Вот уже десять лет СПК «Алма»,расположенный в с. Карасу Сайрамского района, кормит казахстанцев своей продукцией. Венские сосиски, «Докторская», «Любительская», «Прима»… Начав с пяти видов, коллектив, выросший до трех с лишним десятков человек, расширил ассортимент колбас до 40 наименований и останавливаться на достигнутом не собирается.
Все зависит от специалистов. В этом председатель СПК «Алма» А. Шалкаров уверен непоколебимо. По специальности инженер, Акылбек Шалкарович отлично разбирается в оборудовании. Когда получал в Аграрной кредитной корпорации кредит в виде производственной линии по выпуску колбасных изделий, считал, что главное условие успешного производства уже у него в руках. Но вскоре понял, что ошибается.
«Как мне пришлось побегать в поисках хорошего технолога, вы даже не представляете! — делится воспоминаниями А. Шалкаров. — Почти два года я мучился. Приглашал на работу и российского специалиста, и узбекистанского — все было не то. Оказалось, что везде технологи работают по-своему. Специфика в каждом регионе разная, и требования рынка тоже. Вот и получалось, что приезжие специалисты нашим местным покупателям угодить никак не могли. Вроде бы все по технологии, а людям не нравится. И только когда нашелся местный технолог, дело пошло. Тяжелый был период, зато пока искали специалиста — рынок изучили. Выяснилось, что в Южном Казахстане больше вареную колбасу покупают. Самые популярные и любимые южанами: «Любительская», «Докторская», шпигачки, сардельки, сосиски венские. Их быстро раскупают постоянные клиенты, которые с нами уже несколько лет. Ради них мы никаких изменений в эти колбасы не вносим и вносить не будем. Хочется, чтобы для кого-то их вкус стал вкусом детства. В Алматы предпочитают полукопченые колбасы, а в северных регионах — твердокопченые. В общем, постепенно разобрались, в чем дело, и начали работать. Сначала шесть видов выпускали, потом стали общаться с коллегами, ездить на выставки, семинары, тренинги, в Голландию и Германию, новые колбасы учились делать. Так постепенно к своему десятилетию довели ассортимент до 40 видов».
Главным показателем признания своей продукции казахстанцами Акылбек Шалкарович считает обратную связь с покупателями. Для этого на упаковке указан его личный телефон. Звонков, по словам председателя, он получает немного. И, что отрадно, звонят не только с претензиями, но и с благодарностью. В основном же, признается А. Шалкаров, общаться с покупателями ему приходится тогда, когда технолог уходит в отпуск.
«Бабулечки сразу это определяют, — смеется А. Шалкаров. — Говорят, и солим мы без него не так, и коптим. Конечно, сразу реагируем, стараемся исправить свои ошибки. А их благодарим за бдительность».
В цехе СПК «Алма» тесновато, но по-домашнему чисто и уютно. В воздухе — запах специй и свежего фарша. Улыбчивые лица работающих лучше всяких слов говорят о том, что атмосфера в коллективе теплая, доверительная. Часть своей зарплаты, как признаются работники, они получают продукцией. Но не потому, что у руководства нет возможностей на выплаты. С этим у предприятия проблем нет. Просто здешние работники считают, что колбас лучше, чем те, что они производят сами, на рынке Южного Казахстана не найти.
«Продукция наша, без преувеличения, очень вкусная и качественная. Говорю об этом всем родным и знакомым. А тем, кто сомневается, предлагаю попробовать и убедиться, — говорит работник колбасного цеха С. Головацкий. — Я здесь работаю с самого начала. Считаю, что мне очень повезло быть членом этого коллектива».
Руководство и коллектив СПК «Алма» понимают: чтобы остаться на плаву, нельзя останавливаться на достигнутом. Поэтому здесь уже осваивают новое оборудование для вакуумной упаковки, изучают процесс изготовления еще трех видов колбас и заканчивают строительство второго цеха. В планах — открытие фирменных магазинов в Шымкенте, Астане и Алматы.
Ирина Притула