Дела о пытках будут расследовать прокуроры

25 Ноя 2022 11:55
Количество просмотров: 2169

5 ноября этого года Президент К. Токаев публично подписал шесть самых важных для страны законов. Один из них — Конституционный закон Республики Казахстан «О прокуратуре». Впервые закону о главном надзорном органе страны был придан статус конституционного. Почему это было сделано? Какими полномочиями Конституционный закон наделяет сегодня органы прокуратуры?

Какие ставит задачи и цели?

О нововведениях интервью с первым заместителем прокурора г. Шымкента Н. Сейдалиевым.

За 10 месяцев 2022 года по актам органов прокуратуры города Шымкента защищены права 267 тыс. лиц, в том числе конституционных прав — 146 тыс. лиц. Взыскано 2,3 млрд. тенге, из них 2,1 млрд. тенге — в доход государства. Кроме того, государству возвращено имущество на 1,9 млрд. тенге.

— Принятому закону «О прокуратуре», который вводится в действие с 17 ноября текущего года, был присвоен статус конституционного, усилена правоохранительная функция генерального прокурора Республики Казахстан, — сказал Нуржан Акыпбекулы. — Это первый в истории страны закон об органах прокуратуры, имеющий конституционный статус. Документ — это отправная точка для дальнейшего совершенствования деятельности прокуратуры по защите прав граждан и обеспечению законности. Его цели — усиление правозащитных полномочий прокуратуры, укрепление инструментов высшего надзора и законности в стране, повышение ответственности сотрудников и расширение компетенции органов прокуратуры.

— Нуржан Акыпбекулы, как Конституционный закон трактует главную миссию надзорного органа?

— Согласно статье 1 Конституционного закона прокуратура осуществляет высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

Прокуратура осуществляет следующие задачи:

— защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства;

— выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий;

— координацию деятельности правоохранительных и иных госорганов;

— иные задачи, определяемые законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

— В чем особенности нового закона, чем он отличается от предыдущего?

— Уточню, закон нацелен на усиление правозащитной деятельности прокуратуры, укрепление инструментов высшего надзора и законности в стране. Что касается его особенностей и отличий от прежнего закона, их несколько. Остановлюсь подробнее.

Первое. Подпунктом 16) статьи 9 Конституционного закона «О прокуратуре» генеральному прокурору впервые предоставляется право обращения в Конституционный суд. Стоит отметить, что это исключительная возможность. Потому что не каждый госорган может обратиться в Конституционный суд. В соответствии с Законом «О Конституционном суде» право обращения в Конституционный суд предоставлено только генеральному прокурору и уполномоченному по правам человека. Генеральный прокурор обращается в Конституционный суд для официального разъяснения нормативных правовых актов.

Кроме того, по ходатайству генерального прокурора имеется возможность внесения предложений с требованием официального разъяснения норм Конституции.

Второе. Согласно Конституционному закону РК «О прокуратуре» теперь непосредственно прокуроры будут заниматься возвратом незаконно вывезенных из страны внешних активов. Подпункт 27) статьи 10 закона наделяет прокурора полномочиями координации деятельности по международному сотрудничеству по возврату доходов, полученных преступным путем, из-за рубежа, в том числе представлению интересов государства вне уголовного процесса.

Третье. Прокуратуре предоставлено право проверять субъекты предпринимательства. Но для этого утвержден особый порядок. В соответствии со статьей 18 главой 3 закона проверки субъектов частного предпринимательства проводятся только по поручению Президента Республики Казахстан, генерального прокурора и по их согласованию.

Четвертое. Предусмотрено разъяснение о недопустимости нарушения закона (ст. 32). Теперь прокуроры не ограничиваются только устной передачей законной разъяснительной работы.

Впредь законодательство разъясняется в письменной, устной либо публичной форме для предупреждения правонарушений, а также они предупреждаются об ответственности, установленной законом (ст. 41).

Пятое. Раньше прокуроры могли давать указания только в двух случаях. Первый — по досудебному расследованию. Второй — по оперативно-розыскной деятельности. Теперь же они могут давать письменные указания на проведение дополнительных проверок по делам об административных правонарушениях, исполнительного производства, исполнении наказаний, проверках, проводимых по требованию прокуратуры, и по вопросам государственной правовой статистики и специальных учетов (ст. 35). Впервые в систему органов прокуратуры включили Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, Академию правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, отдельно выделены Главная военная прокуратура и Транспортная прокуратура.

Шестое. В Конституционном законе отдельно указаны случаи, при которых прокуроры выносят постановления (ст. 37). В прежнем законе прокурор принимал только постановления о возбуждении дисциплинарного производства, проведении проверки, приводе, приостановлении действия правового акта или отмене мер ограничительного характера.

В Конституционном законе предусмотрено вынесение прокурором постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, об отмене дисциплинарных взысканий и поощрений в отношении лиц, отбывающих наказание, а также состоящих на учете пробации, о проверке акта или действия должностного и иного лица либо приостановлении до трех рабочих дней до окончания рассмотрения заявления, об отмене незаконных актов судебных исполнителей и о принудительном исполнении акта прокурорского надзора. Теперь все эти постановления подлежат обязательному исполнению.

Седьмое. Еще одно важное новое полномочие — это возможность для прокуроров получить доступ к информации (ст. 10). Прокурор в соответствии со своей компетенцией имеет право доступа к информации, сведениям и документам, уголовным, гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, исполнительного производства и иным материалам, а также к информационным системам правоохранительных органов и иных госорганов и организаций с соблюдением требований по защите персональных данных и иной охраняемой законом тайны ресурсов Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством РК.

— Нуржан Акыпбекулы, для многих прокуратура всегда была последней надеждой для поиска правды и справедливости. Но вдруг был ограничен прием жалоб в надзорный орган. Их отсылали в другие инстанции. А что сейчас?

— Закон определяет формы и пределы прокурорского надзора. В соответствии со статьей 24 Конституционного закона органы прокуратуры рассматривают следующие обращения:

— для защиты и восстановления прав и законных интересов человека и гражданина, если они в силу физиологических особенностей, психических отклонений и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, несовершеннолетних лиц, а также неограниченного круга лиц;

— для защиты и восстановления прав и законных интересов человека и гражданина, общества или государства, если защита этих интересов должным образом не обеспечивается уполномоченным органом, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия, либо в случаях отсутствия такого органа;

— для защиты и восстановления прав и законных интересов субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений, их должностных лиц, иных организаций, независимо от форм собственности;

— для предотвращения угрозы конституционному строю и национальной безопасности РК;

— по фактам нарушения законности, провоцирующего причинение вреда жизни и здоровью человека;

— по поручениям Президента РК;

— по поручениям генерального прокурора.

Срок рассмотрения обращения составляет 15 рабочих дней со дня его поступления в органы прокуратуры, если иное не предусмотрено законами РК.

Анонимные обращения в органах прокуратуры рассмотрению не подлежат, за исключением случаев, когда в нем содержатся сведения о готовящихся или совершенных уголовных правонарушениях либо об угрозе национальной, в том числе общественной, безопасности.

— Прокомментируйте новую статью 25 «Досудебное урегулирование жалоб на решения, акты прокуратуры и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры».

— Это новая правовая норма. В соответствии с ней жалоба на решения, акты прокуратуры либо действия (бездействие) прокурора подается в органы прокуратуры не позднее трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о принятии решения, акта или совершении действия (бездействия), и рассматривается вышестоящим прокурором 20 рабочих дней.
Результаты рассмотрения жалобы в досудебном порядке являются основанием для обжалования решения, акта и действия (бездействия) прокурора в суд в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

— А теперь о досудебном расследовании.

— В Конституционный закон включены нормы о полномочиях генерального прокурора принимать нормативно-правовые акты об организации досудебного расследования в системе органов прокуратуры. Это важное нововведение. Например, в Конституции от 30 августа 1995 года вообще не было упоминаний о следствии. Только то, что следствие отделено от прокуратуры и суда. Потом эту статью убрали. А теперь в Конституционном законе ввели досудебное расследование в соответствии с Посланием Главы государства, в котором Касым-Жомарт Токаев дал поручение: дела о пытках должны расследовать только органы прокуратуры.

— Сейчас в производстве спецпрокуроров уже есть дела о пытках?

— Пока нет. Ждем изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, которые законодательно отработают задействованный механизм.

— Расскажите о взаимодействии с уполномоченным по правам человека, предусмотренном Конституционным законом.

— Конституционный закон регулирует деятельность органов прокуратуры и определяет принципы, содержание организации их деятельности и взаимоотношения с другими госорганами и неправительственными организациями. Есть в нем и норма о взаимодействии и оказании содействия уполномоченному по правам человека. Ее механизм еще дорабатывается. Но знаменательно, что уполномоченный по правам человека в Казахстане получил конституционный статус.

Хочу обратить внимание на то, что в Конституционном законе акт прокурорского реагирования «Разъяснение закона» заменили на «Разъяснение о недопустимости нарушения законов Республики Казахстан». А это значит, что усиливается прокурорский надзор и эффективность прокурорского реагирования.

Конституционный закон будет способствовать эффективному соблюдению прав и свобод граждан, интересов бизнеса, общества и государства, свобод человека и гражданина.

С начала года по актам прокурорского надзора были защищены права 2300 предпринимателей, а также обеспечена защита законных интересов свыше 4000 субъектов бизнеса. Прекращено свыше 500 административных производств на сумму 5,1 млн. тенге. Отменены четыре акта государственных органов. Привлечено к различным видам ответственности 27 должностных лиц.

Послесловие к январским событиям

Материальный ущерб — более 1,5 млрд. тенге

По сообщению пресс-службы прокуратуры Шымкента, в результате массовых беспорядков, имевших место в мегаполисе с 4 по 6 января 2022 года, были повреждены и причинен материальный ущерб зданиям городского акимата, прокуратуры Каратауского района, торгового дома «Метро» и другим субъектам предпринимательства.

Совершены поджоги зданий выставочного центра «Көрме», партии «Nur Otan», прокуратуры Абайского района г. Шымкента.

Были повреждены и сожжены 142 единицы специальной автотранспортной техники полиции и войсковых частей Шымкента.

Похищены два табельных пистолета системы Макарова, 151 бронежилет, 81 щит, 157 касок, 51 радиостанция и др.

В ходе осмотров мест происшествий и обысков были изъяты пистолет, обрез, две гранаты, 77 патронов и др.

Телесные повреждения получили 218 лиц, в том числе 51 полицейский, 35 военнослужащих, два медработника.

Сумма причиненного материального ущерба составила 1 533 832 090 тенге.

12 января 2022 года по поручению генерального прокурора уголовное дело по январским событиям принято в производство специальных прокуроров, образована следственно-оперативная группа из сотрудников органов полиции, антикоррупционной службы, национальной безопасности и экономических расследований.

Были допрошены более 4000 лиц, назначены более 570 судебных экспертиз.

По результатам досудебного расследования, с обвинительными актами были окончены 46 уголовных дел в отношении 68 лиц. По всем судами вынесены обвинительные приговоры.

На сегодня допрошены работники охранных служб, дежуривших во время январских событий в акимате г. Шымкента, выставочном центре «Көрме» и на других объектах, где имели место поджоги и разрушения. А также допрошены все сотрудники полиции и военнослужащие, обеспечивавшие общественный порядок в те дни, и медицинские работники, оказывавшие помощь всем пострадавшим.

Расследование по делу продолжается.

 

 

Татьяна Корецкая

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *