Филармония и два музея

15 Фев 2024 12:06
Количество просмотров: 1393

Филармония — это единственное учреждение культуры, которое имеет областной статус, но по-прежнему базируется в Шымкенте.

В данный момент и здесь началась подготовка к переезду в Туркестан.

В штате областной филармонии более 200 человек: администрация, бухгалтерия, техперсонал, два танцевальных коллектива, оркестр, вокалисты, ансамбль скрипачей, эстрадный и фольклорный коллективы и самый маленький по численности (всего три человека) ансамбль русских народных инструментов.

По словам творческих работников, в Шымкенте у коллективов сложились свои традиции, есть свой зритель. Будет ли таковой в областном центре?

Филармония уедет. А что будет вместо нее?

Дело решенное

«Нарабатывать это на новом месте, конечно, можно. Но не у всех это может получиться. Такие коллективы, как ансамбли скрипачей и русских народных инструментов, например, могут столкнуться с отсутствием зрителя. А тот же ансамбль казахских народных инструментов требует передислоцирования большого числа музыкантов. Естественно, возникают вопросы не только по жилью, но и по трудоустройству членов семей, наличию мест в детских садах и школах», — рассказал «ЮК» руководитель ансамбля русских народных инструментов А. Коротков.

Что касается зрителя, то, да, придется трудиться с нуля. Исходя из опыта проведения конкурса «Казахская романсиада», который уже не первый год организует редакция газеты «Южный Казахстан» в Туркестане, публика здесь своеобразная, не приученная к жанровому разнообразию мероприятий. Например, на гала-концерты зрители, помимо туркестанцев, приезжают из Шымкента и Кентау. Местная публика по-прежнему остается не избалованной в культурном просвещении и досуге. Поэтому можно предположить: что-то новое и профессиональное будет воспринято туркестанцами и гостями города «на ура!». Тем более что культура, в частности музыка и танцы, не имеет ни границ, ни национальности.

«ЮК» обратился за комментариями к начальнику управления культуры Туркестанской области А. Койлыбаеву.

«Действительно, 1 февраля сотрудники филармонии получили уведомления о переезде, который мы намерены провести в марте. Разработан внутренний документ «Дорожная карта по передислокации областной филармонии в Туркестан». Согласно этому алгоритму и будем действовать. Вопрос с жильем, конечно, не второстепенный и, к сожалению, трудно решаемый. Но будем стараться помочь коллегам, согласившимся на переезд и работу в Туркестане», — сказал он.

Ответ на вопрос о предоставлении жилья дали и в пресс-службе акима Туркестанской области.

«Для тех, кто переедет, конечно, будет решаться вопрос с жильем. Если не арендным, то временным. Более того, аким Туркестанской области Дархан Сатыбалды дал поручение рассмотреть варианты строительства домов для сотрудников учреждений культуры в Туркестане. Это могут быть и семейные общежития. Не скажу, что это будет завтра-послезавтра, но такие планы есть», — сказала пресс-секретарь М. Сулейменова.

Посетовали в акимате Туркестанской области и на то, что руководство филармонии не смогло обеспечить переезд тогда, когда из Шымкента в Туркестан переезжали все учреждения областного подчинения.

«В Туркестане областную филармонию решено разместить в Конгресс-холле, где есть все необходимое для творческой работы певцов и музыкантов. Если появится необходимость доукомплектовать штат из-за нежелания сотрудников филармонии переезжать из Шымкента в Туркестан, то это тоже не проблема», — пояснил А. Койлыбаев.

Кстати, в прошлом году по поручению акима области

Д. Сатыбалды в туркестанском Конгресс-холле было создано 100 рабочих мест, а приехавших новых сотрудников культуры из разных регионов страны обеспечили временным жильем.
Завершиться переезд должен к концу марта. Это начало туристического сезона, стартуют мероприятия, открывающие Год туристической столицы тюркского мира в Туркестане.

Сколько человек из нынешнего штата филармонии согласны переехать, пока неизвестно. Зато все знают, что из-за крохотных зарплат, чтобы прокормить семью, многие артисты подрабатывают на мероприятиях частного характера в Шымкенте. Согласитесь, что мотаться из города в город на расстоянии 170 км та еще забава.

