Шымкентский городской русский драматический театр готовится к премьере. Актеры вместе с режиссером А. Шемесом отрабатывают сцены спектакля по пьесе немецкого поэта и драматурга Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».
Пьеса имеет подзаголовок «Хроника времен Тридцатилетней войны» и написана в 1938-1939 годах. На сцене театра происходят события именно этой войны, обернувшейся для Германии национальной катастрофой.
Мы встретились с режиссером спектакля, чтобы понять, какую цель преследует А. Шемес, предложив для постановки именно эту пьесу.
— Алексей Станиславович, рад вас снова видеть в Шымкенте. Сегодня международная обстановка очень накалена. То тут, то там вспыхивают вооруженные конфликты. В информационном пространстве развернулись настоящие «войны». Люди не успевают осмыслить поток новостей. Есть много пьес о войне. В том числе показывающих ее через сатиру. Например, «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека. Почему вы выбрали, на мой взгляд, одну из самых откровенных из драматических пьес?
— Хочется показать, что, когда человек живет войной, наживается на ней, не думая о последствиях, то в итоге он что-то теряет. В данном случае — детей. Мне кажется, если человек поддерживает войну, его душа улетает куда-то к чертям собачьим. Ее нет! Все пусто. Остается только оболочка. Я вообще не понимаю, как можно поддерживать войну? Для меня это какое-то сумасшествие. Да и в целом, женщина и война несовместимы.
— Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» является одним из самых ярких воплощений теории «эпического театра». Что такое «эпический театр»?
— Брехт считал, что человек должен воспринимать театр не эмоциями, а мозгами. Поэтому и структура пьесы с совершенно другой драматургией. У него отдельные куски. Драматург считал, что если пьесу не разбить на отдельные части, а показывать ее без каких-либо перебивок, то человек начнет воспринимать все происходящее на сцене как единое целое и эмоционально. Но не разумом. Поэтому в качестве перебивок в пьесе используются песни. Проще говоря, Брехт считал, что воспринимать спектакль по Станиславскому неправильно. Поэтому актеры существуют на сцене совершенно по-другому. Кстати, драматург жил в ГДР и был популярен в Советском Союзе. Но большинство театров ставило его пьесу как обычные спектакли по системе Станиславского, где артисты переживали роль, и это было ужасно тягомотно. По-настоящему Брехта смогли поставить в театре Вахтангова.
— В своих режиссерских указаниях к пьесе Брехт предоставляет театрам широкие возможности для демонстрации авторской мысли с помощью различных «отчуждений»: фотографий, кинопроеций, непосредственного обращения актеров к зрителям. Что это?
— Отчуждение — это когда актер играет роль, но при этом как бы показывает ее. То есть играет роль со стороны. Для этого необходима некая двойственность в голове актера. Он не переживает роль, а показывает – вот такой его герой. Я придумал схему, в которой один актер играет несколько ролей. Но при этом зритель не будет удивляться, почему один и тот же человек играет и там, и там.
— Театральные критики в своих рецензиях пишут, что после просмотра спектакля «Мамаша Кураж и ее дети» зритель прозревает. В чем мы должны будем прозреть?
— Можно эту пьесу поставить так, что главная героиня очень любит своих детей, но оказалась в сложной ситуации, и в их потере повинна только война. А она ни при чем. Но я хочу сделать то, что на самом деле задумывал драматург. Когда войны нет, то человек начинает думать, что война когда-то была, очень давно, и ее уже никто не помнит. Соберемся раз в году, споем песни на 9 Мая, пройдем с флагами. И при этом уже все забыли, как это было. Мне кажется, что если ты живешь войной, если ты ее поддерживаешь, если ты на ней наживаешься, то будь готов потерять часть своей души, если не всего самого себя. Мы постараемся не грузить зрителя, а всеми силами показать смех сквозь слезы. Чтобы зритель, не входя в депрессию, понимал все ужасы войны.
«Мамаша Кураж и ее дети» — пьеса-предосте-режение, она обращена не в далекое прошлое, а в ближайшее будущее. Когда автор писал ее, то в ней был заключен призыв к немецкому народу не обольщаться посулами, не рассчитывать на выгоду, не связывать себя с гитлеровцами круговой порукой, узами совместных преступлений и совместной ответственности и расплаты.
Чем острее и трагичнее конфликт, тем более критической должна быть, по мнению Брехта, мысль человека.
Премьера состоится 7, 8 и 9 марта в 19:00.
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!