На совещании, прошедшем в селекторном режиме, с докладом о межрегиональной схеме территориального развития Шымкентской агломерации выступил аким области Ж. Туймебаев.
В зону влияния агломерации входят: областной центр Шымкент, город Арысь и части семи районов области: Байдибекского, Казыгуртского, Ордабасинского, Сайрамского, Сарыагашского, Толебийского и Тюлькубасского
В своем выступлении глава региона Ж. Туймебаев отметил, что план развития разработан совместно с Министерством по инвестициям и развитию РК. Работа над документом в течение трех лет сопровождалась неоднократными встречами и обсуждениями со специалистами. Министр по инвестициям и развитию РК Ж. Касымбек попросил поддержать проект развития Шымкентской агломерации.
По его словам, в Послании народу РК «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент Н. Назарбаев обозначил задачу — формирование точек роста в агломерациях с центрами в городах Астане, Алматы, Шымкенте и Актобе. Для решения этой задачи была разработана Межрегиональная схема территориального развития Шымкентской агломерации.
«В зону влияния агломерации входят: областной центр Шымкент, город Арысь и части семи районов области. Среди них — Байдибекский, Казыгуртский, Ордабасинский, Сайрамский, Сарыагашский, Толебийский и Тюлькубасский. К 2030 году численность агломерации увеличится до 2,3 млн. человек. Учитывая это, необходимо повысить мобильность жителей и создать условия для миграции избыточного населения из Шымкента. На базе крупных населенных пунктов предлагается сформировать города-контрмагниты: в южном направлении – Сарыагаш, в западном – Арысь, на востоке – село Т. Рыскулова», — сказал министр.
Наряду с этим в рамках плана развития Шымкентской агломерации в целях усовершенствования транспортной системы Шымкента было предложено строительство трех объездных автодорог: внешнего южного объезда города протяженностью 118 км, объездной дороги вокруг Сарыагаша — 10 км, а также реконструкция и ремонт 720 км автодорог областного и районного значения. Предусматриваются также реконструкция железнодорожного вокзала города Арыси, строительство 43 км объездной железнодорожной ветки с северной стороны Шымкента, нового ж/д вокзала «Шымкент-2». Кроме того, до 2020 года предлагается строительство двух транспортно-логистических центров в Шымкенте и Сарыагашском районе. Предложенные меры позволят улучшить качество услуг, увеличить транзитный и экспортный потенциал агломерации.
В ходе заседания аким области Ж. Туймебаев подчеркнул, что регион нуждается в создании системообразующих промышленных предприятий и крупных агропромышленных комплексов на 5 000-10 000 голов скота.
«Большое значение имеют вопросы электро- и газоснабжения ядра Шымкентской агломерации. В связи с чем необходимы средства на завершение строительства подстанции «Астана-1, -2» и АГРС.
В нашем регионе высокий уровень рождаемости, на область приходится почти 25 % новорожденных всей республики. На сегодня в рамках агломерации требуется строительство 175 новых школ. Кроме того, принимая во внимание то, что Шымкент в 2020 году объявлен культурной столицей стран СНГ, в целях развития индустрии туризма возникает необходимость ускоренного решения вопроса реконструкции и расширения существующего аэропорта. Такие масштабные проекты придадут новый импульс развитию региона», — сказал Ж. Туймебаев.
Отметим, что с учетом ресурсного и производственного потенциала территории предложено перспективное развитие производительных сил агломерации. К 2030 году в Шымкенте получат развитие высокотехнологичные отрасли: фармацевтика, нефтехимия, металлургия, стройиндустрия, сфера инноваций, науки, торговли и других услуг.
Дальнейшее развитие получат фармацевтический, нефтехимический, текстильный, металлургический, строительный кластеры и кластер АПК. Объем продукции обрабатывающей промышленности к 2030 году увеличится в 5-6 раз. Развитие сельскохозяйственной кооперации и кластеров агропромышленного комплекса должно повлечь рост объемов валовой продукции животноводства. Предложенные меры будут способствовать реструктуризации производительных сил, трансформации традиционных индустриальных производств в высокотехнологичные и наукоемкие производства высоких переделов, развитию сферы услуг, освоению транспортно-логистического и рекреационно-туристического потенциалов.
Помимо этого, к 2030 году планируется продолжить развитие орошаемого земледелия, стимулирование кооперации крестьянских хозяйств, создание продовольственного пояса, современных откормочных площадок, теплиц, молочных комплексов, овощехранилищ. Развитие сельскохозяйственной кооперации и кластеров агропромышленного комплекса будет способствовать росту объемов валовой продукции животноводства с 137 до 518 млрд. тенге, растениеводства — с 131 до 653 млрд. тенге к 2030 году.
В плане развития агломерации не остались без внимания и вопросы развития инженерной инфраструктуры. К 2030 году планируется обеспечить централизованным водоснабжением 72 населенных пункта. Строительство межгородских и межпоселковых газовых сетей позволит повысить уровень охвата газификацией населенных пунктов с 46,3 % до 94,3 %.
На ряду с этим в целях развития туризма в ущелье Каскасу Толебийского района предлагается строительство 19 горнолыжных трасс протяженностью около 23 км. Формирование туристского продукта предложено на трассах международного и республиканского значения с охватом 229 объектов историко-культурного наследия и 17 особо охраняемых природных территорий.
Стоит отметить, что межрегиональная схема территориального развития Шымкентской агломерации позволит заложить фундамент дальнейшего повышения конкурентоспособности и уверенного социально-экономического развития региона.
Пресс-служба акима ЮКО
Агломерация — импульс к развитию области
*Развитие индустриальных зон и СЭЗ «Оңтүстік» сформирует в будущем основу кластерного развития таких приоритетных отраслей экономики региона, как фармацевтика, машиностроение и строительная индустрия.
*Для обеспечения к 2030 году прогнозной потребности в электроэнергии в объеме 5,5 млрд. кВт/ч предусматривается модернизация существующих и строительство новых электросетей и сооружений (ПС 220/110/10 кВ «Бозарык», ПС 110/10 кВ «Астана-1, -2» и др.), вовлечение в баланс возобновляемых источников энергии с привлечением частных инвестиций (ветровой электростанции 40 МВт в Байдибекском районе, солнечной электростанции 20 МВт в Сарыагашском районе к 2020 году и др.).
*Взаимосвязанное развитие инженерной инфраструктуры позволит обеспечить потребность населения и бизнеса водо-, газо- и энергоснабжением. Проектные предложения развития инженерной инфраструктуры будут направлены на модернизацию существующих и ввод новых мощностей в энергоснабжении; обеспечение потребности в воде в объеме 1,3 млрд. куб. м и доступ 72 населенных пунктов к централизованному водоснабжению. Строительство межгородских и межпоселковых газовых сетей позволит повысить уровень охвата газификацией населенных пунктов к 2030 году с 46,3 % до 94,3 %.
*Для развития туризма предлагается создание горнолыжного курорта в ущелье Каскасу Толебийского района (строительство 19 горнолыжных трасс протяженностью около 23 км).
*Размещение рекреационной инфраструктуры, в том числе этнографических парков (этноаулов) предложено на прибрежных территориях Бадамского, Бугуньского и Тогузского водохранилищ.
*Для развития медицинского туризма необходима реконструкция 9 действующих санаторно-курортных объектов на территории села Коктерек Сарыагашского района.
*Для развития социальной инфраструктуры предлагается увеличение охвата детей дошкольным образованием с 81 % до 100 %, ликвидация 18 трехсменных и 10 аварийных школ к 2020 году.
*Жилищный фонд агломерации увеличится с 30 до 59 млн. кв. м; при этом обеспеченность жилой площадью увеличится с 17 до 26 кв. м на человека к 2030 году.
*Для улучшения экологического состояния территории агломерации предложен комплекс мероприятий, включающий интенсификацию мер по охране воздушного бассейна на территории Шымкента и Сарыагашского района (75 % выбросов), модернизацию канализационных очистных сооружений (в том числе в Шымкенте, Сарыагаше, Аксукенте и Рыскулова), инвентаризацию и ликвидацию стихийных свалок, полную ликвидацию либо рекультивацию «исторических» загрязнений до 2030 года.
*Расширение Аксу-Жабаглинского государственного заповедника за счет включения кластерных участков, а также перевод ущелья Машат в статус особо охраняемой природной территории к 2030 году позволят обеспечить сохранение естественных экосистем и биоразнообразия на территории агломерации. Мероприятия по озеленению позволят довести к 2030 году общую площадь лесопарковых зеленых зон агломерации до 40 %.