Что год учебный нам готовит?

9 Сен 2019 11:27
Количество просмотров: 1033

Наступивший учебный год богат как новшествами, так и не решенными пока старыми проблемами

Просят любить и жаловать

Главное новшество 2019-2020 учебного года — включение в образовательную программу трех новых предметов: основ бизнеса и предпринимательства, начальной военной и технологической подготовки, изобразительного искусства и проектирования. Кроме того, девятиклассники теперь будут осваивать основы права.

Каждый, кто когда-то учился в советской школе, наверняка обратил внимание, что часть указанного нового — хорошо забытое старое. Ну а почему бы и нет, если время подтвердило важность и полезность этих предметов для школьников? А вот учить со школьной скамьи предпринимательству предстоит, действительно, впервые. Включение в образовательную программу учеников 10-11 классов обучение бизнесу еще четыре года назад инициировала Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Предполагается, что этот урок будет сильно отличаться от привычных школьных занятий. Старшеклассники будут знакомиться с биографиями самых известных бизнесменов страны, заходить на их странички в социальных сетях, слушать истории их успеха. Руководство Палаты предпринимателей даже разработало для этого специальный портал.

Много нового ждет учеников четвертых, девятых и десятых классов. Они переходят на обновленную программу. Учебники для них поступили в область еще 25 августа. Так что все, кто был в списках, предоставленных школами в конце весны, необходимые книги получили в полном объеме. Одиннадцатые же классы в этом году еще отучатся по старой программе. Апробация новых книг для выпускного класса в этом году проходит в 30 школах республики. В списке новшеств — переход 447 школ области на преподавание физики, химии, биологии и информатики на английском языке (пять тысяч учителей), академическая самостоятельность, предоставленная школам, согласно учебному плану, обеспечение кабинетов робототехники всем необходимым, увеличение числа школ, готовых работать в рамках инклюзивного образования, 100-процентное внедрение электронных дневников, электронного приема на работу педагогов и детей в детские сады.

С чем пришли?

К новому учебному году область подошла с дефицитом ученических мест, девятью аварийными и шестью трехсменными школами.

И если с аварийными в ближайшие два года планируется разобраться, то проблема с дефицитом мест в классах, как говорят в управлении развития человеческого потенциала, будет преследовать сферу образования еще очень долго, если судить по демографической ситуации. Вот уже несколько лет подряд количество первоклассников стабильно увеличивается на 16-18 тысяч человек. Простая арифметика: по официальным данным, предоставленным профильным управлением, после девятого класса в этом году в Туркестанской области из школ в колледжи перешло около десяти тысяч учеников. Еще 25 тысяч выпустились, окончив 11-ый класс. Итого школы покинули одновременно порядка 35 тысяч учеников. А в первый класс пришло около 56 тысяч. Итого получается, что школы должны каким-то образом дополнительно разместить 21 тысячу детей. Всего же за парты сели 475 тысяч школьников.

Так что, по самым скромным подсчетам, в области необходимо построить 184 школы. Правда, из них 68 уже строится, 22 будут сданы до конца текущего года, а остальные сдадут в эксплуатацию в 2020-ом. Но ведь в следующем году, по прогнозу специалистов, количество учеников снова увеличится примерно на 18 тысяч, а значит, дефицит мест в школах сохранится. И так будет происходить из года в год, пока либо не сократится рождаемость, либо не увеличится в разы количество возводимых объектов образования.

Занятия в школе № 100 с. Карабулак Сайрамского района.

А ведь школы нужно не только строить, но и обеспечивать их материально-техническую базу. И это не только столы-стулья-доски-мел, как было еще лет десять назад. В рамках программы цифровизации учебным учреждениям необходим бесперебойный высокоскоростной интернет, качественный Wi-Fi в каждом кабинете, мощные компьютеры, интерактивные доски и панели. А это огромные средства, которых пока не хватает даже для уже имеющихся школ.

Так, по данным того же управления, на один компьютер в школах приходится в среднем по 11 учеников. Хуже всего ситуация в областном центре: на один компьютер приходится 19,9 школьника. В Арыси — 14,9, в Толе би — 14,7, в Сарыагаше — 13,2. Лучше всего компьютерами обеспечены Сузакский и Байдибекский районы: 7,2 ученика на один компьютер. Впрочем, это касается количества, а вот насколько эти компьютеры подходят для тех задач, которые они должны выполнять, отдельный вопрос.

Как отметил на совещании педагогов области руководитель профильного управления Р. Жолаев, из имеющихся в распоряжении школ 40 с лишним тысяч компьютеров более 12 тысяч — устаревшие и морально, и технически. То есть никак не подходят для ознакомления учеников с новыми технологиями. Правда, эту прореху в техническом обеспечении государство пытается залатать специальными ноутбуками.

В прошлом учебном году 263 школы получили 1700 таких машин с полным комплектом учебных программ и 70 тысячами учебных материалов. Но удовольствие это достаточно дорогое. Каждый ноутбук обошелся бюджету в 330 тысяч тенге.

Поэтому в нынешнем году планируется прикупить всего полторы тысячи подобных умных гаджетов. Если компьютеризация пойдет такими темпами, то о полном выполнении программы цифровизации области еще долго не придется рапортовать. А уж говорить о высокоскоростном интернете в районах вообще не приходится.

Виртуальная реальность для некоторых школ уже реальность.

От таких же проблем страдают и колледжи. Ведь и их цифровизация не должна обойти стороной. Однако, как отметил директор Кентауского казахско-немецкого политехнического колледжа В. Кривенцов, услуги «Казахтелекома» не отвечают тем требованиям, которые к ним сегодня предъявляет образование.

«У нас в Кентау проблема, наверное, в том, что спутниковый вариант не имеет одного хозяина. Все кивают друг на друга, а улучшений никаких нет, — говорит В. Кривенцов. — Конечно, можно было бы воспользоваться оптоволоконным кабельным интернетом, но это слишком дорого. Поэтому мы выходим из положения, в основном используя мобильный интернет, который покупаем на личные средства».

Но, во-первых, среди преподавателей вряд ли много таких патриотов, которые готовы тратить свою зарплату на интернет для школьных занятий, а во-вторых: почему они вообще должны идти на такие траты?

К чему стремимся?

Планов и предложений, как сделать образование в области более качественным и полезным для детей, у профильного управления много. И далеко не всегда их реализация может затормозиться нехваткой республиканского финансирования.

На первом месте, конечно, государственно-частное партнерство. Насколько оно может быть эффективным и взаимовыгодным, хорошо видно на примере уже действующих школ, построенных местными предпринимателями, получившими под свое учебное заведение государственный заказ. Дети в таких школах имеют возможность не только учиться в приличных условиях, не тесниться по 40 человек в классе, не заниматься в две смены, а посещать кружки и спортивные секции, нормально питаться в школьной столовой, а младшеклассники по желанию родителей могут оставаться в продленке, делать там с учителями домашние задания и доезжать до дома в школьном автобусе. Это удобно для ребят и родителей, выгодно государству и бизнесменам. И, надо сказать, предпринимателей, желающих вложиться в такой бизнес, с каждым годом становится все больше. А в тех районах, где инициативы от предпринимателей пока нет, стоит напрячься местным акимам. Ведь уметь убеждать тоже входит в их обязанности. А заинтересованы они в этом должны быть вне всяких сомнений, поскольку чем больше появится частных школ, тем быстрее будет решаться проблема дефицита мест и обеспечения учебных заведений необходимой для внедрения цифровизации техникой.

Еще одна инициатива управления — возобновление работы дворовых клубов. В этой части тоже вполне можно применять государственно-частное партнерство. Правда, сначала этот вариант должен быть одобрен на уровне руководства страны. Выглядеть это может примерно так же, как и со школами. То есть частник открывает секцию или кружок, а бюджет (в идеале — местный, а не республиканский) покрывает ему определенную часть расходов. Остальное он зарабатывает, принимая детей в дополнительно открытые платные кружки или секции.

На таких же партнерских условиях специалисты предлагают увеличить число летних оздоровительных лагерей, которых пока в области явно недостаточно. В отдельных районах для того, чтобы дети летом могли организованно отдохнуть и набраться сил к следующему учебному году, акиматы арендуют частные зоны отдыха. А ведь потраченные на это бюджетные средства вполне можно было бы направить на приобретение путевок для детей из малообеспеченных семей.

Многое еще предстоит сделать и для инклюзивного образования, улучшения работы школьных психологов, прекращения случаев суицида. Правда, последних в прошедшем учебном году было значительно меньше, чем в предыдущем (2017 год — 34 случая, 2018 год — 22), но работа предстоит большая, особенно в Мактааральском, Казыгуртском, Сайрамском, Сарыагашском и Толебийском районах, в Арыси и Туркестане.

Наступивший учебный год будет насыщенным и не простым. А чтобы педагогам легче было справиться со всеми задачами, которые им нужно будет решать, для них в текущем учебном году предусмотрено великое множество различных курсов повышения квалификации.

Ирина Притула

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *