Да будет в школах… интернет!

3 Дек 2021 11:58
Количество просмотров: 1852

«Дистанционное обучение показало проблемы в качестве инфраструктуры и интернета. 20 процентов учителей из-за плохого интернета и отсутствия компьютеров не смогли обучать дистанционно…»

Президент РК К. Токаев (расширенное заседание Правительства, 10 июля 2021 г.)

Десятки километров от ближайшего крупного населенного пункта. Вокруг пески, и только узкая лента железной дороги соединяет местное население с цивилизацией. Поселок Шадыр в районе города Арыси. Практически полное отсутствие беспроводной связи. «Какой уж тут интернет?» — скажете вы.

Еще какой! Скорость передачи информации такая, что большинству горожан и не снилась. Правда, пользоваться им можно только в местной школе. Точнее — в 38 школах Туркестанской области, расположенных в самых отдаленных аулах.

Компьютерный класс школы им. А. Тлеубердина поселка Шадыр.

Возможности, еще не доступные многим другим учреждениям образования в районах области, этим 38 избранным школам совсем недавно предоставлены Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в рамках глобальной инициативы GIGA, цель которой — подключение к широкополосному интернету каждой школы мира, обеспечение доступа каждого ребенка к информации, возможностям и выбору.

«Проект на глобальном уровне поддерживается Детским фондом ООН, — говорит представитель ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен. — Мы хотим не просто обеспечить школы интернетом, но и создать инфраструктуру, необходимую для обеспечения цифровой связью каждого гражданина. Следует пояснить, что инициатива GIGA выросла в 2018 году из Project Connect — инструмента машинного обучения, который обрабатывал спутниковые изображения, определял школы и показывал их на карте в режиме реального времени. Школы со стабильным и бесперебойным доступом к интернету маркировались зеленой точкой, а те, у кого его не было, отображались красной точкой.

В 2019 году проект при поддержке ЮНИСЕФ трансформировался в инициативу GIGA, в рамках которой становится возможным не только подключение школ к интернету, но и обучение школьников новым цифровым навыкам. Нас искренне радует, что инициатива GIGA перекликается с видением руководства Казахстана в области цифровизации и связи, приверженностью страны к достижению целей устойчивого развития.

В Казахстане эту инициативу начали реализовывать с января 2020 года, когда Правительство страны, ЮНИСЕФ и Международный союз электросвязи договорились о сотрудничестве и подписали соответствующий меморандум, в рамках которого планировалось охватить самые отдаленные школы на всей территории РК. А в августе этого года акиматом Туркестанской области и ЮНИСЕФ был подписан совместный рабочий план и отобрано 38 школ для обеспечения их широкополосным доступом к интернету. В январе 2022-го в рамках пилотного проекта по мониторингу скорости интернет-соединения при сотрудничестве с информационно-аналитическим центром Министерства образования и науки Республики Казахстан в школах будет установлено программное обеспечение, передающее сведения о реальной скорости интернета для мониторинга и оценки качества его услуг. Эта работа также напрямую связана с участием Казахстана в международной инициативе GIGA».

«Вообще, этот проект был рассчитан на школы, где полностью отсутствует интернет или где очень низкая скорость, — включается в разговор руководитель управления цифровизации, оказания государственных услуг и архивов Туркестанской области Э. Утебаев. — Ведь не секрет, что пока еще в этом направлении есть огромный разрыв между городскими и сельскими школами. Так что эти 38 школ были выбраны как самые нуждающиеся в скоростном интернете и при этом с большим потенциалом. На эти цели ЮНИСЕФ выделил 42 млн. 500 тыс тенге. Из отобранных школ девять подключено с помощью волоконно-оптической связи, остальные с помощью радиорелейных линий. И у всех скорость интернета 20 мегабит в секунду, которая гарантируется акиматом Туркестанской области. И оплачивать этот канал связи тоже будем мы. На ближайшие пять лет соответствующим договором гарантировано и качество связи, и оплата, которая будет производиться через наше управление. Средства на это ежегодно предусматриваются из местного бюджета.

По мере увеличения количества учеников и, соответственно, нагрузки мы будем рассматривать возможность увеличения каналов связи, а значит, и финансирования услуг доступа к интернету для сельских школ в рамках текущего бюджета.

Оператором интернета здесь является «Транстелеком», который так же, как «Казахтелеком», является компанией с государственным участием. К слову, достаточно скоро появится и вполне приличная сотовая связь. У нас есть соответствующий меморандум, согласно которому в 86 населенных пунктах в этом году будут установлены базовые станции, и люди смогут пользоваться как минимум 3G».

Обеспечив учеников и педагогов приличным интернетом, ЮНИСЕФ приступит к следующему этапу проекта: обучению учителей 20 начальных и средних школ области.

«Мы видим, что необходимо учить детей правильно применять предоставляемые возможности, — говорит руководитель программ ЮНИСЕФ в Казахстане по образованию и навыкам Т. Адерихина. — Это касается также и преподавателей, которые должны уметь использовать различные прогрессивные технологии. Поэтому для педагогов пройдут 72-часовые онлайн-курсы смешанного обучения по инклюзивному и цифровому компонентам, которые мы проведем совместно с нашим казахстанским партнером — Международным университетом информационных технологий.

Делегация ЮНИСЕФ в одной из школ Туркестанской области.

В январе 2020 года Правительство Казахстана, ЮНИСЕФ и Международный союз электросвязи договорились о сотрудничестве и подписали меморандум, в рамках которого планировалось охватить самые отдаленные школы на всей территории РК. А в августе для участия в проекте было отобрано 38 школ Туркестанской области.

Учителей научат включать в занятия всех детей независимо от уровня их цифровой грамотности, а также им будет предоставлена соответственная методическая поддержка через специальную платформу.

Мы уже подключили к этому проекту Кызылординскую и Жамбылскую области, следующая по графику — Туркестанская. Со второго квартала 2022 года начнется работа по восполнению пробелов в знаниях учащихся, вызванных переходом на онлайн-обучение во время пандемии. В соответствии с определенными критериями мы выберем сельские школы, которые в этом особенно нуждаются. Эту работу мы также проведем с одним из казахстанских вузов».

«Участие в этом проекте раскрыло перед нашей школой огромные возможности, и мы сейчас задумываемся о том, чтобы сделать запрос на открытие курсов робототехники для наших учеников, — делится планами директор школы им. А. Тилеубердина поселка Шадыр М. Мазимбеков. — Кроме того, начали работать над улучшением навыков дистанционного обучения в нашем педколлективе. И это далеко не все, что мы намерены получить благодаря доступу ко всем интернет-ресурсам. Конечно, мы очень благодарны за открывшиеся перспективы всем, кто имеет к этому отношение».

К слову, в Казахстане, по сравнению с Киргизией и Узбекистаном, также участвующими в проекте, обеспеченность сельской глубинки интернетом значительно лучше.

«Стартовая точка в Казахстане была сильнее, — отметил Артур ван Дизен. — Потому здесь мы больше фокусировались на том, чтобы, что называется, «достичь последней мили», то есть довести интернет до самых отдаленных школ, в самые дальние населенные пункты. И сейчас, я думаю, самое главное, чтобы все страны, принимающие участие в этом проекте, собрались, обменялись знаниями и наладили между собой тесные связи, позволяющие учиться на опыте друг друга, что, безусловно, принесет большую пользу как школьникам, так и педагогам, а значит, и всей системе образования в регионах».

 

Ирина Притула

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *