В ЮКО, по официальному списку, около 1300 объектов исторического, архитектурного, религиозного и природного значения, которые могут заинтересовать наших гостей. Начнем с объектов, которые касаются религиозной тематики, то есть святых мест…
В 714 году (начало VIII века) войска арабского халифата во главе с небезызвестным Кутейбой впервые вошли на территорию современного Казахстана и подошли к оазису Исфиджаб (территория, в которую входили окрестности горы Казыгурт, Сайрам и Шымкент). Местные жители, особенно кочевые тюркские племена, не захотели отказываться от своих старых верований, и начались так называемые «исламские войны». В этих сражениях и погибли некоторые наши современные святые: Абдель Азиз баб (поселок Сайрам), Укаша-ата (г. Кентау). И появились такие исторические объекты, как городище СИДАК (г. Туркестан), который, по мнению археологов, был сожжен дотла именно во время арабской военной экспансии…
Поняв, что силой оружия тюрков (а это были времена ТЮРГЕШЕЙ и КАРЛУКОВ) не заставить принять ислам, халифат начинает экспансию — МИССИОНЕРСКУЮ.
С начала IX по конец XI века здесь появляются наши арабские святые-миссионеры: Исхак баб (Баб-ата) в Сузакском районе, Жылак-ата — в Толебийском, Арыстан баб — в Отрарском и другие. Они проповедовали в основном ислам суфийского толка, организующим центром которого уже становились Самарканд и Бухара. Благодаря их деятельности некоторые тюркские вожди ДОБРОВОЛЬНО принимают ислам, и у нас появляются первые ТЮРКСКИЕ мусульманские святыни. Ярким образцом коих являются Баба Тукти Шашты Азиз в Сузакском районе и знаменитый Байдибек-ата в одноименном районе.
В X-XIІ веках, особенно во времена хорезмшахов, появляются первые проповедники суфизма — тюрки по происхождению. Самые известные из них — Ходжа Ахмет Ясави, его современники и ученики: Акбура, Карабура, Кошкар-ата, Исмаил-ата и многие другие.
Продолжение следует.
К. Исмаилов
Фото П. Сейтариди