы. А все условия для того, чтобы учиться было комфортно, мы создадим: будут и классы, и учителя.
И.Притула