Чем старинней наивность романса, тем живее его соловьи

31 Окт 2018 11:54
Количество просмотров: 2379

21 год назад по инициативе коллектива общественно-политической газеты «Южный Казахстан» и редактора Ю. Кирюхина в Шымкенте впервые прозвучал романс на большой сцене. В минувшую пятницу, открывая гала-концерт, бессменный председатель жюри — заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств РФ Г. Преображенская, обращаясь к гостям и нынешнему главному редактору «ЮК» М. Лимаренко, сказала: «Что-то организовать не сложно. Удержать и развить — это настоящий труд».

Н. Тапиев.

Результатом этого труда, по словам М. Лимаренко, являются яркие выступления наших певцов в Москве, которых овациями награждает благодарная публика. В столице России наши конкурсанты непременно в числе призеров Международной романсиады.

«Казахская романсиада», по словам заместителя акима Туркестанской области Е. Садыра, приветствовавшего собравшихся в концертном зале «Туркестан», это не только масштабное культурное мероприятие, но и реальное межгосударственное сотрудничество в рамках культурного развития. В нашей области этот проект финансируется из бюджета. Ему присвоен высокий государственный статус.

А. Раджабов.

В первый конкурсный день в областном театре оперы и балета романс звучал весь день. Лирические мотивы слышались отовсюду. Кто-то из участников делал последние прогоны перед выступлением в репетиционных комнатах. Кто-то распевался в коридорах. Но главное и самое важное исполнение романса проходило на большой сцене театра.

Б. Ахмадуллина сказала о романсе: «Чем старинней наивность романса, тем живее его соловьи». Возраст участников «Казахской романсиады» доказывает истинность этих слов. 17- и 18-летние конкурсанты составили треть от общего числа участников. Это же отметил и Е. Садыр: «Участники молоды. Именно поэтому наша романсиада является для них первой ступенью в профессиональной жизни».

По традиции М. Сапарбаев вручил букет белых роз Г. Преображенской.

Фраки и вечерние платья молодых конкурсантов завуалировали их возраст. Все участники были серьезны, подтянуты, строги к себе и своим аккомпаниаторам. И только за кулисами становилось понятно, сколько же лет на самом деле участникам «Казахской романсиады».

Уважая тех, кто выступал на сцене, ребята не играли лишь в «су-ли-фа». Были смех и слезы, дикие радостные вопли от успешного исполнения и недовольство самим собой с разбором полетов и анализом допущенных ошибок. Каждый перед выходом проводил личный ритуал успеха: кто-то скрещивал пальцы, кто-то что-то шептал в небеса. Наверное, поэтому конкурс запомнился эмоциями, страстями, красивой музыкой, стихами.

А. Аверина.

В Шымкент съехались юные дарования из Казахстана и Узбекистана. 67 участников, среди которых яркий, экспрессивный, талантливый шымкентец Н. Тапиев, подарили горожанам высокое мастерство и предельную искренность лирического высказывания. В их исполнении романс звучал как отдельная история, грустная или радостная, но всегда искренняя. Жюри пришлось нелегко, но выбор надо было сделать. 24 участника получили самые высокие оценки и звания.

«Казахская романсиада» стала визитной карточкой области. Разменяв третий десяток, она выросла количественно. Стала влиять на судьбу молодых талантов. Подтверждением этого является приглашение Н. Тапиеву от Г. Преображенской выступить в этом году на сцене Государственного Кремлевского дворца в рамках международной романсиады для молодых.

Дипломанты «Казахской романсиады-2018».

Романс — явление загадочное, авторы стихов часто неизвестны, некоторые пишутся народными поэтами-самородками, другие — профессиональными поэтами. С музыкой тоже все по-разному: никогда неизвестно, кто из композиторов попадет в тот нерв, который затронет сердца и души. Участники и аккомпаниаторы «Казахской романсиады» попадали в нерв, да так, что порой мурашки по коже.

Одной из таких исполнительниц стала А. Нестерова из Ташкента с романсом «Нет, не любил он». Кстати, как отметила Г. Преображенская, Антонина — среди тех немногих, кто исполняет очень редкие и почти забытые романсы.

Во второй раз дворец «Туркестан» предоставил свою сцену для гала-концерта. И каждый выступающий был тепло принят благодарной публикой. Среди победителей хочется отметить Ф. Исматова, исполнившего бессмертную «Вesame mucho» под джазовую аранжировку еще одной шымкентской гостьи и члена жюри, ведущего аккомпаниатора международной московской романсиады импульсивной и драйвовой О. Петриченко.

О. Петриченко.

