2019 год станет годом Туркестана. Именно здесь будут проходить самые значимые мероприятия
Жемчужина Великого шелкового пути – Туркестан – один из древнейших городов не только Казахстана, но и Центральной Азии. Он достиг своего расцвета в XII веке. Окруженный мощными крепостными стенами Туркестан был административным центром среднеазиатских правителей из династий хорезмшахов, монголов, тимуридов, шейбанидов. В XVI-XVIII веках он был столицей Казахского ханства. В этом городе проходили величественные церемонии вступления на престол ханов с участием представителей других государств. Слава о городе простиралась по всему миру.
В немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмеда Ясави — дервиша, проповедника суфизма, поэта, жившего в этом городе. Над скромной усыпальницей святого, ставшей местом паломничества, трехкратное посещение которой приравнивалось к хаджу в Мекку, по приказу Амира Тимура (спустя 233 года) был воздвигнут величественный мавзолей. Так Туркестан заслужил славу святыни.
Мы попросили О. Шинтаева, и. о. руководителя управления развития туризма и внешних связей Туркестанской области, рассказать подробно о планах управления, связанных с повышением туристского потенциала областного центра.
«Туркестан — это не только областной центр, но и город, признанный центром тюркского мира. Культурной и духовной столицей стран, имеющих отношение к тюркской культуре. Город, который всегда позиционировался как символ мира, дружбы и созидания. И именно в этом ключе будем продвигать Туркестан, — говорит О. Шинтаев. — Мы планируем систематично повышать уровень значимости города на международной арене. Повышать туристический и экономический потенциал».
В прошлом году Туркестан посетило порядка одного миллиона трехсот тысяч человек.
«Казалось бы, что от этого количества посетителей мы должны получать экономический эффект, а его нет в том объеме, на который рассчитываем. Туристы приезжают на два-три часа, посмотрят мавзолей и уезжают, — объясняет О. Шинтаев. — Когда Шымкент был областным центром, вся цепочка туризма выстраивалась от него. Теперь же нам необходимо завязать все на Туркестане и открыть для людей туристические туры. Например, это интересные города вокруг Туркестана, Сырдарья-Туркестанский региональный природный парк. И чтобы все это увидеть, нужно останавливаться в Туркестане».
Кроме того, в самом областном центре еженедельно планируется проводить культурные мероприятия.
«Вы знаете, что в нашей области ежемесячно в каждом районе проводятся фестивали. Всего двенадцать, — продолжает О. Шинтаев. — В Туркестане же по проекту мероприятия будут проводиться еженедельно, начиная с марта. Это и цирковые шоу, и различные постановки на открытых площадках, в том числе с элементами современного искусства, и литературные вечера. В общем, все, что связано с повышением уровня значимости Туркестана».
Безусловно, все мероприятия рассчитаны в первую очередь на развитие внутреннего туризма. Мировой опыт показывает, что внешний туризм начнет расти благодаря внутреннему.
Поэтому сегодня управление развития туризма и внешних связей уделяет внимание внутреннему туризму и рассчитывает, что запланированные мероприятия вызовут интерес у местных туристов, а как следствие — у иностранных.
«Недавно в эфире тереканала Россия-1 вышла программа «По секрету всему свету» о Туркестанской области, — рассказывает О. Шинтаев. — 150 миллионов человек — такова аудитория программы по странам СНГ — смогли познакомиться с красотой и традициями нашего края. Хочу отметить, что 12 фестивальных мероприятий, которые проводились в области в прошлом году, вызвали большой интерес у туристов из Турции, Малайзии, России и других стран».
С ростом интереса к нашей области, вполне вероятно, увеличится количество туристов. Готов ли Туркестан к этому в техническом плане? Проще говоря, где размещать будем?
«Сегодня идет активное строительство хостелов и гостиниц. Мы подсчитали, что нам не хватает порядка 500 койко-мест. Имеется в виду эконом-вариант, — считает О. Шинтаев. — В течение 2019 года этого количества мы спокойно достигнем».
Говоря о развитии туризма, нельзя не поднять уже набивший всем оскомину вопрос инфраструктуры и «туалетизации».
В интервью ТК «Хабар 24» Д. Валера, организатор туров из США в РК, рассказал: «Казахстан – это страна, которая может предложить много позитивного. Я рад, что все мои первые гости очень впечатлены вашей страной и невероятно счастливы. Однако считаю, что вам необходимо улучшить сферу туризма. Должно быть больше инвестиций в транспортную инфраструктуру. К примеру, я ездил из Шымкента в Туркестан, из Астаны в Боровое. По дороге должны быть две-три комфортные стоянки с полным сервисом, чистыми туалетами, кафе, где можно покушать горячую еду: пасту, бургер или ваши национальные блюда.
Мы видели только маленькие заправки, где продаются картофельные чипсы, кофе и что-то всухомятку».
Тем не менее Дэвид называет Казахстан вторым домом и собирает новую группу туристов в наши края.
«Одно из важных направлений для привлечения туристов в Туркестан — это улучшение придорожного сервиса и инфраструктуры, — говорит О. Шинтаев. — Мы над этим сейчас плотно работаем, учитывая все минусы и плюсы. Надеемся, что в ближайшее время будут положительные результаты в этом направлении».
Сегодня управление развития туризма и внешних связей Туркестанской области налаживает тесное сотрудничество с соседним Узбекистаном.
Идет также активная подготовка профессиональных гидов и специалистов в сфере гостиничного бизнеса, которые проходят обучение в Турции.
До конца года специалисты управления намерены «раскачать» Туркестан и сделать его еще более привлекательным для туристов.
К 2025 году в Туркестане планируется встретить пять миллионов туристов.
мнение эксперта
Редактор британской компании Silk Road Media М. Ахметжанов:
— Западная Европа и Великобритания, в частности, любят изучать чужую культуру. Поэтому Казахстану не хватает культурных мероприятий, не хватает того, чем гордились бы сами казахи. Чтобы приехали иностранные туристы, необходимо развить сначала внутренний туризм. Нужно развивать различные мероприятия, площадки, сервис, транспорт для самих казахстанцев.
Вот великолепный пример — проведение в Бухаре фестиваля «Шелк и специи». Десять лет назад группа туроператоров стала проводить его. И знаете, теперь каждый год специально на этот фестиваль приезжает 15 тысяч иностранных туристов.
В Казахстане нет ни одного города, который бы собирал такое количество туристов на одно мероприятие. И вот если такое мероприятие появится и будет из года в год поддерживаться, туристы приедут. Пусть это будут конные состязания или мероприятия, связанные с едой и национальными традициями, народными играми. Но, в первую очередь, это должны полюбить и захотеть делать жители Казахстана.
Татьяна Бурдель