Мынбай Дархан Камзабекович, будучи депутатом Мажилиса Парламента РК, входит в состав Комитета по социально-культурному развитию.
В мире есть такое понятие, как «социальный коллапс». Его следствием становится упадок цивилизации. Пожалуй, самая масштабная социально-культурная катастрофа произошла в бронзовом веке. Менее чем за сто лет практически все государства Восточного
Средиземноморья, отличавшиеся самым высоким для своего времени уровнем экономики и культуры, отлаженными торговыми связями и дипломатическими отношениями, прекратили своё существование, причем в некоторых из них исчезла даже письменность.
Социальный коллапс уничтожил общество изнутри.
И как тут не вспомнить наш «Союз нерушимый республик свободных»? В данном контексте это утрата цивилизации отдельно взятой огромной страны. Причины самые разные: социальные, экономические, культурные, экологические.
Причем, как правило, все они сочетаются.
Казахстанский январь также стал следствием социального коллапса.
На страницах «ЮК» мы ведем разговор о причинах и глубине упадка в науке и обществе, встречаемся с людьми, чья деятельность непосредственно связана с культурным и социальным развитием страны. Выясняем, что происходит на самом деле и можно ли, в худшем случае, что-то исправить, в лучшем, развить и сохранить.
Сегодня наш собеседник депутат Мажилиса Парламента РК Д. Мынбай.
На встрече Д. Мынбая с коллегами-журналистами было задано много вопросов. Первым, конечно, был вопрос цеховой.
Буквально недавно Глава государства в интервью республиканскому телеканалу сказал, что журналист должен быть государственником. Не путать с пропагандистом.
А еще ранее он же высказался о том, что считает возможным принять в Казахстане Закон «О статусе журналиста», проект которого сейчас рассматривается в Парламенте. И это не только, как многие думают, четкое юридическое разграничение понятий «журналист» и «блогер».
Главный редактор газеты «Оңтүстік Қазақстан» А. Балажан озвучил следующую ситуацию. С момента появления на карте страны Туркестанской области к нам часто стали приезжать коллеги из дальнего и ближнего зарубежья. Порой целыми группами и по приглашению. Не будем вдаваться в подробности, кто оплачивает банкет и достигаются ли цели.
Главред выразил недоумение по поводу того, что региональные журналисты не ездят ни в составе делегаций, в первую очередь, по культурному взаимодействию тюркских стран, ни для обмена опытом.
На памяти лишь один такой журналистский десант с участием руководителей и ведущих журналистов наших СМИ состоялся в бытность акимом ЮКО Ж. Туймебаева. Делегация по обмену опытом съездила в Турцию, и результат этой поездки не заставил себя долго ждать ни на газетных площадях, ни на экранах телевизоров.
Говорили и о том, что в Туркестанской области есть школы, которые еще не разменяли первую пятилетку, а уже требуют капитального ремонта. А тех, что интенсивно строятся в последние годы, все равно не хватает.
Немалая часть вопросов касалась идеологии и культуры, сферы которых давно уже, к несчастью, разъедает коррупция.
«Государство начало выявлять посредников во всех сферах деятельности. Когда мы говорим о коррупции, многие думают про людей, которые находятся в высших эшелонах власти. А на самом деле коррупция присутствует везде. Даже на базаре, на парковках. Это болезнь. Но главное, что изменились люди. Они не такие, как 10 лет или 20 лет назад. Сейчас все грамотные.
Я встречался в Туркестане с представителями творческой интеллигенции, и молодой человек спрашивает меня, зачем нужна идеология. По его словам, идеология — это система рабского общества. Да нет же! Идеология должна быть везде. Во всех сферах. Даже в строительстве», — сказал Д. Мынбай.
Несмотря на административное разделение, Туркестан и Шымкент по-прежнему связаны экономически, туристически и культурно. Но очевидно, что центр культуры из Шымкента перетекает в Туркестан. С одной стороны, это хорошо. С другой, обидно за родной город.
«По Вашему мнению, несмотря на увеличение финансирования сферы культуры, почему Шымкент в культурном плане деградирует?» — поинтересовались журналисты у мажилисмена.
«Начну с того, что кадры решают все. Многое зависит от тех, кто находится у руководства. Нельзя сказать, что у нас нет толковых менеджеров. Конечно, есть. Просто их надо найти. Причем таких людей, которые болеют не только за культуру, но и за город в целом. За его будущее. Сейчас много возможностей для этого (для процветания Шымкента — Авт.): и климат благоприятный, и культурные достижения, и людские ресурсы», — ответил Дархан Камзабекович.
На вопрос, есть ли рецепт, как вернуть Шымкенту статус города высокой культуры, наш земляк ответил: «Не хочется говорить «вернуть». Хочется усилить!»
Дискуссия о национальной идее идет не первое десятилетие. Не будем расписывать понятие. Тем более что в мире есть классические примеры национальных идей, которые выводили государства и страны на новый виток развития.
Что касается нашей национальной идеи, предложений было несколько.
Убрать идеологическую демагогию, воспринимать национальную идею как внеидеологический проект. В данном контексте приемлемо определение «проект совместной жизни» (эта формула принадлежит испанскому философу Хосе Ортеги-и-Гассета). С акцентом на ключевое слово «совместной». Такого казахстанского проекта, увы, не появилось.
Если говорить о программе «Biz Birgemiz», то ответственные за идеологию товарищи так и не смогли сделать так, чтобы эта идея работала всегда.
Купировать этот вопрос до лучших времен невозможно. Продолжать идти по скользкому пути воспитания патриотизма на подмене понятий очень опасно. Поэтому коллеги констатировали факт, что за последние 30 лет у нас не было внятной идеологии.
Если говорить современным языком — национальной идеи.
Мы ее очень долго пытались найти всем миром. Ушли изначально в вестернизацию, потом попытались вернуться к истокам. Затем пытались совместить это в микс. Из этого, как мы видим по началу января и тем тысячам людей, которые выпали из культурной среды Казахстана, и не они в этом виноваты, ничего не получилось.
«Вы могли бы сформулировать хотя бы костяк того, что могло бы стать национальной идеей, объединившей всех казахов? В данном контексте казахи — граждане Казахстана», — спросил у мажилисмена И. Лунин.
«Мне очень импонирует девиз «качество против количества». Это касается как нации в целом, так и межнациональных отношений в частности. Всего, что делается во всех сферах нашей жизни.
Качество нации — это, в первую очередь, образование. Если нет образования, о культуре и речи быть не может.
Некоторые наши мыслители в своих совместных рассуждениях сходятся в том, что идеологической основой были количество, качество и сознание.
По моему мнению, сознание входит в качество. Чтобы у нас было качество против количества, надо уже это качество создавать. И, в первую очередь, в отношениях друг с другом.
В развитых странах не смотрят на этническое происхождение человека, его возраст. Если он достоин, ему открываются все двери. Это общечеловеческие принципы. Если от человека есть польза для общества, надо его продвигать. Мне кажется, это спасет нас», — поделился своим мнением Д. Мынбай.
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!