Давайте все вместе…

23 Мар 2022 12:20
Количество просмотров: 1268

Сдвинуть с места буксующую экономику могут только профессионалы, сплоченные и ясно понимающие, куда и, главное, как надо двигаться, уверен почетный строитель РК, вице-президент Союза строителей РК и Центральной Азии Р. Оразбаев. Есть только одна маленькая проблема, кто их сплотит?

Как решить эту задачу, Рахманали Дуйсебекович рассказал «ЮК».

Если на дворе рыночные отношения, как все нам твердят, то общество должно получить функции регулирования всех сфер экономики. Сегодня контроль и надзор сосредоточены в руках государства. Чиновники, которых общество не выбирает, сами нормируют, сами дают оценку соответствия, сами контролируют. Хотя в соответствии с принятыми, но бездействующими пока законами о саморегулировании, техническом регулировании, техническими регламентами, все эти функции должны перейти к профессиональным сообществам.

А законы у нас хорошие…

Очевидное противоречие и причина бездействия законов в том, что таких сообществ в стране на сегодняшний день просто нет. Союз архитекторов, например, и другие — это союзы предпринимателей, объединения юридических лиц. Законы были рождены в 2015-2016 годах в связи со вступлением страны в ВТО. По требованию и лекалам этой организации, без учета реального положения в отечественной экономике. По сути, при всем рыночном антураже у нас все еще плановая экономика без реальных рыночных отношений.

Госслужащие, чиновники,а не профессионалы в своей сфере заняты разработкой нормативных документов, разрешениями, надзором и контролем.Так не должно быть. Эти функции должны перейти к профессиональным объединениям.

Нельзя сказать, что не было попыток создать такие. Но очень по-нашему. С замминистрами в правлениях, обеспечивающих руководящую и направляющую роль государства. Так во всех сферах. Полноценное профессиональное объединение попытались создать только юристы. Но и оно попало под контроль чиновников. А такие объединения могут выполнять свои функции в рыночной экономике, только когда свободны от государственного контроля. Отсутствие развития экономики, очевидное для всех, кроме официальной статистики, как раз от того, что рыночные законы не могут работать в непонятной квазирыночной системе.

Потенциал для перехода к по-настоящему рыночному регулированию экономики у нас есть. В каждой отрасли есть профессионалы. Жизнь продолжается, растут кадры. Для того чтобы они взяли на себя регуляторные функции, им надо только соорганизоваться. Выдвинуть лучших профессионалов, готовых заниматься нормотворчеством, делать оценки и так далее. То есть то, что до сих пор у нас делает государство. Для нас это ново. Даже профессионалы не знают, что происходит в их отраслях. Они замкнуты в рамках своих компаний, предприятий. Как раз этим и должно заняться государство: разъяснять, обучать, пропагандировать новые формы регулирования экономики.

Все давно придумано

Это не новость, нам не надо изобретать свой казахский велосипед. Достаточно посмотреть на тех, кто недалеко от нас ушел. Как вливались в Евросоюз страны бывшего СЭВ — Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, страны Балтии. Правительство Казахстана осознанно идет на интеграцию: внедряем еврокоды, vin-технологии. Значит, нам надо перенимать их опыт. Кажется элементарно, но упирается в психологию отечественного чиновника. Для него отдать камчу смерти подобно. Это логично и понятно.

Рыночные отношения слишком сложны и туманны. Привычнее надеяться на мудрость государства.

Отчасти может успокоить только то, что мы в этом не одиноки. В России та же ситуация. Законы есть, но работать по ним некому. Коллеги-строители создали профессиональное объединение, но в правлении сидят вице-министры. О каком свободном сообществе можно говорить? Никаких депутатов, чиновников, общественных деятелей, бизнесменов, прочих блогеров-шмогеров, настоящих и бывших, в профессиональных объединениях не должно быть. Государство и бизнес формулируют стратегические задачи. Разработку конкретных отраслевых норм, оценку качества, надзор и контроль осуществляют исключительно профессиональные объединения. Необходимо осознать реальное положение дел. Чиновник не может и не должен быть высокопрофессиональным строителем или врачом. У него другие функции в рыночной экономике.

В Европе для признания профессиональной квалификации проводят два экзамена: устный и письменный. Принимают признанные специалисты отрасли и ученые, которые являются членами профсообществ. Процесс формирования отраслевых норм и стандартов идет снизу вверх. Рабочий говорит: мне вот так нужно, ученые разрабатывают нормы. У нас наоборот, в министерствах и акиматах что-то придумывают, не подозревая, что оно бессмысленно. Спускают вниз и очень удивляются, что это «что-то» не работает.

При таком подходе эффективнее будет честно вернуться к плановой экономике. Она худо-бедно, но все же работала.

«Атамекен», как зеркало

Палата предпринимателей — типичный пример нашего подхода к решению задачи. Вроде задумывалась как объединение по отраслям с соответствующими профильными комитетами. Получилось еще одно объединение юридических лиц без четкой миссии и механизма действия. Деятельность палата развила бурную. А что на выходе? Они могут сколько угодно обсуждать проблемы, подписывать меморандумы, выдавать рекомендации, которые никто не обязан выполнять. Пытаются натянуть на себя чужое одеяло: присвоить функции совершенно не связанных с ними ведомств и организаций. Комиссии палаты — случайные люди разных профессий и уровня, пытающихся что-то решить. А на их решения всем наплевать.

По факту получилась сплошная говорильня. Иногда дельная, но не более. Единственное, что в этом формате удается сделать, — это, навалившись всем миром, защитить отдельного бизнесмена.

Когда они влезли в законодательство, только усугубили и без того запущенную ситуацию. Когда стали выдавать какие-то сертификаты, вовсе все смешалось в сумасшедшем доме.

Нужны не новые бюрократические структуры, а лидеры, понимающие законы рынка, пути развития отраслей экономики, владеющие методологией. Этим должно заниматься государство: выделять деньги, организовывать поездки за передовым опытом, выстраивать алгоритм, разрабатывать генеральные планы развития территорий, которые должны соблюдаться, как закон. Такие рамочные планы необходимы при любой модели экономики. Они определяют стратегические направления развития.

Кстати, советскую норму «генплан-закон» никто у нас не отменял де-юре. Де-факто она давно забыта. Рисуем на манжетах. В лучшем случае по вдохновению. В худшем — кто больше заплатит.

Как получается, что школ и больниц постоянно не хватает? Значит, не было учтено в генплане. Следовательно, он сырой, не рабочий. Если по Байдибек би в генплане Шымкента не было многоэтажек, как они могли появиться в реальности? Просто очередной аким в результате «жесткого торга» с компаниями-застройщиками скорректировал в их пользу закон. Но ведь вместе с новым жилым массивом необходимы школы, больницы, дороги, магазины, кафе. А в плане их не было. И пошли бесконечные корректировки, уточнения, изменения, дополнения. Новые миллиарды бюджетных денег. Потому что все делается не по планам и закону, а по понятиям акима.

Раньше каждое изменение генпланов согласовывалось в Правительстве. Сейчас передано маслихатам. Стало еще меньше порядка. А должно быть в исключительной компетенции профессиональных сообществ, как во всем мире.

Генплан — не мертвый документ. Его изменения это нормально. Но если они кардинальные и делаются в режиме нон-стоп ежегодно, зачем вообще такой генплан?

И что мы получим через десять-двадцать лет вместо городов? Только всеобщий хаос, жить в котором не пожелаешь и врагу.

В погоне за прибылью и азарте застройки мы забываем о главном — безопасности. А ведь во всем, что понастроим, придется жить…

 

 

Игорь Лунин

фото автора

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *