К сожалению, подобных историй, когда по какой-то причине дети объявляют, что больше не пойдут в школу, немало. Семья Сабины приняла кардинальное решение — еще раз сменила школу, и теперь у девочки все в порядке. Но всегда ли нужно сразу идти на такой решительный шаг и можно ли как-то по-другому справиться с ситуацией? С этими вопросами мы обратились к детскому психологу с многолетним стажем Т. Журавлевой.
Звонка с последнего урока Сабина (имя изменено) уже давно ждала с опаской. Пятиклассница знала, стоит ей свернуть за угол школы — и одноклассницы, которые уже наверняка ее там поджидают, выбьют из рук портфель, обступят плотным кольцом и начнут бросать ей в лицо обидные слова. А когда надоест, толкнув пару раз, смеясь и оглядываясь, дружной стайкой пойдут домой. Ей же, вволю наплакавшись, сначала придется успокоиться. Расстраивать маму не хочется, значит, заходить в квартиру нужно с улыбкой…
О том, что в новой школе, куда девочка пошла после переезда из Талдыкоргана в Шымкент, отношения с одноклассницами у дочери не сложились, мама Сабины узнала только после того, как девочка пришла домой в порванной блузке и с синяком под глазом. От мелких унижений девочки перешли к более серьезным «наказаниям» не понравившейся им пухленькой близорукой новенькой.
Увидев Сабину в таком виде, мама, ахнув, села на стул. «В школу больше не пойду», — сказала Сабина и заплакала…
Ты другой — ты изгой!
«Увы, но печальная реальность такова, что практически в каждом классе есть один, а то и парочка «изгоев», — говорит Татьяна Аркадьевна.
— С ними никто не хочет сидеть за одной партой, над ними зло шутят, а то и откровенно унижают. Иногда причиной становится какая-то особенность ребенка — плохое зрение, заикание, полнота или худоба, рост, а иногда достаточно неумения или нежелания дать сдачи обидчикам.
Читать ребенку лекцию о том, что надо уметь себя защищать, неэффективно. Вмешиваться напрямую тоже не стоит. Ну, придете вы в класс, выскажете свои претензии тем, кто обижает вашего сына или дочь, и уйдете. А после вашего ухода, скорее всего, все станет еще хуже. Теперь ему будет доставаться еще и за то, что за него пришли заступаться мамочка или папочка. Поэтому в такой ситуации лучше всего вывести его на откровенный разговор, выслушать, рассказать, как сильно вы его любите, и попробовать найти для него дополнительное занятие: если ребенок слишком высокий — предложите записаться в секцию баскетбола, плохое зрение — в какую-нибудь творческую мастерскую или на модную нынче робототехнику. Выбор на самом деле большой, нужно лишь понять, к чему у ребенка есть интерес. Увидев, что он не один такой, ребенок перестанет стесняться своей особенности, обретет уверенность в себе и перестанет реагировать на насмешки одноклассников. Да и те, скорее всего, узнав о том, что «изгой» занимается интересным делом да еще и добивается успехов, начнут относиться к нему совсем по-другому. Если же ситуация не улучшится, то не стоит ждать, пока все само рассосется, и поступить как родители Сабины — перевести в другую школу. Поверьте: высокий рейтинг учебного заведения и лишние полчаса дороги не так страшны, как разрушенная психика ребенка».
Не в оценках счастье
Одна из самых распространенных причин нежелания идти в школу или на какой-то определенный урок — плохой ответ накануне.
«Если ваш ребенок приходит из школы в слезах, отказывается показывать тетради или дневник, значит, он расстроен оценкой своей работы, — говорит Т. Журавлева. — А расстроен он так потому, что знает, вы будете недовольны. Он просто боится, что не смог оправдать ваших ожиданий, которые передались ему, когда вы говорили: «Ты должен учиться только на отлично, иначе вырастешь никому не нужным и ничего не сможешь добиться в жизни». Или намекали: «Жаль, что у тебя в тетради не так красиво, как у твоей подруги Гули», или: «Как приятно, наверно, маме Руслана в его дневнике расписываться, там столько похвальных слов от учителей всегда написано». Быть лучшим у вашего ребенка не получилось, вот желание идти в школу и пропало. Перестаньте давить на него и как можно чаще хвалите за успехи. Так вы дадите ему понять, что главное не оценки, а то, что он стремится к учебе, прилагает усилия, старается — и желание пойти в школу вернется».
Нынче в школе первый класс вроде института…
Уроки, дополнительные занятия английским, выполнение домашней работы, хореография… Мало того что во втором классе любой частной школы Шымкента день учеников буквально расписан по минутам, так еще родители, забирая своего сына Сергея (имя изменено) из школы в четыре часа, а не в шесть, как другие, успевали водить его в секцию карате и на плавание. Сначала мальчик с удовольствием всем занимался и вдруг словно споткнулся на бегу… Учителя стали жаловаться, что он рассеян на уроках, сам школьник потерял интерес к спорту и учебе, начал сетовать на бессонницу и постоянные головные боли и выискивать различные поводы пропустить занятия, остаться дома.
«Мы решили, что он заболел, — говорит мама Сергея. — Но врачи не нашли у сына никаких проблем со здоровьем. Может, это просто детские капризы?»
«Не капризы, а переутомление, — говорит Т. Журавлева. — А значит, родителям стоит умерить свои амбиции. Всестороннее развитие — это, конечно, прекрасно, но не ценой же нервного срыва! Попробуйте освободить ребенка от загруженности хотя бы на треть. Присмотритесь, стал ли он веселее и бодрее? Лучше спит и кушает? Если нет, то, может быть, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. И постарайтесь не перегружать его, чтобы интерес к занятиям вернулся».
Без друзей меня чуть-чуть…
Бывает, что вроде бы никто из одноклассников ребенка не обижает, а друзей у него все равно нет. Чаще всего это связано с природной застенчивостью. Такое случается с теми, кто перешел в новую школу или в новый класс, где уже все разбились на компании по интересам. Для детей побойчее это не проблема. Например, мой старший внук в любом месте практически сразу обрастает новыми товарищами. А вот сын соседки Ринат даже в родном классе постоянно остается в стороне от кипучей жизни третьеклассников.
«Чаще всего такие ситуации складываются у ребят с заниженной самооценкой, — говорит Т. Журавлева. — Хотя есть и такие, кому просто не нравятся шумные компании, им неплохо в одиночестве. Поэтому сначала нужно выяснить у ребенка, хочет ли он, чтобы у него были друзья. Если услышите, что ваш маленький школьник совсем не против обрести друзей, но у него не получается, помогите ему — придумайте повод устроить какое-нибудь веселое мероприятие и пригласите на него детей из его класса. Например, можно организовать у себя во дворе игры на свежем воздухе».
Не пришелся ко двору
«Невзлюбила мою дочку наша историчка, — жалуется коллега по работе. — Не можем понять, в чем дело. До окончания школы всего ничего. Класс менять не хочет — все подруги здесь. И учится хорошо, и активистка, а вот чувствует ребенок антипатию учителя и все. Что делать, не знаем».
«Учитель должен относиться ко всем детям одинаково. Это золотое правило педагогики, увы, соблюдается не везде и не всегда, — говорит Т. Журавлева. — Человеческий фактор не исключен, и педагоги порой, даже не отдавая себе отчета, выбирают «любимчиков» и «мальчиков для битья». То есть то, за что будет легко прощен любимчик и за что слегка пожурят остальных, мальчик (или девочка) для битья» получит, как говорится, по полной программе. При этом в «нелюбимчиках» вовсе не обязательно оказываются аутсайдеры. Причин для такой «нелюбви» педагога может быть множество. От излишней, на его взгляд самоуверенности, до нежелания активно участвовать в организуемых им мероприятиях. Сначала я бы рекомендовала «разведать обстановку» — поговорить с родителями других детей и с самими детьми, выяснить, как учительница относится к ним и как она, на их взгляд, относится к вашей девочке. Потом попробуйте открыто поговорить с педагогом, только не начинайте с негатива и угроз. Лучше все же попытаться уладить конфликт мирным путем. Спросите, что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию. Попросите совета. И предложите изменить подход к ребенку. Если же беседа не даст результата и ребенка в покое не оставят, поговорите с дочерью о том, что в жизни, к сожалению, бывает так, что даже когда мы очень стараемся и делаем все как положено, другие не всегда оценивают это адекватно. Скажите, что вы уверены, что она знает предмет, с преподавателем которого не сумела наладить контакт, похвалите за старания и отметьте, что если оценки не будут отражать ее знания, то это не ее вина и расстраиваться об этом не стоит. Вообще, старайтесь как можно чаще говорить со своим ребенком, расспрашивайте его о школе хотя бы по пять минут, но каждый день. Особенно, если чувствуете, что он теряет к ней интерес. Если даже вы просто выберете удобное время, приобнимите его и скажете: «Мне кажется, ты расстроен», а потом замолчите, ребенок даст вам понять, угадали вы или нет, а главное, воспользуется возможностью высказать все, что накопилось у него на душе. И вовремя разрешить назревающий конфликт».
Ирина Притула
Робототехника по 15 000 тенге за 4 занятия? Вы им хоть берега-то показывайте ! А то еще и не сразу объявили что платно, а после того как ребенок уже заинтересовался!
Очень хорошо что Вы подняли наконец эту тему, а то учителя не хотят признавать что проблема детского буллинга существует, несмотря на так участившиеся случаи суицидов школьников.
Хорошо бы эти темы на педсоветах обсуждать, здесь в одноклассниках учителя вряд ли бывают !