Ему не нужны были слова: у него были краски

27 Ноя 2024 15:05
Количество просмотров: 1275

В Шымкенте в арт-кафе «Кофеживописьвино» (КЖВ) открылась выставка известного казахстанского художника «Средняя Азия Федора Потехина».

Вся жизнь Федора Сергеевича была связана со Средней Азией. С тех пор, как в 15-летнем возрасте он уехал из родной деревни Богородск под Оренбургом сначала в Туркестан, а затем — в Ташкент.

Каждое полотно — это атмосфера, эмоции и вдохновение. Ф. Потехин чувствовал и передавал дух Средней Азии.

Произведения Потехина находятся во многих музеях и частных коллекциях Казахстана и СНГ.

На выставку в КЖВ отобрали 50 работ разных жанров и лет с 1952-го по 1985 год.

На джайляу.
Справка «ЮК» Художник Федор Потехин (1928-1996) — известный казахстанский живописец. Член Союза художников СССР с 1958 года. Родился в большой крестьянской семье в деревне Богородск Оренбургской области. В 1943-м переехал в Туркестан. Здесь поступил в ремесленное училище. В 1947-м поступил в РХУ им. Бенькова. Работал преподавателем в художественном училище в 1959-1960 годы. После окончания училища работал в Узбекистане и Таджикистане, а в 1962-м переехал в Чимкент.

Федор Сергеевич свои самые зрелые произведения посвятил югу Казахстана. Пожалуй, нет места, где бы ни побывал художник. Он брал этюдник и отправлялся в захватывающее путешествие. В его работах можно увидеть горы Аксу-Жабаглинского заповедника, Каратау, исторические памятники Сайрама, Арыстанбаб, пейзажи Машата, Сузака… Он одинаково любил степь и горы весной и осенью.

Но было одно любимое место, которое он посещал чаще всего, — Баба ата — один из удивительных памятников XIX века, который расположен в Сузакском районе.

«Дядя Федя Потехин… Я был знаком с ним еще с советских времен. Мы очень дружили с его сыном Ромой. И, можно сказать, на моих глазах рождались эти великолепные картины, которые дышат социалистическим реализмом и реализмом вообще, — рассказывает Т. Узденов, поэт, композитор, автор-исполнитель, журналист. — Его работы отражают именно то время, в котором он жил. Считаю, что будь Потехин жив, он бы гордился своими творениями. Хотелось бы, чтобы в городе как можно чаще проходили выставки картин наших шымкентских художников, которые получают многочисленные призы на разных, в том числе международных выставках. А в Шымкенте, к сожалению, мы их не видим. И это беда Союза художников. Однако стоит отметить, что в последнее время проблема сдвинулась с мертвой точки. Недавно в Алматы прошла выставка наших художников, они получили много восхищенных отзывов. Это радует! Надо и в Шымкенте провести такую выставку. Надеюсь, у нас все еще впереди. И выставка Федора Потехина — яркий пример».

Потехин был удивительно талантливым во всем, в том числе в силе своего влияния на развитие талантов, ему удавалось повышать уровень художественной культуры региона.

Но при этом он не был заслуженным, не был народным. Как вспоминают его близкие, глубоко презирал карьеризм, конъюнктуру и саморекламу. Говорил, что Микеланджело тоже не был заслуженным художником Италии, однако это не делает его менее великим.

Он часто повторял: «Если ты профи, лучший в своем деле, тогда ты незаменим, и уже абсолютно не важно, умеешь ли ты что-либо еще. Людей помнят по их делам».

«Считаю, что Федор Потехин — это культовая историческая личность, — говорит М. Мухтарова, аудитор, судебный эксперт, почетный член Союза художников Астаны и Шымкента. — Федор Потехин сумел найти свой стиль. Посмотрите на цветовую гамму, композиции — они очень сильные. Например, его работа «Красный самолет». Видите, какой масштаб?! Мне очень нравится его автопортрет. Посмотрите, какой цвет сочный, цвета не ссорятся между собой, а мазки какие щедрые! Каждую его работу можно долго рассматривать, в каждой есть своя философия. Считаю, что Федор Потехин — эта история нашего Казахстана».

Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави.

Философия никогда не была чужда Федору Сергеевичу. Может, именно поэтому он такой разный, но в то же время верный. Верный в любви к своему родному краю.

«Впервые с творчеством Федора Потехина я познакомился четыре года назад, когда брал частный урок живописи у его дочери Ольги Потехиной. Мне кажется, что такого рода выставки всегда являются большим событием. Считаю, что подобные мероприятия должны проводиться каждую неделю, поэтому в Шымкенте должно быть несколько галерей. Здесь очень много потрясающих и талантливых художников, — рассказывает А. Рахметов, писатель и поэт. — На этой выставке есть работы, которые сильно запали в душу. Меня зацепило время в картине «Последний колодец». В углу полотна есть небольшая трещина, порыв холста. В этом я увидел некий символизм, который о многом говорит. Здесь не только присутствие художника, но и присутствие времени».

Время… Благодаря полотнам Ф. Потехина мы можем совершить временной переход на несколько десятков лет назад и увидеть прошлое. Увидеть глазами Федора Сергеевича. Мазок за мазком, линия за линией, цвет за цветом — так Федор Потехин написал свою жизнь, расставляя в нужном месте правильные цветовые акценты.

Красный самолет.

А судьба его иной раз делала такие зигзаги, что, казалось, такого и быть не может. Федор Сергеевич родился в большой семье в деревне Богородск. И, казалось бы, его жизнь была уже предрешена местом рождения. Но его талант метался и искал выхода. Ему было тесно в деревне. С детства он обладал феноменальной памятью и читал наизусть поэмы Лермонтова и Пушкина. Творчество же любимого Сергея Есенина знал целиком. Ведь Есенин тоже родом из деревни, был близок по духу.

Живопись манила с такой силой, что в пятнадцать лет Федор уезжает из родной деревни в Туркестан. Здесь два года работает на Ачисайском руднике, а затем едет в Ташкент, чтобы поступить в художественное училище им. Бенькова. И начинается его серьезный путь в творчестве.

«Мой отец был фанатиком живописи, которой он посвятил свою жизнь, — рассказывает О. Потехина, художник. — Первое изображение мавзолея Ходжи Ахмета Ясави папа написал студентом художественного училища. Отмечу, что паспорт он получил в Туркестане. Хотел поступить в художественное училище — это была его мечта. И он уехал из деревни в Туркестан, где жила его старшая сестра, которая заботилась о нем, так как мамы не было… Очень много времени посвящал работе, даже будучи студентом. Все его сверстники и сокурсники ходили на танцы, в кино, а папа писал картины. И это с его внешностью и красотой. Он не случайно попал в это дело, он был художником по призванию, чему посвятил всю свою жизнь».

«Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави» — одна из самых ранних сохранившихся в семейной коллекции работ. Она была написана с натуры в год окончания училища. Именно так и выглядел этот памятник в 1952-м.

Чабаны.

«Идея проведения выставки уже дано созревала. Выросло новое поколение молодых людей, которые никогда не видели картин Федора Потехина. Поэтому вместе с Камилой Турисбековой, которая владеет галереей, мы решили провести эту выставку. Галерея просто роскошная, современная. Здесь все продумано до мелочей. Собственно предложение поступило от Камилы, она проявила интерес. Камила — коллекционер, у нее прекрасный вкус, она хорошо знает творчество моего отца. Эта выставка — подарок городу. Провести подобное мероприятие — большой труд: начиная от подбора картин до их размещения. Но дело даже не в этом, а в том, что в нашем городе нет постоянно действующей галереи, куда можно прийти в любой момент и посмотреть работы. Все папины картины по сей день хранятся у меня дома. На выставку мы отобрали пятьдесят. Можно было показать больше, но мы хотели, чтобы был простор, исходя из принципа «Одна стена — одна работа», — это уважение к творчеству художника», — поделилась О. Потехина.

Автопортрет.
Сузакский район.

О создании галереи рассказала владелица К. Турисбекова: «Искусством интересовалась с детства. Сама не рисовала, только в рамках школьной программы. Во время учебы и работы в Москве (1986-1995 годы), в период перестройки, когда лавина информации обрушилась на нас, пристрастилась к посещению выставок. Когда появилась возможность путешествовать, посещала все значимые музеи мира. Я всегда называла посещение музеев и выставок «душем для души». В конечном итоге все это вылилось в потребность коллекционировать. Первые картины приобрела в 1997 году в Чимкенте Равиля Абдулова. Когда накопилось значительное количество работ, появилась мысль создать галерею. Эту мысль я вынашивала и реализовывала достаточно долго — восемь лет. Почему? Потому что считала этот проект рискованным. Все художники уверяли меня, что в Шымкенте (не в обиду будет сказано) искусством никто не интересуется, картины не покупают. Поэтому родилась идея кафе, и искусство попало в «рамки» кофе и вина. Так появилось это необычное название «Кофеживописьвино». Но неожиданно проект этого арт-пространства получился очень интересным! Неожиданно для жителей нашего города и для меня лично».

Выставка известного казахстанского художника «Средняя Азия Федора Потехина» продлится полгода. У жителей Шымкента и гостей города есть уникальная возможность познакомиться с творчеством Ф. Потехина.

 

 

 

 

 

Татьяна Бурдель

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *