Исполнилось два года, как в Казахстане появились специализированные межрайонные административные суды (СМАС). Руководством к действию для них стал принятый 29 июня 2020 года Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК) РК, вступивший в силу 1 июля 2021 года.
О работе административной юстиции рассказывает председатель специализированного межрайонного административного суда Н. Рахынбаев.
— С 1 июля 2021 года из Гражданского процессуального кодекса РК были исключены нормы о рассмотрении споров, вытекающих из публично-правовых отношений, в частности: о защите избирательных прав; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и госслужащих; об обжаловании действий (бездействия) судебного исполнителя; об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения госзакупок. Эти категории дел перешли к нам в порядке административного судопроизводства. К ним добавились также иски инвесторов по обжалованию административных актов, административных действий (бездействия) административных органов, должностных лиц. В числе принципов административного судопроизводства могу назвать активную роль суда.
— Нурдаулет Нурлыбекович, сколько исков поступило в СМАС с начала этого года: больше или меньше, чем в прошлом году?
— В производство специализированного межрайонного административного суда города Шымкента в 2022 году поступило 1 688 административных исков, за семь месяцев 2023-го — 1 090.
Увеличение числа исков свидетельствует, что доверие граждан к административной юстиции растет.
Создание административной юстиции имеет важное значение для обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, он направлен на повышение качества деятельности госорганов.
АППК дает эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров, а также закрепляет набор гарантий, который реально позволяет принимать участие в процессе принятия управленческих решений.
— На какие госорганы Шымкента больше всего жалоб?
— Наиболее часто поступают иски на действие (бездействие) и акты административных органов, должностных лиц местного исполнительного органа. В основном жалобы на предоставление, отказ или приостановление действия в сфере землепользования, архитектуры, лицензирования и других сферах с разрешительными государственными функциями, на бездействие госорганов, в том числе по рассмотрению обращения.
В нашем регионе земельные споры по сей день являются актуальными. Анализ судебной практики рассмотрения земельных споров показал, что местными исполнительными органами зачатую нарушаются нормы земельного законодательства, при внесении административных актов и принятии решений по предоставлению либо отказу в предоставлении земельных участков.
В связи с этим поступает наибольшее количество исков по данной категории споров.
— Проанализируйте характер обращений.
— За семь месяцев 2023 года поступило 272 административных иска об обжаловании действий судебных исполнителей, по земельным спорам — 170, по налоговым и таможенным спорам — 102, по спорам в сфере госзакупок — 124, по спорам в сфере оказание госуслуг — 87, по защите избирательных прав — 44, по трудовым — 14, жилищным и другим — 35.
— Какой процент удовлетворения обращений в СМАС?
— Новшеством административного судопроизводства является новый принцип активной роли суда. Судье предоставлена возможность быть активным и говорящим во время рассмотрения дела. Поэтому суд всесторонне, полно и объективно исследует все обстоятельства, имеющие значение для дела, не ограничиваясь представленными сторонами доказательствами. Суд по собственной инициативе вправе собирать дополнительные доказательства, если предоставленные являются недостаточными.
Судом рассмотрены с вынесением решения 337 дел, из них 124 иска удовлетворены в полном объеме или частично. В итоге отменены обременяющие административные акты, на чиновников возложены обязанности принять благоприятные. Таким образом, восстановлены нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц.
Почти 37% решений вынесены в пользу граждан и юридических лиц.
В административном процессе предусмотрены примирительные процедуры. Основным условием примирения является наличие у ответчика административного усмотрения.
С примирением сторон и урегулированием спора в порядке медиации окончено 84 административных дела.
Из поступивших исков 335 были возвращены по отзыву истцом. При возврате в основном был применен принцип активной роли суда, поэтому многие споры между сторонами были разрешены в ходе подготовки дела к судебному разбирательству в связи с исполнением административными органами требований по иску.
— Нурдаулет Нурлыбекович, выносились ли частные постановления? В адрес каких госорганов?
— Задача по укреплению законности в публично-правовой сфере предполагает не только разрешение конкретного дела, но и вскрытие причин и условий, спровоцировавших нарушение законности, а также предупреждение других нарушений, что достигается полномочиями суда по вынесению частного определения.
Так, при вынесении решений по реагированию на допущенные участниками процесса нарушения законности судом вынесено 34 частных определения в адрес административных органов и их должностных лиц.
Частные определения вносились, и не раз, в отношении должностных лиц аппарата акима Шымкента, управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города, управлений госдоходов и госзакупок, а также специалистам НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
— Какое наказание назначает суд?
— Наиболее значительным отличием административного процесса от гражданского является то, что в административном суд активно помогает истцу противостоять аппарату государственной власти, по своей инициативе собирает доказательства путем истребования всех необходимых для правильного разрешения дела документов.
Лица, участвующие в административном деле, не вправе уничтожать или скрывать какое-либо доказательство, или иным образом препятствовать его исследованию и оценке, делая невозможным или затруднительным получение доказательств.
В случае неисполнения требования суда имеется реальный механизм воздействия — денежное взыскание.
Порядок наложения денежного взыскания предусмотрен статьей 127 АППК, в соответствии с которой денежное взыскание налагается на физическое, должностное, юридическое лицо либо на его представителя в размере от 10 до 100 месячных расчетных показателей.
О наложении денежного взыскания суд выносит определение, его копия вручается лицу, на которое налагается денежное взыскание.
Рассмотрение вопроса о наложении денежного взыскания производится в судебном заседании с предварительным извещением лица, в отношении которого применяется мера принуждения.
Хочу отметить, что за 2023 год пока вынесено 23 процессуальных принуждения в виде денежного взыскания.
— Какую сумму взыскала Ваша команда с чиновников в этом году?
— С начала года денежное взыскание наложено на десять руководителей государственных органов, пять представителей госорганов, а также на двух частных судебных исполнителей.
Основания наложения денежного взыскания — непредоставление или несвоевременное предоставление отзыва или иных запрашиваемых документов, неисполнение или несвоевременное исполнение решения суда.
С начала года в доход государственного бюджета судом взыскана сумма в размере 2 001 000 тенге.
Вышеприведенные суммы взыскания исполнены в полном объеме.
— Эти деньги взыскиваются из бюджета или из заработка чиновников?
— Денежное взыскание налагается на физическое, должностное, юридическое лицо либо на его представителя в размере от 10 до 100 месячных расчетных показателей.
Денежное взыскание исполняется самостоятельно за счет физического, должностного, юридического лица либо его представителя. В этом заключается механизм воздействия материального наказания, то есть денежное взыскание дисциплинирует участников процесса.
Таким образом, судебная практика показала, что денежное взыскание как мера воздействия на участников административного процесса является целесообразным и необходимым инструментом в становлении и развитии административной юстиции.
— Нурдаулет Нурлыбекович, обжаловались ли вынесенные Вами решения в кассационной инстанции?
— Не вступившие в законную силу решения суда могут быть обжалованы участниками административного процесса в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в течение месяца со дня вручения судебного акта апелляционной инстанции в окончательной форме.
В данный период в кассационном порядке обжаловано 120 судебных актов специализированного межрайонного административного суда города Шымкента.
Зачастую обжалуются иски по налоговым, земельным спорам, иски к судебным исполнителям об оспаривании, принуждении принять благоприятный акт, совершении действия.
— Нурдаулет Нурлыбекович, можете проиллюстрировать работу возглавляемой Вами команды конкретными примерами?
— Для скорейшего выполнения задач по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и платежей в бюджет налоговым органом нарушаются права граждан и третьих лиц.
Нами было рассмотрено административное дело по иску физического лица к управлению госдоходов о признании незаконными и отмене инкассовых распоряжений.
В связи с неисполнением налогоплательщиком уведомления ответчиком принято решение о неисполнении уведомления. Однако указанное решение истцу налоговым органом не было направлено. Без соответствующего направления по истечении нескольких месяцев налоговый орган представил в банк налогоплательщика распоряжение о приостановлении расходных операций по счету.
Тем самым ответчик не предоставил истцу право на обжалование административного акта и направил его на исполнение.
В результате судом принято решение об удовлетворении иска с отменой распоряжения о приостановлении расходных операций по счету. Тем самым судом были отменены административные акты госоргана, нарушавшие законные интересы истца.
Административный орган или должностное лицо обязаны предоставить возможность участнику административной процедуры выразить свою позицию к предварительному решению по административному делу, о котором он уведомляется заранее, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия административного акта. Эти положения АППК нарушаются административными органами.
Например, по иску ТОО к госучреждению «Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Шымкента» о совершении действий судом вынесено решение об удовлетворении иска.
Иск обоснован тем, что ответчиком нарушено право истца на заслушивание. Налоговый орган в отношении истца начислил плату за размещение наружной рекламы. До направления уведомления административный орган не известил истца о своих действиях, не провел с ним работу о запрете размещения наружной рекламы без соответствующего уведомления уполномоченного органа, не выяснил, кем именно размещена наружная реклама на здании истца. То есть административный орган не проводил административных процедур, заслушивания.
Однако изучение материалов дела показало, что ответчиком нарушены нормы АППК и соответственно права и законные интересы истца.
Кроме того, хочу отметить, что в отношении должностного лица ответчика судом вынесено частное определение, направленное акиму города Шымкента.
Определение исполнено, акимом проведены превентивные меры. Должностному лицу госучреждения объявлен выговор.
— Нурдаулет Нурлыбекович, читателям «ЮК» интересно узнать о судьях СМАС Шымкента?
— В штате 9 судей вместе с председателем. При назначении в новый суд вошли уже действующие с практическим опытом служители Фемиды. Самому взрослому судье 54 года, самому молодому — 41. Коллектив у нас женский, в судейской команде семь дам.
Татьяна Корецкая