С боевым настроем выходил на сцену участник из Кызылорды Р. Рузматов. Участница А. Токтаган за свое исполнение была отмечена специальным призом из рук заместителя руководителя представительства Россотрудничества в РК, консула Генерального консульства РФ в Алматы И. Переверзевой как самая юная конкурсантка. Узбекские исполнители романса Р. Решетов и А. Ширинов участвовали в конкурсе второй раз и вошли в число победителей. Среди участников не только учащиеся музыкальных колледжей и консерваторий. Есть и дипломированные певцы. В конкурсной программе в этом году впервые принял участие певец от Туркестанской области. Солист Туркестанского областного театра оперы и балета А. Баймбетов за исполнение романса «Обойми, поцелуй» получил почетное третье место.

 

Члены жюри «Казахской романсиады». 

Слово «романс» к нам пришло из Испании. Пели романсы певцы-трубадуры на родном романском языке. Сборники песен назывались «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать, с одной стороны, лирическое стихотворение, отличающееся особой напевностью, с другой, — это жанр вокальной музыки. Появились бытовые романсы, цыганские, конечно, классические, актерские и некоторые другие. Одна из главных номинаций «Казахской романсиады» — исполнение казахского романса. На прошедшем конкурсе все призовые места достались исполнителям из Астаны и Алматы. Лучшим из лучших стал алматинец М. Кадыр. Как подчеркнула во время гала-концерта Г. Преображенская, традиция исполнения романса на родном языке стала популярной и на других региональных романсиадах. Так, в Кыргызстане зазвучали романсы на кыргызском, в Беларуси — на белорусском, в Германии — на немецком, в Дании — на датском.

М. Кадыр.

Благодаря организаторам, ведущим, исполнителям, зрителям на гала-концерте царила необыкновенная атмосфера. Молодые парни во фраках и девушки в вечерних платьях очаровывали зал. Звучали разные произведения. Написанные давно и современные. Но всегда это была песня-откровение, песня-вздох. То, что наболело на сердце и вылилось в музыку… Во время выступлений на главной сцене области победители «Казахской романсиады» вкладывали в свое исполнение всю жизнь, всю трепетность, всю душу. Именно это мастерство исполнения романса показывало то, что определяет духовную культуру человека… Когда не обманешь аудиторию. Ведь если нет души и искренности, то нет и певца настоящего. Вспоминаются строчки из стихотворения Е. Матвеевой:

М. Ерланова.

Минувших времен к нам протянуты руки,

В них чувства романса,

в них музыка душ.

Возьми в свое сердце,

вбери эти звуки,

И таинство это приняв,

не нарушь!

Что-либо нарушить было просто нельзя. Со сцены звучало великолепное исполнение романсов Глиэра, Рахманинова, Чайковского, Глазунова.

Дипломанты «Казахской романсиады-2018».

Не каждый год кто-то из конкурсантов удостаивается Гран-при. Но только не в этот раз. На сцену вышла конкурсантка, которая покорила своим исполнением. Ее выступление можно сравнить со звездопадом на осеннем небе. По праву самый главный приз достался гостье — алматинке М. Ерлановой. Мадина продемонстрировала не только профессиональное вокальное мастерство, но и очаровала красотой, грацией, лучезарной улыбкой.

Председатель жюри Г. Преображенская отметила, что сегодня большая редкость услышать хорошее женское исполнение романса. На «Казахской романсиаде» такие голоса прозвучали.

Немаловажным моментом «Казахской романсиады» является совместное выступление на одной сцене преподавателей, они же члены жюри, и учеников — участников конкурса. Шымкентские поклонники романса с удовольствием и замиранием сердца слушали исполнение мэтров. На гала-концерте выступил солист Узбекского государственного академического большого театра оперы и балета им. А. Навои А. Раджабов. Сюрпризом для шымкентцев было выступление звезды эстрадного романса А. Авериной. Анна, за плечами которой участие и призовое место на романсиаде в Москве, сегодня известна не только как исполнительница русского романса, но и как певица, аутентично исполняющая аргентинское танго.

И. Переверзева вручает подарок победителю «Детской романсиады».

Кульминацией праздника стал общий выход всех победителей во главе с заслуженным артистом Республики Казахстан, солистом ГАТОБ им. Абая, профессором Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Ш. Абиловым. Когда зазвучала песня Абая «Айттым сәлем, Қаламқас», зал сначала замер, а потом подхватил казахскую классику. По-другому произойти и не могло.

Ш. Абилов принадлежит к числу выдающихся казахских певцов современности. И потому не удивительно, что он удостоен целого ряда званий и регалий, подтверждающих его талант и профессионализм.

Закрылся занавес, но работа не остановилась. Прощаясь с публикой, Г. Преображенская вспомнила слова А. Моруа: «Романс будет жить вечно. Но только для тех, кто этого заслуживает».

По инициативе художественного руководителя романсиады А. Скибина, в 2019 году предложен конкурс для непрофессиональных исполнителей романса. «Романсиада без границ» уже ждет своих участников.

Владимир Привалов

фото Шамурата Файзиева

и Алисы Масалевой

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *