Что наша жизнь? Игра!

16 Авг 2023 14:25
Количество просмотров: 1981

После очередного трудового отпуска коллектив Шымкентского городского русского театра драмы, засучив рукава и разобрав сценарий премьеры, приступил к работе над спектаклем «Пиковая дама».

В первый день августа в Шымкент прилетел выпускник ГИТИСа, российский театральный режиссер Р. Лыков. Наш гость родился в 1988 году. Получил образование сначала в бишкекском Американском университете в Центральной Азии, а затем в Российской академии театрального искусства, Государственном институте театрального искусства по специальности «режиссер драмы». Успел поставить спектакли в театре Центра драматургии и режиссуры на Беговой в Москве, Центральном академическом театре Российской армии и московском театре им. Ермоловой. Кроме московских площадок, в прошлом году у режиссера был опыт работы в Русском театре драмы им. Ч. Айтматова в Бишкеке.

О некоторых деталях работы над спектаклем рассказал директор театра И. Вербицкий, который сотрудничает с российскими театральными сообществами и в последние годы стал частым гостем Питера. В Северной Пальмире он познакомился с российским театральным критиком, ректором ГИТИСа Г. Заславским, от которого узнал, что в помощь русскоязычным театрам ближнего зарубежья театральный вуз направляет бригаду из трех своих выпускников. В течение трех лет в рамках этого проекта в Казахстане на сценах русских театров вышли спектакли в Алматы, Таразе, Астане, Семее, Костанае и Уральске. Дошла очередь и до Шымкента.

Р. Лыков.

Как отмечает в своих интервью ректор российского театрального вуза, проект показал, что с каждым годом, количество русских театров за рубежом, желающих сотрудничать с выпускниками лучших театральных вузов России, только растет. Сегодня в ГИТИС с просьбой поставить драматические и музыкальные спектакли обращаются и государственные национальные театры стран ближнего зарубежья.

Для премьерной постановки на открытие 94-го театрального сезона в Шымкенте было решено пригласить режиссера, художника-постановщика и художника по костюмам.

Сценограф М. Степанов во время учебы в ГИТИСе получал именную стипендию. Кроме участия в проекте, он был куратором выставки, приуроченной к 100-летию музея МХАТ и 125-летию Художественного театра, ставил перед собой задачу через экспонаты дать возможность посетителям узнать другого В.И. Немировича-Данченко.

Еще один гость из российской столицы — художник по свету со звучной фамилией А. Краснодед. Выпускник ГИТИСа, он с 2017 года работает по специальности в Государственном академическом Большом театре России. О себе А. Краснодед пишет так: «За время работы успел посотрудничать с лучшими режиссерами Москвы, а также поработать на лучших концертных и театральных площадках.
Постоянно совершенствую свои навыки в профессии художника по свету, технолога, оператора светового пульта и т.д.».

У А. Краснодеда это вторая работа на казахстанской сцене. В этом году в паре с художником-постановщиком В. Кутузовой в Костанае был поставлен спектакль «Руки у нас холодные», в котором большой акцент сделан на свете и тени. С их помощью визуально на сцене одномоментно существуют и теплая комната с большим столом, и маленькая беседка недалеко от дома. Они же помогают создать киношный эффект слоу-мо (замедленной съемки).

* * *

«Выбрали Пушкина «Пиковую даму». Причины две. Во-первых, театр уже не первый год добивается получения имени Александра Сергеевича Пушкина. Во-вторых, на следующий год юбилей поэта, в России будет проходить театральный фестиваль, приуроченный к этой дате. Наш театр решил с этим спектаклем участвовать в фестивале», — сказал И. Вербицкий.

Кто читал пушкинскую повесть, знает, что в произведении есть любовь, драма, мистика, а главное — очередная попытка Пушкина обозначить тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Как отмечают различные литературоведы и критики, «Пиковая дама» открывает собой вереницу произведений русских классиков на тему «преступления и наказания»: беспринципный молодой человек ради материального преуспевания скатывается вниз по наклонной.

М. Степанов.

Причем «Пиковая дама» — одно из первых произведений на русском языке, имевшее успех в Европе. В основу сюжета легла реальная история, подсказанная Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки графини Натальи Петровны Голицыной на три карты. Кстати, с фамилией этой семьи тесно связана история Шымкента. В 20-х годах прошлого столетия в нашем городе на улице Крегера (ныне Мадели кожа) проживала высланная из Ленинграда одна из княгинь Голицыных. Но после переезда в Туркестан была арестована и расстреляна.

Но вернемся к спектаклю, который за последние 32 года стал первой работой шымкентского театра с москвичами.

Чтобы хотя бы на секунду представить, что может происходить на сцене, приведем рассказ режиссера журналу «Театр» о спектакле по пьесе «Судзуки». Текст привлек Р. Лыкова в первую очередь остроумием и лингвистическими экспериментами, тогда и возникла идея поставить спектакль.

«В пьесе у автора довольно большая часть текста — тарабарский язык, который он выдумал. На нем в оригинале разговаривают турки, а в нашей интерпретации это выходцы из Средней Азии. Было интересно сделать так, чтобы люди говорили на тарабарщине, но при этом все было понятно. Я позвал артистов из разных стран, самого разного происхождения. Так, у нас есть артисты с калмыцкими, азербайджанскими, татарскими, афганскими корнями. Каждый говорит на своем языке, плюс мы частично используем конструкции, часто это очень остроумные звуковые сочетания», — рассказал Р. Лыков.

В нашем случае на сцене вы не увидите приглашенных актеров. С поставленными задачами полностью справляется шымкентская труппа. Р. Кенжаев будет в роли Германа, А. Сардак — Томского, А. Калашникова и А. Постарнак — в роли Лизы. В паре работают также актрисы театра Г. Петриченко и О. Жукова, А. Землянов и Ж. Камалов. По задумке режиссера на сцене мы увидим и самого классика — автора «Пиковой дамы».

Какой же хороший спектакль без хорошей музыки! И вот тут шымкентского зрителя ждет очередной сюрприз. В основу легла музыка из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского, которую композитор написал всего за 44 дня. Впервые она прозвучала на сцене Мариинского театра в Петербурге. Успех «Пиковой дамы» был поистине ошеломительным. После удачной премьеры восторженный Чайковский писал: «Фигнер и Санкт-Петербургский оркестр сотворили настоящие чудеса!» Спустя двенадцать дней «Пиковую даму» с не меньшим восторгом встретили в Киеве.

* * *

Даже те, кто далек от оперы или не видел замечательный художественный фильм, где О. Стриженов играет Германа, а партии главного героя исполняет советский и грузинский оперный певец З. Анджапаридзе, знают фразу: «Что наша жизнь? Игра!» Такой заставкой начинается популярная интеллектуальная телеигра «Что? Где? Когда?». Но автор этой фразы не Пушкин, а младший брат великого композитора и автора оперы М. Чайковский. Правда, несколькими столетиями раньше в другой интерпретации это произнес другой английский классик У. Шекспир: «Вся наша жизнь — игра, а люди в ней — актеры».

Дело в том, что некоторые биографы склонны считать, что первоначальный отказ Чайковского работать над «Пиковой дамой» был связан с тем, что он просто испугался сюжета.

По некоторым данным, он согласился сочинить оперу только при одном условии: если либретто будет значительно отличаться от оригинала. Именно поэтому он вносил такие активные правки во все драматургические составляющие произведения.

А для спектакля режиссера Р. Лыкова шымкентский композитор Д. Андронов по факту делает то же самое, что Петр Ильич сделал с либретто для своей оперы. Фактически мы услышим переработанную и вновь родившуюся музыку из оперы Чайковского.

Это тоже неординарный случай в театральной жизни Шымкента. Д. Андронов стал первым шымкентским музыкантом, который выступил в качестве не аранжировщика, а композитора.

На вопрос автора этого материала, что стало решающим фактором в решении попробовать себя в качестве театрального композитора, Д. Андронов ответил, что это прикольно. «Очень интересная работа. С живым спектаклем. Мою работу с музыкой можно назвать переработкой классики или импровизацией на тему. Классическим примером таких работ можно назвать переработку романса «Соловей» Алябьева», — сказал Д. Андронов.

Кстати, умышленно или нет, но приведенный в пример романс тоже связан с именем Пушкина. Во второй половине 1825 года молодой поэт А. Дельвиг написал поэтический текст, который начинался словами «Соловей, мой соловей…». Произведение он посвятил своему близкому другу Александру Пушкину, который в то время находился в ссылке в Михайловском.

По словам шымкентского маэстро, работать с режиссером ему интересно: Р. Лыков подходит к постановке очень широко. Здесь будет и джаз, и опера, а главное — все понятно зрителю.

Руководит всем процессом художественный руководитель театра А. Петриченко. «Мне очень интересна методика работы московского коллеги. Применяемый этюдный метод позволяет актеру быть свободным на сцене. У Лыкова свой поход к работе, отличающийся от нашего. Это лично для меня хороший опыт на будущее», — поделился впечатлениями А. Петриченко.

Будут фарс, балаган, комедия. Зрителю не заскучает. Спектакль по-настоящему живой. Есть в работе и эксперименты на грани фола. Но без пошлости.

«Во время наших с Романом переговоров основным условием было отсутствие пошлости. Это сейчас, к сожалению, очень модно. Пусть это будет необычно, в новинку для нашего города. Пусть это будет для кого-то непривычно, а для кого-то даже неприемлемо. Но без пошлостей», — рассказал И. Вербицкий.

Кроме эстетического наслаждения от работы с молодым московским режиссером, «Пиковая дама» для наших актеров — это и опыт повышения квалификации. Спектакль «Пиковая дама» в Шымкенте обозначен как nostalgic road movie. С первым словом все понятно. А вот что такое road movie?

Этим термином можно назвать фильмы, действие которых происходит в дороге, в пути. Почему эта форма так удобна для режиссеров самых разных категорий и стилей? Как и многие культурные веяния, «дорожный жанр» характерен не только для кино. Предпосылками к развитию данного направления в кинематографе стали тенденции американской культуры 50-60 годов прошлого века, получившие название «битничество». Протестующие против утилитарной и выхолощенной Америки 50-х с ее консерватизмом и удобством, битники стремились к расширению как внешних, так и собственных внутренних границ, постоянно путешествуя и ведя по-настоящему разбитной образ жизни. Их стремление — вечный поиск себя, поиск смысла, непрекращающаяся дорога, делающая людей свободными. Таким образом, жанр road movie, развившийся из бунтарского кино 60-х, с течением времени приобрел самые разные формы, до сих пор являясь одним из самых любимых инструментов режиссера, позволяющим отразить на экране практически любой сюжет и историю. Но то на экране. Как это будет выглядеть на театральной сцене, уже в скором времени мы сможем увидеть воочию.

Премьера спектакля «Пиковая дама» на сцене Шымкентского городского русского драмтеатра состоится 1, 2 и 3 сентября. Театральные деятели уверены, что шымкентскую публику ждет нечто интересное.

Пусть будет что-то новое, свежее. Культурно бомбанет, так сказать!

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *