«У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы — огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе».
Президент РК Н. Назарбаев
В Казахстане действует программа «Разработка и реализация масштабного проекта Ассамблеи народа Казахстана «Большая страна — большая семья» в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» Главы государства. Она предусматривает создание шести культурно-туристских кластеров: «Астана — сердце Евразии», «Алматы — свободная культурная зона Казахстана», «Единство природы и кочевой культуры», «Жемчужина Алтая», «Возрождение Великого Шелкового пути» и «Каспийские ворота».
ЮКО вошла в кластер «Возрождение Великого Шелкового пути» и позиционируется как «Сердце Великого Шелкового пути». Шелковый путь проходит через древний Туркестан и государственный историко-культурный музей-заповедник «Азрет Султан» (объект ЮНЕСКО), археологические объекты средневекового городища Отырар, археологический комплекс Сауран, Каратауский государственный природный заповедник с палеолитическими участками и геоморфологией, Сайрам-Угамский государственный национальный природный парк, государственный природный заповедник Аксу-Жабаглы, горнолыжный курорт «Каскасу», города Сарыагаш и Шардара.
Берем на вооружение
Чтобы сделать нашу область легко узнаваемой, был разработан туристский бренд Южно-Казахстанской области Ontustik — The Heart of the Silk Way. Чтобы турист не заблудился и смог выбрать оптимальный маршрут своего путешествия по нашему краю, создан информационный центр Ontustik Tourism Center, который работает по принципу «одного окна» и оказывает информационно-справочные услуги.
Что касается имиджа нашего региона, то предлагаю вспомнить 2014 год. Тогда в Шымкенте прошла республиканская туристская ярмарка Silk Road Fair. В рамках ярмарки состоялся форум, на котором присутствовали представители ведущих европейских и казахстанских туристических компаний и рассматривались вопросы важности маркетинговой деятельности для развития туризма в Казахстане. Тогда редактор британской компании Silk Road Media М. Ахметжанов посоветовал развивать культурный туризм: «Культурный туризм — это то, чего как раз и не хватает. Западная Европа, Великобритания в частности, любит изучать чужую культуру. Поэтому Казахстану не хватает культурных мероприятий, не хватает того, чем бы гордились сами казахи. Чтобы приехали иностранные туристы, необходимо развить сначала внутренний туризм. И только через развитие внутреннего придет внешний туризм».
Проанализировав все ошибки и опыт других стран, был составлен календарь мероприятий, проводимых в области, и размещен на сайте ontustiktravel.kz. В нем показаны все культурные и спортивные мероприятия, запланированные на текущий год. Так что любой желающий может воспользоваться им, узнать дату проведения и приехать в гости. В ближайшее время здесь начнет действовать онлайн-бронирование туров, причем дополнительно будут экскурсии на турецком и китайском языках.
Уже сегодня в области разработано 57 маршрутов по историко-культурным и экологическим направлениям.
Решением научно-исследова-тельского центра «Священный Казахстан» и республиканским экспертным советом планируется включение 16 объектов Южного Казахстана в список сакральных мест республиканского значения.
В рамках программы модернизации общественного сознания Министерством культуры и спорта РК планируется организовать научную экспедицию для формирования карты сакральных мест.
Сегодня во многих городах Турции, Южной Кореи, Франции, Малайзии, Индии, Швеции, Китая, Узбекистана и ОАЭ имеются рекламные проспекты, рассказывающие о нашей области.
В феврале делегация области приняла участие в десятой встрече рабочей группы по туризму Тюркского совета в Стамбуле. А 19-21 апреля наша область приняла участие в казахстанской международной туристской выставке «Туризм и путешествия» в Алматы, где было подписано более 30 договоров с туристскими организациями других областей и зарубежными туроператорами.
Туроператоры и представители СМИ из Турции, Азербайджана, США, Польши, Франции, Германии и других стран имели возможность своими глазами увидеть красоту нашего края, приняв участие в информационном туре.
Для чего нужны такие туры? Для того чтобы туроператоры могли увидеть, рассказать и показать фото- и видеосъемки о наших достопримечательностях своим землякам. Как говорится, лучше один раз увидеть.
К слову, о фотографиях. В рамках международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 Ontustik Tourism Center совместно с ассоциацией «Центр развития индустрии туризма в Южно-Казахстанской области» при поддержке управления предпринимательства, индустриально-инновационного развития и туризма ЮКО впервые была организована выставка фотографий нашего края, богатого природой и историей.
Потенциал есть
В большинстве стран доходы от туризма покрывают значительную часть бюджета государства. Чтобы эта доходная часть с годами увеличивалась, для привлечения туристов создаются все более комфортные условия. Простой пример. Те, кто отдыхал в Турции, наверняка заметили, что практически весь бизнес в стране направлен на туризм. Даже маленькие населенные пункты в любое время готовы встретить гостей.
Мы же пока только начинаем осваивать эту сферу и делаем первые шаги. Но результаты уже есть. Согласно данным Комитета статистики МНЭ РК количество туристов, посетивших ЮКО за шесть месяцев этого года, увеличилось на 30,8 процента. По сравнению с прошлым годом количество обслуженных туристов выросло почти на 60 процентов.
Горы, лыжи и здоровье
Горнолыжная зона «Каскасу» входит в список так называемых «якорных проектов». «Каскасу» планируется сделать всесезонным горным курортом. Для этих целей в ущелье Каскасу был выделен земельный участок площадью 56,8 га. На проведение инженерной инфраструктуры были выделены средства в рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020» из республиканского и областного бюджетов.
На территории горнолыжной зоны планируется строительство комплекса для туристов (гостиницы различного класса, жилые дома для проживания и размещения одной или нескольких семей). Запланировано также строительство аквапарка, спусков для тюбинга, снежной игровой площадки, конноспортивного и центра активного отдыха (пешие прогулки, веревочный парк, велосипеды, квадроциклы, скалолазание, рафтинг, параплан и прочее), смотровых площадок, высокогорного тренировочного центра.
Участок для лыжных трасс находится в зоне от 1880 до 3155 метров (для сравнения Шымбулак — от 2260 до 3163 метров) и доходит до зоны вечного снега, а значит, есть возможность шесть-семь месяцев в году кататься на лыжах.
Большое внимание уделяется развитию пляжного туризма на Шардаринском водохранилище.
В 2014 году разработан план детальной планировки, согласно которому на побережье водохранилища будут построены жилые дома, центр обслуживания населения, больница, гостиницы, развлекательно-оздоровительные комплексы, площадки для пляжного спорта.
Потенциал у нашей области в сфере туризма очень большой. Главное — правильно реализовать идею Главы государства и грамотно, не нанося ущерба, воспользоваться тем, что нам подарила природа.
Т. Бурдель