Дорогие наши дороги

18 Мар 2024 12:27
Количество просмотров: 586

Трассы рушатся, цены растут

В Министерстве транспорта РК озвучили далеко идущие планы повышения цен за проезд по платным автодорогам. Это было вполне предсказуемо. Но на фоне зимних дорожных коллапсов от Астаны до самых до окраин не совсем корректно.

Справка «ЮК»

По итогам дорожно-строительного сезона 2023 года в Казахстане введены в эксплуатацию 2 тыс. км республиканских автодорог. Общий объем автодорог республиканского значения в нормативном состоянии — 92%.

Последний слой.

Уж невтерпеж…

Снежные заносы, закрытие автодорог на большом протяжении на длительное время, спасение из снежного плена сотен автомашин — все эти реалии наших зим давно наскучили прессе и не вызывают бурной реакции публики. А между тем стоит вспомнить, как мотивировало профильное министерство необходимость введения в стране платных автодорог. Качество дорожного покрытия обещали радикально повысить (довести наконец до нормативных требований), придорожный сервис поднять на невиданную до сих пор нигде в мире высоту. Только деньги платите. Деньги теперь с нас собирают. Пока только за проезд по автодорогам республиканского значения. Но это явно всего лишь начало. Судя по аппетитам автодорожных боссов, платность будет расти вширь и вглубь. А вот с качеством дорог и сервиса как-то не задалось. Платные автотрассы зимой заносит снегом, летом — песком. Плиты на бетонке встают дыбом, мосты шатаются и требуют ежегодного ремонта…

Президент РК К. Токаев: «Исполнительной власти нужна полная качественная программа «Нурлы жол». Это стратегический проект, благодаря которому будет затронута вся транспортная инфраструктура».

Пока из всей обширной программы «Нурлы жол» лучше всего Минтрансу удается повышение оплаты за проезд по автодорогам. С остальным сплошные сложности и временные трудности, плавно переходящие в системные проблемы.

С повышением цен на проезд министерство заметно торопится. Совсем недавно на любой вопрос о корректности взимания платы при таком низком качестве автодорог нам отвечали: «Зато у нас цены самые низкие». Про качество отечественных автодорог ответственные лица предпочитали не распространяться.

А еще у нас беспрецедентные меры поддержки населения прилегающих к платным автодорогам городов и сел. Граничащие с благотворительностью.

Лучше бы остался дома.

«Для местного населения, — сказал министр транспорта М. Карабаев, — у нас введены специальные льготные годовые абонементы. Нигде в мире такой практики нет».

Введение оплаты за проезд идет поэтапно. Это заложено в госпрограмму дорожного строительства «Нурлы жол».

До конца года протяженность платных участков увеличится на 1,2 тыс. км, а к 2029-му по мере завершения работ по реконструкции автодорог платная система охватит 11 тыс. км.

«Тарифы за проезд по платным участкам в Казахстане, — сказал М. Карабаев, — по сравнению со странами ближнего и дальнего зарубежья являются самыми низкими. В последнее время у нас наблюдается рост транзитного потока, поэтому в целях обеспечения сохранности отремонтированных участков дорог ведется планомерная работа по повышению ставок платы за проезд».

Эту бы планомерность да на мирные цели… Хотя бы на организацию ремонта и зимней эксплуатации автодорог. А то даже у нас на юге каждая зима — стихийное бедствие.

Мечты сбываются

Иногда быстро и совершенно неожиданно для мечтателей, которые об этом ни сном, ни духом. Если слегка углубиться в историю вопроса, неожиданно выяснится, что платные автодороги в нашей стране ввели по многочисленным просьбам трудящихся.

В вводной части госпрограммы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2020-2025 годы так черным по белому и написано: «Среди пользователей сформировалось понимание необходимости платить за услуги автодорожной инфраструктуры. Создана достаточно эффективная институциональная, законодательная и технологическая основа для дальнейшего развертывания данной модели».

То есть все мы с незапамятных времен просто мечтали платить за проезд по дорогам нашего Отечества. И только в 2020 году Минтранс, наконец-то, смог воплотить коллективную мечту казахстанского народа в жизнь… Что тут скажешь? Молодцы!

Справка «ЮК»

Протяженность автомобильных дорог и улиц в населенных пунктах области — 17 503,9 км. Автодороги республиканского значения — 740 км, местного — 5 952 км, улицы населенных пунктов — 11 тыс. км.

«Таким образом, — рассказал директор туркестанского областного филиала Национального центра контроля качества дорожных активов М. Ахметов, — доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии будет доведена до 100 процентов, а протяженность дорог I и II технических категорий — до 60-ти».

Местами гололед.

Для обеспечения регионов страны транспортной инфраструктурой планируется отремонтировать более 27 тыс. км дорог областного и районного значения, улучшить их состояние до 95%. Ускоренное развитие автодорожной инфраструктуры определено поручениями Президента страны К. Токаева. Это обусловлено объективными причинами. Услуги транспортной отрасли необходимы практически на каждом этапе производства и потребления продукции, начиная с добычи, переработки сырья, ресурсов и заканчивая доставкой готовой продукции конечному потребителю, в том числе на внешние рынки. Транспорт вносит огромный вклад в формирование цепочек добавленной стоимости, производственных издержек и таким образом оказывает существенное влияние на конкурентоспособность продукции и экономику государства. При этом деятельность транспортной отрасли невозможна без обеспечения населения и бизнеса эффективной транспортной инфраструктурой автодорог общего пользования, что является прямой обязанностью и функцией любого государства, планирующего развитие своей экономики.

 Справка «ЮК»

На содержание автомобильных дорог страны требуется 60 млрд. тенге. Сейчас в Казахстане 3,2 тыс. км платных дорог. За 11 месяцев 2023 года от них поступило 26,5 млрд. тенге (по данным на конец 2023-го).

Учитывая географическое положение нашей страны и области, как связующего звена между востоком и западом, югом и севером Евразии, нам сам бог велел реализовать свой транзитный потенциал. Первый шаг к этому был сделан строительством транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай с его южной веткой Шымкент — Ташкент. Логическим продолжением стали проекты, заложенные в госпрограмме «Нурлы жол».

Грейдер-герой.

Как введение оплаты за проезд и ее постоянное повышение будут способствовать развитию транзитного потенциала нашей страны, вопрос риторический. В 2023-м тарифы были подняты на 20%. В марте этого года нам предстоит пережить еще одно повышение, уже анонсированное Минтрансом. Вряд ли процент роста будет меньше, чем предыдущий. Поставлена задача — догнать и перегнать соседнюю Россию. Там в пересчете на наши деньги плата за проезд достигает 7 тенге. У нас лишь 1,2 тенге. «Позорное отставание» Минтранс намерен преодолеть в рекордно короткие сроки. В успехе можно не сомневаться. До конца месяца вопрос будет вынесен на публичное обсуждение, и наверняка инициатива министерства получит всенародное одобрение.

А деньги?!

За 2023 год за проезд по платным автодорогам в АО «НК «КазАвтоЖол» поступило 30 млрд. тенге. Половина от заявленной (но нигде публично не доказанной) суммы, необходимой на содержание автодорог. При этом в нацкомпании сообщили, что в их распоряжении остается только 20% собранных денег. Остальное уходит в бюджет. Сколько всего остается на ремонт и содержание автодорог?

А в 2021 году, когда вводили оплату за проезд, представители АО «КазАвтоЖол» и Минтранса заверяли, что все собранное будет направлено исключительно на автодороги.

Но что-то снова пошло не так…

Это «не так» зафиксировала минувшей зимой прокуратура на транспорте. Транспортные прокуроры ежегодно наказывают АО «КазАвтоЖол» за бездействие в содержании автодорог международного и республиканского значения в зимний период. Но ситуация от этого лучше не становится.

Местами гололед.

Справка «ЮК»

Госпрограмма инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2020-2025 годы предусматривает строительство и реконструкцию 10 тыс. км автодорог, капитальный и средний ремонт 11 тыс. км дорог республиканской сети.

«Надзорные мероприятия показали, что работа дорожных служб не обеспечивает должную защиту дорог от воздействия метеорологических факторов, — сообщили в транспортной прокуратуре РК. — Северо-Казахстанской транспортной прокуратурой в территориальных филиалах АО «НК «КазАвтоЖол» и ТОО «КАЖсервис» установлена нехватка снегоуборочной техники и противогололедных материалов (выделено автором)».

Такое положение дел при резких перепадах температуры и снегопадах затрудняло дорожное движение на республиканских дорогах СКО и несло прямую угрозу безопасности его участникам.

Результаты аналогичного анализа состояния законности, проведенного Шымкентской транспортной прокуратурой, свидетельствуют об отсутствии необходимого количества дорожной техники для содержания республиканских дорог в Туркестанской области. Как следствие, запоздалые снегоуборочные работы в период метелей и снегопадов парализовали транспортный поток по направлению Шымкент — Тараз с 12 по 15 декабря 2023 года. Тогда порядка 50 автомобилей застряли на трассах.

Справка «ЮК»

Общий объем финансирования автодорожной отрасли по госпрограмме «Нурлы жол» до 2025 года составит 3,5 трлн. тенге.

За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей расторгнуты трудовые договоры с 11 сотрудниками и директором Северо-Казахстанского областного филиала ТОО «КАЖсервис».

В Шымкенте на подрядчиков наложены штрафы на сумму более 1,6 млн. тенге.

Немного снега.

Недострой

На фоне распространения платности на все новые участки автодорог и повышения расценок как-то отошло на второй план то, что Казахстан до сих пор не завершил строительство транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Осталось несколько участков, к которым еще не приступали, и один долгострой. Все на территории Туркестанской области.

Строительство юго-западного объезда Шымкента, которое уже пятый год «вот-вот должно начаться», теперь вообще отложено на неопределенный срок. Новый министр совершил настоящее открытие, сделавшее эту дорогу излишней.

«Строительство этого участка, — заявил М. Карабаев, — не является для нас приоритетным. Действующая объездная автодорога не загружена, необходимости в новой нет».

Не видит министерство и необходимости в объездной дороге в Туркестане. Сейчас поток транзитного транспорта идет по старой автодороге, построенной в рамках проекта транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Прямо через центр города.

Строительство объезда в Сарыагаше в Минтрансе обещали начать в этом году. Обещают с 2021 года… Так же, как и завершить строительство тоннеля на перевале Шакпак баба. Но конца этой стройке пока не видно.

К размышлению

Строительство одного километра автодороги в РК обходится в среднем в 3,7 млн. долларов. В США – 2,4 млн., в Испании – 1,6 млн., в Китае – 1,2 млн. долларов. Вот почему бы это?

 

 

Игорь Лунин

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *