Человек и его дело

14 Фев 2021 11:00
Количество просмотров: 2804

С. Атаева редко можно застать в кабинете. Хорошо отлаженный им за три десятка лет управленческий механизм большого хозяйства работает вне зависимости от присутствия генерального директора в офисе. Зато постоянно требуется его внимание непосредственно на производствах, которых много. Сабыржан Каримович Атаев родился 23 ноября 1951 года в Туркестане Южно-Казахстанской области в семье рабочего. С 1975 года начал трудовую деятельность механиком, работал мастером, начальником цеха железобетонных изделий.

За 27 лет ТОО «Ак Жол» построены: 2 500 000 квадратных метров асфальтобетонных дорог и площадей, 1 020 000 квадратных метров бетонных сооружений, 65 000 квадратных метров жилищно-гражданских объектов, 300 км инженерных сетей

Многопрофильная компания «Ак Жол», которую он возглавляет, сегодня работает по всей стране, а возникла она из туркестанского цеха железобетонных изделий треста «Шымкентмелиорация».

С. Атаев.

Недоброй памяти приватизация 90-ых прошлого века застала С. Атаева во главе цеха, продукция которого неожиданно стала никому не нужна, и коллектива из нескольких десятков человек.

«Тогда мы поняли, — улыбается воспоминаниям Сабыржан Каримович, что спасение утопающих — их личное дело. Коллектив был отличный, бездельников, вопреки слухам об излишнем гуманизме советской экономической системы, не держали. Решили выживать вместе.

Главное — мы сохранили кадровый костяк, производственные площади и оборудование.

Стали частниками. Капиталистами тогда нас еще не называли. Работать было после привычного ритма планового хозяйства неимоверно трудно. Коллеги-бетонщики меня хорошо поймут: работа от заказа до заказа для нормального производства смерти подобна. Поневоле пришлось стать самим себе и заказчиками, и производителями строительных конструкций. Сформировали строительное подразделение. Как потом уже стало понятно, интуитивно сделали шаг куда надо — к многопрофильному формату компании. Тогда, конечно, таких умных слов никто не говорил. Просто искали свое место в только-только формирующейся новой экономике. Спустя двадцать семь лет можно уверенно сказать — нашли. К интуиции, без которой в предпринимательстве вообще делать нечего, добавилось немного везения.

На фоне всеобщей разрухи и невостребованности нашей продукции вдруг нашлась работа прямо под боком — началось строительство Международного казахско-турецкого университета имени Ахмета Ясави. В 1993 году с коллективом всего в тридцать человек выполнили подрядные работы для турецкой фирмы «Зафер». Крупный заказ позволил расширить производство. Сформировали свой первый автопарк из 12 машин, собранных из того что было, если честно, из металлолома, валявшегося тогда на территории остановившихся предприятий. Построили асфальтовый завод, поэтому число работников увеличилось до ста.

В 90-ые, когда выжившие строительные организации в области и стране, можно было по пальцам сосчитать, а в Туркестане вообще остановились все заводы и стройфирмы, мы оказались востребованы. Кроме нас, работала только иностранная компания на строительстве МКТУ.

ТОО «Ак Жол» выполняло подрядные работы по благоустройству Туркестана и Кентау, внесло свой вклад в строительство университета в будущем областном центре. К 1500-летию города сделали большую часть работ по благоустройству улиц и площадей, построили школу для оралманов.

С 1995 года по настоящее время компания выросла в несколько раз, расширила производство, открыла новые заводы и новые рабочие места. Сейчас работают четыре завода, три карьера нерудных материалов, автобаза, насчитывающая 350 новых, усовершенствованных машин и механизмов.

ТОО «Ак Жол» — один из лидеров в строительной сфере Казахстана, признанный на международном рынке надежный партнер. Основанная в 1993 году фирма на протяжении всей деятельности зарекомендовала себя как высокотехнологичная, ответственная за качество и сроки выполнения работ организация.

Специалисты компании внимательно изучают опыт отечественных и зарубежных коллег, регулярно участвуют в конференциях, симпозиумах и семинарах, проводимых в Великобритании, Германии, ОАЭ, США, Франции, Чехии, Японии. Особое внимание всегда уделяется качеству работ и внедрению новых технологий в производство строительных конструкций и промышленных, гражданских объектов.

За эти годы мы построили школы, жилые дома, автодороги, мосты, создали заводы и цеха. Но прежде всего создали себе безупречную репутацию и пользуемся заслуженным авторитетом благодаря многолетнему добросовестному труду».

ТОО «Ак Жол» стало одной из первых отечественных компаний, освоивших строительство бетонных автодорог.

«На сегодня, — говорит С. Атаев, — мы более чем на 60 процентов обеспечиваем наши строительные объекты собственными железобетонными конструкциями, пластиковыми окнами, дверями и другими изделиями. Когда началось строительство автодороги Западная Европа — Западный Китай, у нас появилась возможность изучить непосредственно на стройплощадках зарубежный опыт прокладки автодорог с бетонным покрытием. Такого в Казахстане раньше не было. Поработав субподрядчиками у нескольких компаний, оценили собственные возможности и создали специализированное дорожно-строительное подразделение. Приобрели в Германии бетоноукладчик, пригласили опытных специалистов из Европы для обучения наших инженеров и техников. Первый крупный заказ на строительство бетонки мы уже выполнили: сорокакилометровый участок автодороги Павлодар — Астана выполнен нашей компанией. Получили бесценный опыт и намерены поучаствовать в строительстве туркестанской объездной дороги, которое должно начаться в этом году. Наш главный принцип — опора на собственные силы и ресурсы — полностью себя оправдал. Когда началось строительство МКТУ, нам потребовались материалы, и мы создали новые производства. Пошло дорожное строительство — понадобились инертные материалы, мы приобрели карьеры. В 2012 году объединили все подразделения, работающие на строительную сферу, в отдельное ТОО «Яссы Құрылыс». С тех пор это крыло компании обеспечивает стройматериалами и изделиями строительство дорог, школ, детских домов, многоэтажных жилых домов, объектов инфраструктуры в Кызылординской, Павлодарской и Туркестанской областях.

Сегодня «Яссы Құрылыс» — это целый комплекс, производственная база которого превышает 5,8 га.

Два цеха нерудных материалов мощностью тысяча тонн в смену. Один цех по изготовлению железобетонных изделий с бетоносмесительным узлом мощностью 60 кубометров в час полностью обеспечили инертными материалами и железобетонными конструкциями строительство автомобильной дороги республиканского значения Кызылорда — Павлодар — Успенка — граница РФ.

Эффективно, на полную мощность работают и другие цеха: металлоконструкций, деревообрабатывающий, металлопластиковый, цеха по изготовлению вентиляционных коробов и стеновых блоков, дорожных и тротуарных бордюров. У компании три асфальтобетонных завода мощностью 2500 тонн в смену. Высококачественной бетонностроительной смесью предприятие обеспечивает три собственных передвижных бетоносмесительных узла мощностью 50 кубометров в час. Имеется собственная автобаза на 200 единиц, своя аккредитованная строительная лаборатория с новейшим оборудованием.

Производственные мощности заводов способны обеспечить потребность в стройматериалах нашу область, еще и для соседей останется. Вся продукция сертифицирована и востребована, имеются сертификаты системы менеджмента качества в соответствии с требованиями государственных стандартов. На заводах внедрен новейший компьютерный контроль.

За двадцать семь лет количество работников ТОО «Ак Жол» увеличилось с тридцати человек до полутора тысяч, для которых создана собственная столовая с минимальной оплатой за питание.

Хочу подчеркнуть, что это постоянные рабочие места. То, что компания многопрофильная, позволяет избежать сезонной занятости, как это, к сожалению, нередко происходит в строительной отрасли.

Люди работают целыми семьями с высокими гарантированными зарплатами на стабильном производстве. За время существования предприятия ни один сотрудник не уволился!

Ежегодно компания создает до ста новых рабочих мест».

ТОО «Ак Жол» — победитель в номинациях «Предприятие-Лидер Евразийского союза государств — 2018» и «Лидер отрасли РК — 2017».

В 2017-2018 годах был построен мост на автодороге Туркестан — Нуртас — Шорнак — Карнак — Кентау, построены и отремонтированы дороги в Туркестане и Туркестанской области. Мы ставим перед собой задачу пробиться с нашей продукцией на зарубежные рынки.

ТОО «Яссы Құрылыс» объединяет торговые сети, строительный и ресторанный бизнес, колбасный, кондитерский, хлебобулочный цеха, достаточно мощный общепит и даже подсобное хозяйство на тысячу голов крупного рогатого скота.

«ТОО «Яссы Құрылыс», — говорит С. Атаев, — изначально задумывалось как многопрофильное. Поэтому, кроме строительного направления, существует несколько совершенно разноплановых производств. Действует свой цех по выпуску широкого ассортимента хлебобулочных изделий. Для нового хлебозавода приобретено чешское оборудование. Сегодня наш хлеб, батоны, булочки обеспечивают до 80 процентов потребностей рынка Туркестана.

Существующий откормочный цех на тысячу голов обеспечен кормовой базой, и в этом году планируем расширить его минимум в два раза. Мы первыми установили на своих полях дождевальные установки, позволяющие заметно экономить один из самых дефицитных ресурсов сельского хозяйства — воду.

Это, так сказать, краткий обзор того, чем мы занимаемся. Поэтому, сами понимаете, в конторе мне засиживаться не приходится. Производственные вопросы решаются оперативно на местах. К тому же такой режим работы позволяет поддерживать отличную форму. Конечно, когда командовал одним цехом, то жизнь была несравнимо спокойнее: есть план, есть снабжение — работай на совесть и будешь передовиком производства. Наверное, поэтому тот вариант планового хозяйства и привел к застою.

Сегодня приходится ежедневно решать сотни вопросов, которые даже самому опытному советскому руководителю показались бы фантастическими, неразрешимыми.

Но жизнь учит новым реалиям, и мы учимся жить по-новому. Наверное, можно сказать про себя, что жизнь удалась. Предприятие, которому отдаю все силы, успешно работает и развивается, работать интересно. Все дети со мной — работают в разных подразделениях компании. Как говорят, что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость? А не нужно ее встречать! Ее просто нет, если есть любимое дело, семья, чувство удовлетворения от работы и еще множество дел, которые нужно сделать, и проектов, которые интересно реализовывать.

Человеку столько лет, насколько он себя ощущает, а я ощущаю себя таким же, как и в самом начале этой работы, у которой нет конца».

 

Игорь Лунин
фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *