От анахронизма советских времен, коими сегодня являются старые гаражи, по мнению большинства шымкентцев, нужно избавляться категорически. Ведь в городе не хватает мест для детских и спортивных площадок.
«Мы, собственно говоря, здесь все боремся за место под солнцем! В виде гаража. Чё тут скрывать?»
Из кинофильма «Гараж»
Сколько гаражей сегодня в третьем мегаполисе страны, точно ответить не берется никто. Их количество — тайна, покрытая мраком. Точное число не назовет ни одна городская служба. Имеются лишь приблизительные данные. В то время как, даже просто прогуливаясь по Шымкенту (особенно в районах, которые строились во времена СССР), постоянно натыкаешься на ржавые покосившиеся конструкции, бывшие когда-то гордостью советских автовладельцев.
Более-менее приличный вид — с большой натяжкой! — имеют только те гаражи, что относятся к кооперативам. А вот отдельные строения, в том числе и металлические, которые (это отлично видно на снимках) встречаются в самых неожиданных местах, выглядят не только нелепо, но и уродливо. Замечу: металлический гараж является временным строением, он никак не связан с земельным участком, на котором стоит. Земельные участки под такими гаражами в советские времена, когда происходила их массовая установка, не оформляли ни в частную собственность, ни в аренду (землепользование).
Большинство из оставшихся металлических «гробниц» (и это видно невооруженным взглядом) не используется по своему прямому назначению уже давно. Эти уродцы не только портят пейзаж городских дворов, но и очень вредят имиджу Шымкента как культурной столицы. К тому же хозяева металлических конструкций, занявших территорию во дворах городских высоток, многие годы не платят ни тиынки в бюджет. При этом, если просмотреть объявления о купле-продаже гаражей в Шымкенте, цены варьируются от 200 тысяч до 1,5 миллиона тенге. И вряд ли хоть какой-то процент от подобной сделки попадет в городскую казну.
По закону ни отдельные гаражи, ни строения гаражных кооперативов не являются стратегическими жилищными объектами, соответственно, даже объединения собственников гаражей не являются организациями, требующими поддержки со стороны государства.
В основном такие строения «прописаны» в районах советской застройки. Во дворах домов, появившихся после обретения Казахстаном независимости, имеются подземные паркинги и большие автостоянки, а отживших свое архитектурных реликтов в помине нет.
Да, на заре автомобилестроения гараж был необходим и в качестве места для сохранности тогда еще немногочисленных автомашин, и в качестве ремонтной мастерской, где можно было по-быстрому заменить кое-какие запчасти или накачать колеса. Сегодня же на улицах и городов, и сел по вечерам стройными рядами выстраиваются машины стоимостью в десятки тысяч у. е., и это уже никого не удивляет. Современные автомобили с их суперэлектронной начинкой не отремонтируешь в гараже, да и не всякий железный конь поместится в столь хлипкое строение.
Большинство шымкентцев уже давно выступает против таких одиноких уродцев, портящих городские улицы и отнимающих землю у жителей, и тем более в центре мегаполиса. На месте автогробниц можно было бы построить спортивную или детскую игровую площадку, разбить сквер или установить беседку для отдыха и т. д. и т. п. К тому же ржавые металлические конструкции представляют серьезную опасность для детворы, которая, осваивая придомовую территорию, взбирается на них, а потом падает, ломая ноги и руки.
«Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину родину продал!»
Из кинофильма «Гараж»
Как удалось выяснить, крохами информации о том, сколько гаражей находится в городе, владеет только налоговая служба. По словам главного специалиста городского управления госдоходов М. Суханбердиева, по Шымкенту в 2018 году из 10075 владельцев гаражей 10031 (остальные льготники) начислено почти 740 тысяч тенге земельного налога. Однако не факт, что эти деньги хозяева заплатят все и сразу.
В настоящее время, согласно действующему законодательству, владельцам гаражей (металлических, кирпичных и т. п.), разрешения на которые были получены в 90-ые годы или еще в советское время, необходимо заново определить свой правовой статус на их владение.
Земельные участки под капитальными гаражами оформляются как в частную собственность, так и на праве землепользования (то есть в аренду). Для выкупа в частную собственность препятствий нет, если гараж не находится в местах, где по закону гражданин не может иметь земельный участок на праве собственности. Кстати, если узаконивание производилось через комиссию по легализации, то владельцу капитального (не металлического) гаража на земельный участок выдавался акт на право временного землепользования. При этом комиссия принимала решение о легализации гаражных земельных участков только в случае, если в свое время местными исполнительными органами гражданам выдавалось разрешение на установку гаража.
Сегодня, чтобы в частном порядке узаконить земельный участок под капитальным гаражом, сначала нужно обратиться с заявлением в акимат. После подготовки постановления акимата о передаче гаража в частную собственность управление земельных отношений (УЗО) и гражданин заключают договор купли-продажи объекта. Размер выкупа определяется государством с учетом базовых ставок на землю (утвержденных правительством) и региональных коэффициентов (утвержденных маслихатом).
После предоставления в УЗО квитанции об оплате в налоговых органах гражданин получает акт на право частной собственности на гараж. При этом госакт нужно обязательно зарегистрировать в ЦОНе по месту нахождения гаража.
Участники гаражных кооперативов, зарегистрированные в БТИ, должны оформить госакты на землю, чтобы привести все документы на гаражи в надлежащий вид. Для этого в УЗО предоставляется акт передачи собственности от гаражного кооператива или другие имеющиеся у гражданина документы на гараж. Если же гаражный кооператив не распался, то его участники подают коллективное заявление в акимат города для оформления на каждый гараж отдельного акта землепользования или частной собственности. Причем, как говорит главный специалист городского земельного кадастра М. Косалиев, законом установлены нормы на каждый гараж независимо от того, какой он — отдельно стоящий или в относящийся к кооперативу. Места для хранения авто не должны превышать 18-20 кв. метров, то есть размером не более три на шесть метров.
Оформление документов на гараж и землю под ним — дело не одного-двух дней. Хлопоты, причем с определенными денежными затратами, отпугивают любого, кто надумал юридически оформить имеющийся гараж. Поэтому сведения о гараже, как говорят специалисты налоговой, земельного кадастра, земельных отношений, попадают сегодня в электронную базу только в двух случаях: первый — когда продают, второй — когда покупают гараж.
Одним словом, полного порядка и отчетности в гаражной теме во всех четырех районах Шымкента нет. Нужна ревизия подобного имущества, ведь налоги в городскую казну собираются не в полном объеме. А объекты, незаконно занимающие городские земли, необходимо снести.
Владельцы гаражей могут возразить только как герои в фильме «Берегись автомобиля»:
— А вы заметили, что во дворе, где произошла кража, и рядом на улице ночует много безгаражных машин.
— Да.
— А украсть машину, которая на улице, ведь легче, чем из гаража?
— Это вы очень точно заметили.
Бейбит Бисенбаев
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!