В Казахстане утверждена новая редакция Этического кодекса государственных служащих. Этот документ устанавливает стандарты служебной этики и служит основой для формирования морально-нравственных качеств у чиновников.
О том, какие новшества в нем предусмотрены, мы попросили рассказать уполномоченного по этике аппарата акима Туркестанской области М. Исаева (на снимке).
— В новой редакции кодекса преду-смотрены приоритетные требования по формированию «клиентоориентированного» государственного аппарата и соблюдению принципов открытости в предоставлении государственных услуг, — говорит Максат Шамансурович. — Госслужащие, ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, должны проявлять готовность к работе с общественностью и обеспечивать прозрачность своих действий. Определены также этические принципы государственной службы: добросовестность, честность, справедливость, открытость и вежливость.
Кроме того, внесены изменения в Правила наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих и Положение о Советах по этике. В первом документе уточнены порядок проведения служебного расследования, рассмотрения материалов, дискомиссии и сроки принятия решений уполномоченным лицом по рекомендации дискомиссии. Комиссия по этике Агентства по делам госслужбы наделена полномочиями рассматривать дисциплинарную ответственность заместителей акимов областей, городов республиканского значения, столицы, акимов городов, являющихся административными центрами областей, городов областного значения, районов и городов, председателей комитетов, а также руководителей аппаратов акимов областей за нарушение норм служебной этики и совершение дискредитирующих поступков.
— Новшеством стало внедрение в оценку работы уполномоченных по этике специального рейтинга. Хотелось бы узнать, кто в нашей области в передовиках?
— Действительно, совместно с департаментом Агентства по делам госслужбы по Туркестанской области была разработана рейтинговая система, включающая 16 показателей. Это сделано для того, чтобы мониторить работу уполномоченных по этике, совершенствовать ее, повысить их ответственность. По итогам года высокие показатели у Мактааральского, Келесского районов, города Арыси. Низкие — у Казыгуртского и района Сауран, города Кентау. Уполномоченным по этике здесь необходимо активизировать работу. В пяти районах — Сайрамском, Ордабасинском, Шардаринском, Толебийском и Мактааральском — функции уполномоченного по этике были возложены на начальников кадровой службы. По нашему предложению теперь их выполняют заместители акимов районов и руководители аппаратов акимов районов.
— В прошлом году среди госслужащих местных исполнительных органов Туркестанской области было проведено анонимное анкетирование. Расскажите, пожалуйста, что же их не устраивает в работе?
— В анкетировании принял участие 3131 госслужащий, или 83,1 процента от всех штатных сотрудников. Это работники аппаратов акима области, городов и районов, сельских акиматов, областных управлений. Выяснилось, что есть госслужащие, которых не устраивает отрицательный морально-психологический климат в коллективе. Они отметили, что иногда приходится работать в праздничные и выходные дни, что нагрузка на сотрудников бывает неравномерной, что не всегда мнение работника учитывается начальством. По итогам опроса выработаны рекомендации, которые будут направлены управлениям и акиматам. На официальном сайте акимата области тоже было организовано онлайн-анкетирование. В нем приняли участие 1690 человек. Удовлетворены морально-психологическим климатом в коллективе 89 процентов опрошенных. Объективность в отношениях с руководством отметили 90 процентов. 91 процент респондентов указал, что факты выполнения личных поручений начальства не встречается. Не часто, по мнению опрошенных, случаются и факты нарушения норм служебной этики.
— Уполномоченный по этике становится сегодня своеобразным омбудсменом госслужащих и граждан в диалоге с руководством. Как удается наладить тесную связь с населением?
— Большое внимание уделяется установлению связи с населением, обеспечению открытости. В акиматах есть стенды, где представлена информация об уполномоченных по этике, указаны их контакты, графики приемов. К примеру, в прошлом году на телефон уполномоченного по этике в областном акимате поступили обращения от 24 граждан, которым оказана консультационная помощь и даны разъяснения. В городах и районах за помощью обратились 16 человек.
Все 17 уполномоченных по этике в нашей области имеют личные страницы в социальных сетях, где регулярно освещается их работа. Сюда же граждане могут направлять свои вопросы, делиться предложениями. В местных СМИ публикуются материалы по итогам проделанной работы.
Проводится постоянный мониторинг СМИ и социальных сетей по фактам нарушения чиновниками служебной этики. В прошлом году было установлено 18 критических публикаций в адрес госслужащих. Были внесены рекомендации по рассмотрению ответственности 10 чиновников. Восемь фактов подтвердились, в отношении этих госслужащих применены дисциплинарные меры. Всего же по решению дисциплинарных комиссий местных исполнительных органов в 2021 году за нарушение норм Этического кодекса дисциплинарные меры применены в отношении 45 госслужащих.
С участием специалистов областного департамента Агентства по делам госслужбы РК во всех управлениях областного акимата были организованы семинары-совещания по разъяснению норм этики, изменений в государственной службе. Обсуждалась актуальная проблема — улучшение качества оказываемых госуслуг. В городах и районах проведено 110 семинаров-совещаний. Организованы приемы, на которых рассмотрены 70 обращений.
Нужно отметить, что на Совете по этике в прошлом году было рассмотрено 59 дисциплинарных дел, что на 9 процентов меньше, чем в предыдущем году, в том числе по нарушениям норм Этики рассмотрено 34 дела, что на 7 процентов меньше, чем в 2020 году. Дисциплинарными комиссиями местных исполнительных органов рассмотрено 9 случаев по отрицательным действиям, влияющим на снижение авторитета госслужбы, по другим фактам нарушения законодательных норм — 30.
По данным центра правовой статистики, в прошлом году в области в исполнительных органах возбуждены уголовные дела, связанные с коррупцией, в отношении 11 госслужащих (в 2020 году — 23), на 155 сотрудников наложены административные штрафы.
В завершение хочу отметить, что изменения, происходящие в казахстанском обществе, требуют новых подходов в системе государственного управления. И осуществление их в госуправлении является ключевым фактором на пути создания нового Казахстана. К тем, кто работает в государственных органах, сегодня предъявляются высокие требования.
Путеводителем правильного поведения для чиновников должен стать обновленный Этический кодекс. Надеемся, что принятые поправки будут способствовать формированию сервисного, открытого и доступного для населения государственного аппарата.
Дружный коллектив, в котором развиты взаимопомощь, взаимное уважение и поддержка, — лучший пример соблюдения стандартов Этического кодекса.
— Благодарю за интервью!
Салтанат Абдижаппарова
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!