Вынесен приговор по делу лжемедклиник, запустивших в Шымкенте схему по отъему денег
Тревожный звонок
«Частная клиника, в которой работаю, обманывает и пациентов, и нас, медицинский персонал. Уже несколько месяцев не платят зарплату. А клиентам впихивают банковские кредиты», — говорит по телефону возмущенный женский голос. — Подскажите, куда пожаловаться?»
«Обращайтесь в районную прокуратуру по территориальной принадлежности лечебного заведения, — дала я тогда совет. — Приходите к нам в редакцию с заявлением. Будем разбираться».
Но гражданка, эмоционально выдававшая в телефонную трубку скандальные факты,в редакции не появилась. Позже сообщила, опять же по телефону: заявление отнесла в Аль-Фарабийскую районную прокуратуру.
Тот двухлетней давности звонок вспомнился сейчас, когда в Аль-Фарабийском районном суде Шымкента огласили приговор по резонансному уголовному делу о медицинских лжеклиниках, куда женщин заманивали сладкими обещаниями избавить от коварного недуга, вернуть молодость, превратить в красавиц. А реальной задачей было затянуть людей в финансовую сеть, убедить клиента подписать договор банковского займа прямо в клинике. Вытащить деньги и оставить пациента у разбитого корыта.
Командовали в формате онлайн
Как следует из материалов уголовного дела, первые лжеклиники, позиционирующие себя носителями суперсовременных технологий в индустрии красоты, диагностике и лечении, граждане Российской Федерации открыли в нашей стране в Актюбинске и Атырау. Там сейчас ведутся расследования.
А в 2017 году они появились в Шымкенте. Точнее, один из них — А. Гончаров, 1984 года рождения, экономист по образованию. Его задачи: организовать сеть лжеклиник, запустить преступную схему, координировать и контролировать, чтобы денежки потекли на конкретные счета. Авторы криминальной затеи находились в Москве. Личности установлены, фамилии озвучены в суде. Они управляли запущенным криминальным механизмом дистанционно.
В аренду сняли новое роскошное здание на площади Аль-Фараби рядом с ТРЦ «Шымкент плаза». Там действительно все выглядело по высшему классу: и интерьер, и кабинеты, и мебель. Пустить пыль в глаза — это был стратегический маневр: смотрите, какая серьезная и процветающая компания.
Высококачественные услуги и блестящий результат гарантированы! Распространялись слухи, что здание и его содержимое вовсе не арендованные, а собственность чудо-клиники.
Кроме «Neo Clinic» («Нео клиник»), в Шымкенте открылось еще несколько: «Heart Clinic» («Харт клиник»), «Euromed Center» («Евромед центр»). О наличии преступной цели свидетельствует тот факт, что все они были оформлены на подставных лиц. Никто из граждан РФ, запустивших этот бизнес, документально не имел к ним никакого отношения.
Методы очарования
Объявили набор сотрудников, в основном среднего медицинского персонала. «Neo Clinic» возглавил гражданин Кыргызстана М. Ильясов, который был в курсе всего происходящего. Участвовал в запуске и раскрутке преступной схемы присвоения чужого имущества.
Как говорят свидетели, А. Гончаров — грамотный и энергичный человек, проводил собеседования и мастер-классы с медперсоналом, как «очаровать» клиентов, о чем вести разговор, какую выбрать тактику для достижения конечной цели: человек должен во что бы то ни стало подписать договор о банковском займе на оплату предоставляемых клиникой медицинских услуг. Это требование являлось обязательным при приеме на работу, от него зависел и размер заработной платы.
Бесплатная диагностика
Как значится в судебных материалах, А. Гончаров при неустановленных следствием обстоятельствах получал списки граждан, в том числе и пенсионеров, с номерами телефонов. Можно предположить, что за такие персональные данные иностранцу пришлось раскошелиться. В опекаемых А. Гончаровым клиниках был создан сall-center. Оператор обзванивал по имевшемуся списку граждан: «В нашей клинике, оснащенной новейшим оборудованием и использующей последние технологии, проводятся бесплатные консультация и диагностика. Это уникальный шанс узнать о своих недугах и излечиться от них. Ждем вас по адресу…». И народ, завороженный словом «БЕСПЛАТНО», конечно же, откликался на этот призыв.
Следующим этапом в криминальной схеме были сердечный прием и клас-сный сервис. Клиентов угощали чаем, кофе. Рассказывали о выдающихся достижениях медцентра, многочисленных исцеленных пациентах, осыпающих персонал благодарностями.
Затем проходила процедура обследования и диагностики. Как позже выяснится, на оборудовании не экспертного класса, а обычных дешевых китайских аппаратах. Буквально минут через 20 после обследования клиента приглашали к специалисту. У того на мониторе высвечивались не понятные простому человеку диаграммы. И медицинский работник выплескивал кучу выявленных недугов, шокирующих пациента.
Не волнуйтесь вы так…
«Да не волнуйтесь вы так сильно, — успокаивал медик. – У вас есть шанс победить эти болезни с помощью уникального оборудования и специалистов нашей клиники. Но понадобится длительное и целенаправленное лечение».
Эти слова перепуганный человек воспринимал как панацею, единственный шанс сохранить жизнь. Запланированная психологическая атака достигала цели: клиент «созрел». Наступала кульминация: момент отъема денег. Пациент задавал вопрос: «Во сколько обойдется курс лечения?».
Озвученная неподъемная сумма приводила в смятение. Но тут же по сценарию медик объяснял: «Вам очень повезло, у нас сегодня 50-процентная скидка! Воспользуйтесь редкой возможностью. Если у вас нет наличных, поможем оформить кредит».
Не дав человеку прийти в себя, хорошо подумать, все взвесить, его провожали к менеджеру банка, постоянно находившемуся в клинике. Тут же заключался договор.
Вся сумма сразу перечислялась банком клинике как 100-процентная предоплата за будущие услуги. В договоре черным по белому значилось: за расторжение предусмотрена солидная неустойка. Таким образом человек попадал в мышеловку. Сразу после подписания документа «обласканный» vip-клиент переходил в категорию простых смертных. В следующий визит приходилось выстаивать очереди, ощущать пренебрежительное к себе отношение.
Чай и кофе уже не предлагали…
Всем одно и то же
Во время досудебного следствия выяснилось, что пациентам с разными заболеваниями назначались одни и те же процедуры: ВЛОК (внутривенное лазерное облучение крови), ион-детокс (ионная очистка), массаж и иглотерапия. Вместо профессионального лечения одна только видимость.
Причем во время сеанса ион-детокса, когда темнела вода вокруг ног пациента, его убеждали: видите, сколько токсинов и шлаков выходит из вашего организма?! Вовремя обратились к нам».
Действительно, после нескольких сеансов появлялась легкость в теле и энергетический подъем. Но людей лечили, по заверению медперсонала, от серьезных хворей. Они верили. Делились ощущениями улучшения самочувствия с родными, знакомыми. Молва разносила благие вести, увеличивая число потенциальных клиентов. Но время шло, а кардинальных перемен в организме не наступало, никто не собирался возвращать разочарованным людям деньги.
«Вернем молодость и красоту»
Слухи о чудо-клинике, где можно получить высокопрофессиональные косметологические услуги, докатилась до сельских окраин.
«Дочь рассказала о бесплатных приемах новичков в шымкентской «Neo Clinic», назвала ее адрес, — рассказала заместитель директора государственной организации в селе Казыгурт, когда начался скандал вокруг этого медицинского центра. — В одну из поездок по службе в Шымкент, тогда областной центр, отправилась в роскошный офис клиники рядом с ТРЦ «Шымкент плаза». Меня там все очаровало.
Косметолог — сама любезность — уложила на кушетку, сделала массаж, еще какие-то процедуры. В общем, полный кайф и релаксация. Все увещевала, что сделает из меня красавицу, вернет молодость и сияние. Но для этого понадобится время и целенаправленный комплекс платных процедур. Одним словом, убедила заключить договор об оказании косметологических услуг и оплатить за счет банковского кредита, который предложили оформить прямо сейчас в здании клиники. На выбор предложили два банка. Свели с менеджером одного из них. Оформили документ на 300000 тенге. Оставалось только подписать.
Но мне, считаю, помог Всевышний. Я решила позвонить дочери. Сообщила ей, что оформляю кредит на косметологические услуги. Что еженедельно для этого придется ездить в Шымкент.
«Мама, не подписывай никаких бумаг. Ну разве ты сможешь каждую неделю отпрашиваться с работы на поездки в Шымкент. Не надо тебе никаких конфликтов с начальством. Ненужная это затея», — звонок меня отрезвил.
Я ничего не подписала. Со мной холодно распрощались. А когда грянул скандал с «Neo Clinic», поняла, в какую долговую ловушку не попала благодаря дочери».
Всем аферам афера
Теперь уже доподлинно известно, что бухгалтерия находилась отдельно от медицинских центров. Все, что там происходило, было спрятано за семью замками. 100-процентную предоплату за будущие медицинские услуги, поступавшую из банков за счет персональных кредитов клиентов, зачисляли на расчетные счета клиник. Потом деньги снимал директор и перечислял их на банковские карточки А. Гончарова в качестве безвозвратной материальной помощи. А тот отправлял их подельникам в Москву. Средства поэтапно и целенаправленно выводились с подведомственных ему лжеучреждений. А в апреле 2019 года с их счетов одномоментно исчезли все деньги. В одночасье они стали банкротами.
Первые жалобы клиентов, втянутых в долговую яму, в том числе и пострадавших от дилетантов-косметологов, стали поступать в 2018 году в Аль-Фарабийскую районную прокуратуру, которую тогда возглавлял Н. Сейдалиев (сейчас первый заместитель прокурора Шымкента) и правоохранительные органы. Возмущались и сотрудники клиник, которым стали задерживать заработную плату.
В Аль-Фарабийском РУП возбудили уголовное дело по факту мошенничества. Но поток жалоб стремительно рос как снежный ком, летящий с вершины горы. Требовались действенные и оперативные меры. Тогда расследование было передано в департамент полиции Шымкента. Там создали специальную группу, в которую включили опытных следователей. На высоте оказались и процессуальные прокуроры.
Началась проверка бухгалтерских документов. Были назначены судебно-экономические экспертизы. Следователи столкнулись с отсутствием кучи документов, которые могли подтвердить целевое использование средств, снятых с лицевого счета клиник. Организаторов и того, кому уходил главный финансовый поток, вычислили.
Сложность расследования состояла в большом числе обманутых клиентов. Но не все обратились с заявлениями в правоохранительные органы. Плюс потерпевший обслуживающий персонал враз обанкротившихся клиник: врачи, косметологи, массажисты, администраторы, уборщицы, которым за несколько месяцев не выплатили зарплаты.
К этому времени заваривший большую кашу в Шымкенте А. Гончаров отбыл в Алматы, где активно раскручивал новую клинику «Оскар». Туда отправились шымкентские оперативники, вручившие ему повестку прибыть в ДП Шымкента. А когда он приехал, взяли под стражу.
А вот первого директора «Neo Clinic» гражданина М. Ильясова задержать не удалось. Он исчез из Шымкента, где сейчас находится, неизвестно. А. Гончаров, главный вербовщик и рекрутер, заметая следы, с середины 2017-го до конца 2018-го сменил четырех директоров в курируемых лжеклиниках в Шымкенте.
Всем им следствие предъявило обвинительные акты. Но на скамье подсудимых предстали только трое. Установлены двое граждан России, участвовавшие в создании криминального бизнеса и дистанционно руководившие им. Но они сейчас находятся за пределами Казахстана.
Несмотря на большой объем работы, следственная группа завершила это уголовное дело за семь месяцев.
Вины не признали
Подсудимым были предъявлены обвинения в мошенничестве по предварительному сговору, присвоении чужого имущества в особо крупном размере. На судебном следствии никто из них не признал себя виновным. Но, как следует из приговора, вина А. Гончарова, А. Токмамбетовой, Н. Мараткызы и А. Байхоновой «полностью доказывается протоколами допроса потерпевших, протоколами допроса свидетелей, протоколами производства выемки предметов и документов, протоколами осмотра предметов и документов, протоколами производства изъятия предметов и документов, документами признанными в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, заключениями судебно-экономических экспертиз, протоколами допроса свидетелей, имеющих право на защиту, и подозреваемых, а также другими собранными материалами по уголовному делу». Эта компания украла у клиентов более 151 млн. тенге. И не заплатила персоналу заработную плату в размере 15 млн. тенге.
Аль-Фарабийский районный суд признал виновными в совершении уголовных правонарушений по ст. 190 ч. 4, ст. 152 ч. 3 УК РК и приговорил А. Гончарова, 1984 г. р., к десяти годам, А. Токмамбетову, 1987 г. р., — к шести с половиной, Н. Мараткызы. 1993 г. р., А. Байхонову, 1991 г. р., — к пяти с половиной годам лишения свободы.
Приговор не вступил в законную силу. Все осужденные направили апелляционные жалобы в суд г. Шымкента.
Татьяна Корецкая
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!