Антикризисные предложения от предпринимателей
Только вместе
Для восстановления и развития малого и среднего бизнеса необходимы длинные деньги: долгосрочные кредиты под вменяемые проценты, налоговые льготы, дешевая аренда и перекрытие каналов контрабанды, считает директор ТОО «Балаби» К. Бекбосынова.
«Самое главное — нужна скорость претворения в жизнь антикризисных мер — говорит предпринимательница. — Меры помощи малому и среднему бизнесу предпринимаются властью на всех уровнях. И достаточно оперативно. Но сегодня, увы, от решения до реального исполнения — дистанция огромного размера. Такое в условиях кризиса недопустимо. Есть решение Президента страны и Правительства о кредитовании предпринимателей под 6 % компенсацией коммерческим банкам разницы между их ставками и льготной за счет государства. Государство деньги выделило, но предприниматели этих кредитов до сих пор не видят. Пока суть да дело,курс тенге упал настолько, что 6 % для бизнесменов, особенно занимающихся реальным производством, уже не актуальны. Мы предлагаем за счет областного и городского бюджетов субсидировать кредитование малого и среднего бизнеса еще на 4 %. Кредиты под 2 % годовых позволят малому и среднему бизнесу не только преодолеть последствия карантинного простоя, но и двигаться дальше — расширять производство, создавать новые рабочие места. Государству эти затраты вернутся ростом налоговых поступлений от развивающегося бизнеса.
СЭЗ «Оңтүстiк» — тому наглядный пример. В реальном исполнении решений по кредитованию МСБ стоило бы задействовать контроль со стороны Палаты предпринимателей и партии «Nur Otan».
Главным смыслом антикризисных мер должно быть обеспечение занятости. Будут рабочие места с достойной зарплатой для всех трудоспособных граждан — будет расти платежеспособный спрос на товары и услуги, будет расти налоговое наполнение бюджета. Будет все это — будет социальная стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Это — азы экономики, что по Марксу, что по Форду.Вкладывать деньги в развитие абстрактной экономики все равно, что просто выбрасывать их. Экономика развивается для людей, а не люди существуют, чтобы ее обслуживать. На наш взгляд, главным критерием эффективности управления в государственном аппарате на всех уровнях должно стать создание новых рабочих мест. Не сезонных — на массовом ремонте улиц, а постоянных с упором на производственный сектор, рассчитанных на перспективу.
Мировой кризис, как ни парадоксально, открывает перед такой развивающейся экономикой,как казахстанская, огромные возможности. Его результатом предсказуемо будет переформатирование или, говоря прямо, передел сложившихся рынков сбыта продукции. В этом деле, кто первый встал, того и тапки. Наши производственники могут занять временно освободившиеся ниши. Только времени на это у нас совсем немного. Если соседи, дай бог им, конечно, успехов и благополучия, окажутся расторопнее, после окончания всяческих карантинов и ограничений наш рынок затопят импортные товары.
В той же легкой промышленности на докарантинное время отечественные товары занимали всего около 3 % внутреннего рынка. Для страны,производящей собственный хлопок, шерсть, кожу и многое другое, показатель просто неприличный.
Мы вполне в состоянии себя одеть, обуть и прокормить. Ресурсов для этого в стране достаточно. Дело за их рациональным использованием. В этих условиях то, что почему-то нам вменяли как недостаток — значительная роль государства в экономике — становится нашим преимуществом.
Для обеспечения конкурентности казахстанских товаров на внутреннем и международном рынке все рычаги в руках государства. Достаточно урезать аппетиты энергетических монополий: снизить цены на электричество, газ, воду, удешевить стоимость аренды производственных площадей и себестоимость отечественной продукции снизится до приемлемых показателей.
В самом начале эпидемии, в период остановки производства, мы продемонстрировали полное единодушие, единство власти и народа и решимость вместе преодолеть все трудности. Нельзя утратить это с течением времени и нарастанием экономических проблем. Решить их мы можем только сообща.Другого пути нет».
Назад к монополиям?
Там — тупик
Эпидемии приходят и уходят,а тенденции монополизации рынка автомобильного топлива остаются. Большая рыба поедает мелкую. Так описывает ситуацию на розничном рынке ГСМ председатель Ассоциации автозаправщиков «Жанаржагармай» К. Камбаров.
Устойчивая тенденция вытеснения малых и средних предприятий, обслуживающих отдаленные населенные пункты области, наблюдается последние 20 лет. В неравной борьбе с крупными торговыми сетями они предоставлены сами себе. Ассоциация автозаправщиков предлагает для нормализации рынка и предотвращения искусственного дефицита ГСМ вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя в нашей
области схеме квотирования продаж горючего по регионам и общественного контроля за его распределением по АЗС.
«Крупный бизнес заходит в сферу малого и среднего через аффилированные компании, — рассказывает К. Камбаров. — Доказать, что десятки малых фирмочек, работающих в рознице, принадлежат общенациональной сети, невозможно. Все они независимые, но, поскольку оптовые продажи ГСМ находятся в руках сетевиков, мимикрирующие под независимые АЗС, реально принадлежащие крупному капиталу, получают приоритет в приобретении горючего. Никакой конкуренции здесь нет и в помине. Компания оптовик всегда может отказать в продаже бензина или дизтоплива, не объясняя причин: мол, нет у нас больше для вас горючего — и все. Попробуй их проверь! В реальности такие компании сами розничной реализацией не занимаются. Они попросту перепродают горючее мелким сетям АЗС по завышенной цене. Это порождает еще одну проблему — теневой экспорт бензина в Россию и Кыргызстан. При разнице
розничных цен в 70-100 тенге за литр это сверприбыльный бизнес. По осторожным оценкам, в этом году объемы нелегального вывоза ГСМ за рубеж составили не менее 100 тысяч тонн в месяц. Для сравнения: месячная потребность Туркестанской области — около 75 тысяч тонн.
По факту мы субсидируем экономику соседних стран. Упущенная выгода Казахстана по платежам в бюджет составляет около 70 миллионов долларов. Если не принять срочных мер, потери будут увеличиваться с каждым годом, и скоро мы вернемся к периодическому дефициту автомобильного топлива на внутреннем рынке. Из нескольких вариантов решения проблемы незаконного вывоза ГСМ повышение внутренних цен и закрытие границ можно сразу отмести. Повышение цен вызовет эффект домино по всей экономике и негативные социальные последствия. Реально закрыть границу с Россией сложно, дорого и долго.
Для решения проблемы, по мнению ассоциации, необходимо регулировать поставки в регионы не менее половины объема нефтепродуктов. Такой механизм действовал в 2009 2016 годах и доказал свою эффективность. Он достаточно прост: Минэнерго ежемесячно на основании данных по производству ГСМ распределяет квоты на закупки по областям. По ним оптовики продают горючее областным операторам, определенным соглашением между акиматами областей и объединениями автозаправщиков под контролем этих объединений и региональных филиалов Палаты предпринимателей. Дальше районные операторы распределяют объемы ГСМ по конкретным АЗС. По этой схеме даже во времена дефицита горючего оно справедливо и прозрачно распределялось между регионами и доходило до конечных потребителей. Города, районы, села каждой области стабильно обеспечивались нефтепродуктами.
В близкой перспективе это позволит снизить цены на ГСМ для общественного транспорта и, соответственно, стоимость проезда.
Если этого не сделать, объемы нелегального экспорта ГСМ будут только расти, и в конце концов мы, несмотря на то, что после модернизации наших НПЗ обеспечили полностью потребности страны в горючем, вернемся к временам регулярных перебоев с поставками ГСМ на места».
Игорь Лунин
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!