А что же будет со зданием, где пока еще в Шымкенте располагается филармония Туркестанской области? Как сообщил «ЮК» начальник городского управления культуры, развития языков и архивов Б. Орынтаев, решение о том, кто въедет в здание в центре города, пока еще не принято.

Информацию о том, что здесь может разместиться городской театр сатиры и юмора, прокомментировал заместитель акима Шымкента С. Куранбек: «Когда окончательно завершится процедура передачи здания от Туркестанской области на баланс города, ничего, кроме учреждения культуры, там не будет. Его для культуры и строили. То, что туда якобы переедет театр сатиры и юмора, скорее нет, чем да».

А вот ответ на вопрос, будет ли у Шымкента городская филармония, дал аким мегаполиса Г. Сыздыкбеков на встрече с активистами Шымкентского совета ветеранов в январе. Городские старейшины обратились к градоначальнику с просьбой оставить в Шымкенте Туркестанскую областную детскую библиотеку им. Ы. Алтынсарина. Аким заверил, что библиотеку оставят в Шымкенте, договоренность с областью есть. И это не единственный объект.

«Мы взяли библиотеку на наш баланс. А также у нас осталась филармония. Мы создаем коммунальное государственное учреждение», — сказал Г. Сыздыкбеков.

Вот, в принципе, и решение вопроса с отдельными коллективами, такими как ансамбли скрипачей и русских народных инструментов, которые, работая в городской филармонии, смогут по приглашению коллег из Туркестанской области приезжать в Туркестан для разовых выступлений. С таким решением согласен и руководитель управления культуры Туркестанской области
А. Койлыбаев, сказав, что вопрос о переводе необходимо обсудить с коллегами из Шымкента.

Возвращаясь к шымкентскому зданию, заметим, было бы хорошо, если бы в этом камерном зале филармония продолжила свою работу. Но уже городская.

Бесхозное здание музея, которого нет.

Музейная история

У пресс-секретаря акима Туркестанской области корреспондент «ЮК» поинтересовался и о сроках переезда областного историко-краеведческого музея, который пока остается в Шымкенте.

«Вопрос с переездом музея поднимался не раз. Предлагались разные варианты. Но музей — это же не только здание для экспозиции. Это еще фонды, не говоря уже о служебных и рабочих помещениях. Пока таких зданий в Туркестане нет. К тому же в областном центре достаточно музеев, экспозиции которых рассказывают об истории региона. Поэтому есть мнение, что перевозить музей очень дорого и нецелесообразно. В конце концов, несмотря на то, что Туркестанская область и Шымкент — отдельные административные единицы, наша история неделима. Она у нас общая. И предпринимаются все меры по согласованию этого вопроса с шымкентскими властями», — сказала М. Сулейменова.

Наверное, это действительно лучшее решение для музея. Но тогда вопрос с помещениями для фондов остается открытым. И решать его все же придется шымкентскому акимату.

Дело в том, что изначально на площади Наурыз для музея строили два здания, в одном из которых должна была находиться экспозиция, а во втором — фонды. Но в последний момент властями тогда еще Южно-Казахстанской области было принято решение о передаче второго здания вновь образованному центру обрядов и обычаев. Сейчас он имеет статус городского учреждения.

Корреспондент «ЮК» побывал в этом центре и, если честно, чего-то удивительного, а главное, обосновывающего и оправдывающего занимать все двухэтажное здание, не увидел. Среди экспонатов, представленных в центре (предметы быта, одежда, оружие и т.д.), преобладают стилизованные под этнографию современные изделия местных умельцев. В то время как в музее по соседству хранятся и выставлены оригиналы.

Если вернуться к изначальным планам, то можно решить наболевший вопрос с помещениями для фондов музея. А их почти 100 тыс. единиц. Это при том, что во время переезда фондов часть из них пришлось распределить по районным филиалам областного историко-краеведческого музея.

Есть вопросы

Еще один вопрос, решение которого идет медленно, — деятельность визит-центра Туркестана и музея наследия Х.А. Ясави. Этим объектам «ЮК» посвятил уже немало публикаций. Напомним, что на данный момент ни один из них не работает.

Изначально визит-центр был государственным коммунальным учреждением. Затем было решено передать его в частное управление. Не будем вдаваться в подробный анализ работы за время существования визит-центра, есть в ней и положительные моменты, и не очень. Но то, что сегодня туристу, приехавшему в Туркестан, негде получить информацию и консультации по пребыванию в древнем городе, факт.

Что касается музея наследия Х.А. Ясави, то с момента передачи здания на баланс городского акимата музей не принял ни одного посетителя, ведь самого музея все еще нет.

Как уже сообщал «ЮК», эта проблема была озвучена министром культуры А. Балаевой на приеме у Главы государства. И тогда же К. Токаев дал поручение решить вопрос и с визит-центром, и с музеем.

Изначально было предложено решение о передаче визит-центра на баланс Государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет Султан», то есть в республиканскую собственность, а музей наследия Х.А. Ясави — областному управлению культуры, то есть на баланс области. Но и здесь планы изменились, сейчас идет неторопливый процесс передачи обоих объектов на баланс республики. Какова причина такого решения, неизвестно. Можно лишь высказать свою версию.

После того как здание музея было передано (подарено) в коммунальную собственность Туркестана, встал вопрос о музеефикации. И тут началась история, которая и сама завершиться не может, и не дает возможность открыть музей выдающейся личности не только нашей страны, но и всего тюркского мира. Не будем вновь задаваться вопросом: куда было потрачено более миллиарда тенге? Он из локального уже превратился в вопрос республиканского масштаба.

Кроме финансовой, есть еще сторона моральная. Как рассказал «ЮК» директор по развитию Казахского научно-исследовательского и проектного института материальной культуры Р. Кутдусов, с сентября 2019 года институтом была привлечена группа ученых, которая разработала научную концепцию для будущего музея. На научно-методическом совете в Туркестане она была признана лучшей. В этом конкурсе принимали участие не только казахстанские компании, но и иностранные.

У историко-краеведческого музея нет помещений для фондов.

«Все наши надежды о будущем музее растворились в воздухе, когда акимат неофициально сообщил, что заключать с нами договор не собирается, а всю работу будет выполнять некая компания без опыта в создании музеев. И разными способами они стали требовать, чтобы мы передали авторское право и свои труды этой компании», — рассказал Р. Кутдусов.

Получив отказ, куратор проекта со стороны заказчика пригласил соавторов научной концепции и выдвинул условия о сотрудничестве с компанией «А1». Авторам концепции сообщили, что «А1» забирает концепцию и наработки, так как им понравились разработанный логотип будущего музея и идея музейных залов. В конечном итоге, как это и случается с плагиатом, изначальный проект музея превратился в жалкую и испорченную копию.

«Авторы «концепции» явно никогда не читали трудов Ясави, потому что то, что я увидел, повергло меня в ужас. Они или умышленно, или от исторической неграмотности полностью исказили личность великого суфия. Ходжа Ахмед из великого поэта, духовного просветителя и мыслителя превратился в какого-то пещерного человека, а все его достижения — подземная мечеть», — поделился своими печальными впечатлениями один из соавторов концепции музея кандидат исторических наук, ясавивед З. Жандарбек.

История Туркестанской области и Шымкента одна и неделима.

Как пояснили авторы концепции музея, чтобы оценить уровень непонимания духовного наследия суфия, который был настолько аскетичен и полностью отказывался от многих благ, достаточно прочитать идею входа, предложенного компанией «А1»: «Входная группа выполнена в виде разлома в ущелье из белого камня, где глубина покрыта золотом — как олицетворение колоссальной ценности культуры и традиций наших предков».

Ученые и сотрудники института, а также их коллеги из Узбекистана, России и Турции как один говорят, что более ужасной интерпретации образа великого суфия еще не видели.

По всей вероятности, это одна из причин, почему от несостоявшегося музея все пытаются откреститься. Уж слишком токсичным стал этот объект. Чересчур много проблем, как финансовых, так и этических, нужно будет решать тем, под чьей опекой в конечном итоге окажется музей наследия Х.А. Ясави в Туркестане.

 

 

Владимир Привалов

 

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *