В прошлом году Правительством РК утверждена Комплексная программа развития пассажирских автобусных перевозок. Этим документом предусмотрено субсидирование расходов перевозчиков во всех регионах. Но в Шымкенте до сих пор не решен вопрос с выделением субсидий. Эту и другие проблемы озвучили представители компаний, работающих в сфере пассажирских перевозок, на заседании в Палате предпринимателей г. Шымкента.
По их словам, без государственной поддержки им не справиться. Из почти 12 тысяч автобусов в стране физически изношены 60 процентов, при этом ежегодно автобусные парки обновляются всего на пять процентов при необходимых 20-ти. Это связано с нестабильностью цен на ГСМ, удорожанием запасных частей. Отрасль постепенно становится убыточной. Тариф на проезд с 50 тенге был увеличен до 70-ти четыре года назад. За это время стоимость дизельного топлива с 90 тенге подскочила до 190, резины — с 50 тысяч тенге до 100 тысяч, аккумулятора — с 24 тысяч тенге до 50 тысячи.
К тому же перевозчики по устной договоренности с местными исполнительными органами предоставляют льготный тариф студентам, бесплатно возят многодетных матерей, хотя это не предусмотрено законодательством страны.
В городе перевозками занимается около 1200 автобусов. Из-за несоблюдения требований по обновлению автобусных парков компании не имеют возможности продлить договоры на организацию регулярных перевозок, есть риск их расторжения.
Большинство предпринимателей покупает новые автобусы на кредитные средства.
Председатель Ассоциации перевозчиков «Южавтотранс» Д. Каюпов озвучил сразу несколько проблем. По его мнению, пришло время внедрить в Шымкенте систему электронного билетирования. Разговоры о нем ведутся давно, но результатов пока нет. Затронул Д. Каюпов и проблему наложения маршрутов, дефицита водителей категории D, которых в автошколах попросту не готовят, цифровизации работы диспетчерской службы.
Из представителей городского акимата присутствовал только начальник отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Н. Сугралиев. Ему и пришлось держать ответ. Он сообщил, что каждая компания должна предоставить расчетный тариф, доказать, что маршрут является социальным. На сегодня это сделала только организация «Санжар-Моторс». Только после этого будет создана рабочая группа, которая вынесет вопрос выделения субсидий на рассмотрение городского маслихата.
По поводу электронного билетирования он пояснил, что проект планировали реализовать совместно с южнокорейской компанией, но из-за нарушения требований контракт расторгли.
Сейчас ведутся переговоры с компаниями «Оңай» и Beeline. Местных перевозчиков не устраивает, что с каждой транзакции нужно будет перечислять 10 процентов, то есть с каждых 70 тенге — 7 тенге. Они считают, что это слишком много. Компании в ближайшее время представят свои предложения. К концу года планируется внедрить электронное билетирование.
Участники заседания решили создать рабочую группу, которая подробно проанализирует ситуацию в сфере общественного транспорта. Проблемы будут озвучены на встрече с акимом Шымкента.
Салтанат Абдижаппарова
Давно пора это сделать, т.к многие пассажиры не оплачивают за проезд. Сама часто видела это. Особенно мужчины. Зайдут в салон, протиснутся вперёд, натянут кепку и отвернутся. Всё! А кондуктора даже и не спрашивают. А если бы были бы билеты, то сразу объём сбора увеличился бы.